Решение №028/06/99-571/2020, № 028/06/99-572/2020 РЕШЕНИЕ по делам №№ 028/06/99-571/2020, № 028/06/99-572/2020... от 17 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делам №№ 028/06/99-571/2020, № 028/06/99-572/2020
о проведении внеплановой проверки

13 ноября 2020 года                                                                                   г. Благовещенск

(решение изготовлено в полном объёме 17.11.2020)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское У ФАС России) по контролю в сфере закупок 

в присутствии представителя государственного заказчика - министерства здравоохранения Амурской области (далее - Заказчик, Минздрав Амурской области) Ефремовой М.В., действующей на основании доверенности (лицу, присутствующему на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского У ФАС России),

в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

№ 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и

 

 

распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от

№ 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», заседание Комиссии Амурского У ФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина «TmeConf» в режиме видеоконференцсвязи,

провела внеплановую проверку по поступившей от некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией» информации о нарушениях государственным заказчиком - Минздравом Амурской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупочных процедур у единственного поставщика, по результатам которых заключены государственные контракты с реестровыми номерами 2280112372020000126 на сумму 37 240 000 рублей, 2280112372020000156 на сумму 18 620 000 рублей, на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

  1. и 13.04.2020 между Минздравом Амурской области и единственным поставщиком - акционерным обществом «Концерн Радиоэлектронные технологии» в порядке, установленным пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заключены государственные контракты № 2 и № 4, соответственно, на поставку медицинского изделия аппарата искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (далее - Контракты №№2,4).

Цена Контракта № 2 составила 37 240 000 рублей.

Цена Контракта № 4 составила 18 620 000 рублей.

В соответствии с пунктом 5.1 Контрактов №№ 2,4 срок поставки составляет не позднее 150 дней с момента заключения контракта.

Комиссия Амурского У ФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.

При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В совокупности норм статей 8, 24 и пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при выборе способа определения поставщиков (подрядчика, исполнителя) обязаны соблюсти разумный баланс между действиями, направленными на предупреждение и (или) устранение последствий чрезвычайной ситуации и соблюдения принципа обеспечения конкуренции, недопущению ограничения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для участия в закупках.

Для предупреждения и (или) устранения последствий чрезвычайной ситуации заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в количестве и объеме необходимом для принятия срочных мер в целях недопущения возникновения дальнейших неблагоприятных последствий.

В связи с глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COYID-19) на территории Российской Федерации и Амурской области, в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области лот 27.01.2020 № 10-р (в ред. от 01.04.2020) с 27.01.2020 введен режим повышенной готовности.

В целях оказания такой медицинской помощи лицам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) Минздравом Амурской области на осуществлена закупка аппаратов искусственной вентиляции легких и заключены Контракты №№ 2,4.

Согласно письменным пояснениям Заказчика незамедлительная закупка аппаратов ИВЛ обусловлена необходимостью оснащения медицинских организаций в которых разворачивались медицинские госпитали для госпитализации населения с внебольничными пневмониями, в том числе временных утраченных функций организма, в связи с чем, проведение электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку данного оборудования нецелесообразно ввиду увеличения срока проведения процедуры, вследствие чего медицинские организации были бы обеспечены указанным оборудованием не ранее декабря 2020 года, что в период пандемии распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID- 19 недопустимо, так как на территории Амурской области аналогичное оборудование в медицинских организациях имеется в недостаточном количестве.

Вместе с тем, срочность заключения контракта опровергается материалами дела, а именно - сроком поставки (150 дней) и возможностью введения в эксплуатацию всего оборудования.

Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы, что отражено в Письме Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».

Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, при введении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг в количестве, объеме, которые необходимы в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

При этом, такой контракт заключается с учетом требований Закона о контрактной системе.

Согласно письму ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20, заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.

Учитывая временной период с момента заключения контракта до фактической поставки, факт поставки только 30 единиц оборудования, у заказчика имелась возможность провести конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный законодательством о контрактной системе.

Кроме того, Минздравом Амурской области в материалы настоящего дела представлены запросы министерства в адрес хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по поставке медицинской техники, о представлении ценовых предложений в отношении аппаратов искусственной вентиляции легких.

Аналогичные запросы размещены Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov (номера запросов 0123200000420000046,0123200000420000047).

На вышеуказанные запросы Минздрава Амурской области представлены, в том числе, следующие предложения по поставке аппарата искусственной вентиляции легких:

  • ООО «Медком» предложен к поставке аппарат искусственной вентиляции легких Respironics V60, производитель Philips, США, цена 2 000 000 рублей, срок поставки -120 дней;
  • ООО «Медтехника ДВ» предложен к поставке аппарат искусственной вентиляции легких MythoVent, производитель MS Westfalia GmbHMS, Германия, цена 2 500 000 рублей, срок поставки - 1 месяц;
  • ООО «Новофарм-Амур» предложен к поставке аппарат искусственной вентиляции легких ZISLINE MV200, производитель Тритон, Россия, цена 2 890 000 рублей, срок поставки - 15 дней.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией Амурского У ФАС России в действиях Минздрава Амурской области установлено нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, а также состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку по информации, поступившей от некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией» о нарушениях Минздравом Амурской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупочных процедур у единственного поставщика, по результатам которых заключены государственные контракты с реестровыми номерами 2280112372020000126, 2280112372020000156, Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

  1. Признать государственного заказчика - министерство здравоохранения Амурской области нарушившим части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФ АС Росси для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны