Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-870/2024 от 7 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-870/2024 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «02» мая 2024 года В полном объеме решение изготовлено «06» мая 2024 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «Магтехгаз» (далее – Заявитель) (вх. № 5923-ЭП/24 от 15.04.2024) на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку кислорода медицинского жидкого (извещение № 32413483599), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Магтехгаз» на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» при проведении аукциона в электронной форме, 2024-7120 2 участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку кислорода медицинского жидкого (извещение № 32413483599). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «Магтехгаз» поступила в Московское УФАС России 15.04.2024. Окончание срока подачи заявок: 18.04.2024. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на положения документации Заказчика. ООО «Магтехгаз» в своей жалобе указывает на неправомерность действий Заказчика по включению в предмет поставки в составе одного лота наряду с медицинским кислородом жидким криогенное оборудование, поскольку это создает дополнительные препятствия участникам закупки, ограничивает конкуренцию. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничивается доводами, составляющими предмет обжалования. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России по первому и второму доводу сообщает. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ввиду следующего. 09.04.2024 ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» в ЕИС опубликовано 2024-7120 3 Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, закупочная документация, утвержденная Заказчиком. Согласно Техническому заданию Заказчик указал, что поставщик обеспечивает поставку, хранение и газификацию кислорода жидкого медицинского в собственных емкостях с последующей выдачей в сеть потребления с рабочим давлением 5,5 Атм на своих объектах. Челябинское УФАС России сообщает, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). В соответствии с часть 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. Антимонопольный орган не осуществляет контроль за целесообразностью определения потребности Заказчика. Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 № 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065, от 31.07.2017 № 305- КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305- КГ17- 3423). Кроме того, согласно правой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает Заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, а также предполагает наличие у 2024-7120 4 Заказчика права на установление в закупочной документации требований, способствующих целевому и эффективному расходованию денежных средств и сокращению издержек. Таким образом, Заказчик вправе формировать свою документацию исходя из своих потребностей. В данном случае потребностью учреждений является поставка кислорода, а также наличие у исполнителя криогенного оборудования, его техническое обслуживание, так как данное оборудование отсутствует в собственности учреждения. Отсутствует персонал, обладающий компетенциями по техническому обслуживанию криогенного оборудования. Порядок формирования лотов не определен Законом о закупках. Объединение в один предмет закупки товаров (работ, услуг) правомерно, если они технологически и функционально связаны между собой. Поставка жидкого медицинского кислорода в криогенных сосудах функционально и технологически связаны, так как сосуд криогенный является аппаратом предназначенным для длительного хранения и перевозки криопродукта (кислорода). Объединение в один лот поставки медицинского кислорода, предоставление криогенного оборудования обусловлено спецификой закупаемого товара и осуществляемой деятельностью Заказчика, а также в связи с необходимостью в использовании как единого комплекса. Нарушения положений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции в действиях Заказчика отсутствуют. Данные действия Заказчика также соответствуют признакам целевого и экономически эффективного расходования ресурсов заказчика и денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика. Наличие невозможности отдельными участниками закупки поставить криогенное оборудование само по себе не является основанием для признания закупки не легитимной. При этом, ООО «Магтехгаз» не представлено объективных причин невозможности поставить Заказчику данное оборудование. На рынке есть минимум три хозяйствующих субъекта готовых удовлетворить потребность Заказчика, что подтверждается коммерческими предложениями на запросы учреждения (направлены для определения НМЦД по данной закупке). По доводам о нарушении Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции Комиссия Челябинского УФАС России отмечает. Положения статьи 17 Закона о защите конкуренции призваны защитить конкуренцию на рынке товаров (работ, услуг), являющихся предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений и конкурентных закупок. В этом смысле не всякое отступление от правил проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и конкурентных закупок, установленных нормативными правовыми актами или документацией о торгах, может приводить к ограничению конкуренции на соответствующим товарном рынке, а ограничение количества участников торгов не всегда признается судами как нарушение антимонопольного законодательства. В частности, необходимо учитывать правовую позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в Постановлении от 28.12.200 № 11017/10, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимального широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. 2024-7120 5 Учреждение проводило закупку конкурентным способом, таким образом, каждый хозяйствующий субъект, имеющий возможность оказать требуемые услуги, мог принять участие в закупке. Признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупок не выявлено. Признаков, свидетельствующих о наличии антиконкурентного соглашения между Заказчиками, участником в различных сочетаниях не обнаружено. Челябинское УФАС России, рассмотрев спорную закупку не находит в них положений и требований, противоречащих Закону о закупках и Закону о защите конкуренции. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «Магтехгаз» на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку кислорода медицинского жидкого (извещение № 32413483599), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны