Решение б/н Решение от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/10/18.1-918/2024

 

«13» мая 2024 года                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<...>.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу физического лица (далее - Заявитель) на действия Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа (далее - Управление), выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения электронного аукциона на заключение договора аренды земельного участка площадью 1466 кв.м., с кадастровым номером 74:19:2107001:19, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Коркино, д. Дубровка, ул. Южная, стр. № 11, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства (далее — Земельный участок), извещение № 21000018960000000043, Лот № 2 (далее – Аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Управления, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения Аукциона.

В качестве доводов Заявитель указал следующее.

1. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте torgi.gov.ru, а также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе Заявитель не допущен до участия в Аукционе в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов или представлением недостоверных сведений (часть 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ). Однако, Заявителем предоставлены все достоверные сведения и весь список необходимых для участия в аукционе документов (в соответствии с извещением и ЗК РФ).

2. В соответствии с публичной кадастровой картой, размещенной на официальном сайте egrp365.org, на территории Земельного участка находится здание — капитальное строение, о котором отсутствует информация в Аукционной документации. Следовательно, Земельный участок не может быть предметом аукциона.

Таким образом, законные права участников Аукциона могут быть ограничены правами третьих лиц на указанное здание.

3. Сведения об основном виде разрешенного использования Земельного участка, размещенные в Информационной карте на Официальном сайте торгов, (Жилая застройка) не соответствуют сведениям о Земельном участке, опубликованным на официальном сайте торгов из ЕГРН (Индивидуальная жилая застройка). Указанные виды разрешенного использования противоречат друг другу, следовательно, нельзя точно определить назначение данного земельного участка. На этом основании нельзя признавать представленный земельный участок в качестве предмета аукциона, а также этим вводятся в заблуждение как участники аукциона, так и потенциальные участники торгов. Также есть шанс изъятия у победителя указанного земельного участка в случае использования его не по назначению.

4. На территории Земельного участка имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ. Однако указанная информация отсутствует в извещении.

5. Организатор аукциона в заявке на участие нарушил требования, предъявляемые законом к защите персональных данных: заявка не содержит обязательных в соответствии с Приказом Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» условий, а именно: не содержит цель получения согласия, срок его получения и объём получаемых персональных данных. Отсутствие данной информации в составе заявки делает невозможным исполнение положений пункта 9 и пункта 15 статьи 39.12 ЗК РФ, так как публичное размещение персональных данных без согласия, оформленного согласно требованиям Закона о персональных данных, лица, чьи данные размещаются, невозможно.

Таким образом, Организатор торгов обязан разместить в составе извещения форму согласия на обработку персональных данных или привести форму заявки в соответствие с требованиями, установленными к содержанию согласию на обработку персональных данных.

В связи с указанным Заявитель просит признать действия Управления при организации и проведении Аукциона нарушением порядка организации и проведения торгов, признать результаты Аукциона недействительными, обязать организатора торгов внести изменения в Аукционную документацию.

 

Управлением представлены письменные пояснения (исх. 1321 от 25.04.2024).

  1. Статьей 39.12 ЗК РФ установлен закрытый перечень документов, необходимых для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

В извещении в разделе «Адрес места подачи порядок подачи заявок на участие в аукционе» черным курсивом выделено требование Организатора торгов к документу, подтверждающему внесение задатка «Документами, подтверждающими поступление задатка на счет, являются копия платежного поручения об оплате или чек-ордер на сумму задатка по испрашиваемому лоту, прикрепленные одновременно с документами входящими в состав заявки.». Кроме того, в разделе извещения «Порядок внесения и возврата задатка» повторно указано, что скан платежного поручения прикладывается к документам, входящим в состав заявки, или чек ордер на сумму задатка.

При рассмотрении заявок 10.04.2024 было выявлено, что 3 заявителя не приложили документ, подтверждающий внесение суммы задатка. Заявитель приложила платежное поручение на сумму 2000000,00 руб., что не соответствует перечню документов, указанных в извещении.

В связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов, указанных в извещении, а именно, отсутствие платежного поручения или квитанции (чек-ордера) на сумму задатка, прикрепленных одновременно с документами, входящими в состав заявки, подтверждающих поступление задатка на счет, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 ЗК РФ в отношении Заявителя принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе. Кроме того, Заявитель не обращался по этому вопросу за разъяснением положений Аукционной документации в пределах срока подачи заявок.

На основании изложенного, Управление полагает, что Заявителя не допустили к участию в Аукционе на законных основаниях.

  1. Согласно сведениям из ЕГРН от 25.01.2024 КУВИ-001/2024-24677376 объекты недвижимости, расположенные в пределах Земельного участка, отсутствуют. Однако на Земельном участке расположен деревянный сарай без фундамента, не являющийся объектом недвижимости, сарай не используется, к объектам капитального строительства не относится.

  2. При создании извещения в ГИС Торги указан вид разрешенного использования «Жилая застройка» путем выбора из предлагаемых интерфейсом ГИС Торги видов разрешенного использования земельных участков. Исходя из описания вида разрешенного использования земельных участков, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412, «Жилая застройка» - размещение жилых домов различного вида. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1 (2.1. - индивидуальное жилищное строительство).

Таким образом, информационная карта с Официального сайта торгов и сведения из ЕГРН содержат достоверные сведения в части основного вида разрешенного использования Земельного участка. Указанные два вида разрешенного использования не противоречат друг другу, поэтому возможно точно определить назначение земельного участка с кадастровым номером 74:19:2107001:19.

  1. Согласно сведениям из ЕГРН и публичной кадастровой карты никаких ограничений на Земельном участке не имеется.

  2. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» заявка на участие в аукционе, подготовленная организатором торгов имеет абзац - Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», который учитывает все нормы Закона о защите персональных данных. Отсутствие развернутого согласия на обработку персональных данных никак не препятствует проведению процедуры аукциона и не нарушает его порядок. Кроме того, в жалобе не указано, какая именно статья в ЗК РФ указывает на обязательное наличие развернутого согласия в заявке.

Заявителем была подана заявка на участие в аукционе, следовательно, заявитель был осведомлен о всех аспектах извещения. Жалоб в адрес антимонопольных органов на стадии подачи заявок и до рассмотрения заявок ни от Заявителя, ни от других заявителей не поступало.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на процедуру торгов и порядок заключения договора. Ввиду наличия подписанного Сторонами договора, указанные действия Организатора торгов подлежат обжалованию в течение 10 дней со дня подведения итогов (протокол рассмотрения заявок от 10.04.2024, опубликование протокола 10.04.2024), т.е. до 20.04.2024. Жалоба датируется 21.04.2024, то есть за сроком, предусмотренным частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В связи с чем Организатор торгов считает, что жалоба не подлежит рассмотрению по существу, а доводы, изложенные в жалобе, несостоятельны и не соответствуют действительности.

 

Изучив представленные материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок организации и проведения электронного аукциона на право заключения договоров аренды, купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьями 39.11, 39.12, 39.13 ЗК РФ.

Постановлением Администрации Коркинского муниципального округа от 06.03.2024 № 191 «О проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности» принято решение о проведении Аукциона в электронной форме.

Управлением на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru 15.03.2024 опубликовано извещение о проведении Аукциона.

Дата окончания приема заявок – 09.04.2024;

дата рассмотрения заявок – 10.04.2024;

дата проведения Аукциона – 15.04.2024.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 10.04.2024 Аукцион признан несостоявшимся ввиду допуска к участию в Аукционе и признанием участником Аукциона одного участника.

Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

В силу статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Статьей 609 ГК РФ регламентировано, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Таким образом, договор аренды по результатам проведения Аукциона считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 10.04.2024 Аукцион признан несостоявшимся ввиду допуска к участию в Аукционе одного участника.

В Челябинское УФАС России 22.04.2024 поступила жалоба Заявителя. На момент поступления указанной жалобы у антимонопольного органа отсутствовали сведения о заключении/незаключении договора аренды Земельного участка (его государственной регистрации).

Челябинским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции 24.04.2024 на адрес электронной почты Управления направлено уведомление о поступлении жалобы № 074/10/18.1-918/2024 и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № НМ/5947/24 от 24.04.2024), согласно которому антимонопольный орган потребовал приостановить проведение Аукциона в части заключения договора.

Из представленных Управлением документов и сведений следует, что между Управлением и физическим лицом 22.04.2024 в электронном виде подписан договор № 53/24 земельного участка, находящегося в государственной собственности, но в установленном законом порядке не зарегистрирован.

Следовательно, поскольку указанный договор не может считаться заключенным, Челябинским УФАС России жалоба Заявителя рассмотрена по существу в соответствии с частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

1. Согласно подпункту 8 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, подтверждающие внесение задатка.

При этом заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ).

Следует отметить, что самостоятельным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ).

Согласно извещению о проведении Аукциона размер задатка — 8 584,17 рублей.

Извещением о проведении Аукциона установлено, что документами, подтверждающими поступление задатка на счет, являются копия платежного поручения об оплате или чек-ордер на сумму задатка по испрашиваемому лоту, прикрепленные одновременно с документами, входящими в состав заявки (раздел «Адрес места подачи, порядок и срок подачи заявок на участие в аукционе» извещения о проведении торгов).

Согласно разделу «Порядок внесения и возврата задатка» извещения о проведении торгов для участия в аукционе претендент вносит задаток. Задаток должен поступить не позднее 09.04.2024 года на расчетный счет оператора электронной торговой площадки.

Также в извещении о проведении Аукциона содержатся реквизиты для перечисления задатка.

Согласно пункту 3.2.7. Регламента торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» УТП АО «Сбербанк-АСТ» если извещением установлено условие о перечислении задатка и/или обеспечения оплаты услуг Оператора, и/или сбора за участие на реквизиты Оператора, Претендент для участия в торгах осуществляет перечисление денежных средств на банковские реквизиты Оператора, размещенные в открытой части УТП и ТС.

Подача Претендентом заявки на участие в торгах является поручением Оператору произвести блокирование на лицевом счете Претендента свободных денежных средств в размере задатка и/или обеспечения оплаты услуг Оператора, и/или сбора за участие в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. С момента блокирования денежных средств на Лицевом счете пользователя Претендент считается исполнившим соответствующее обязательство по внесению денежных средств.

Оператор программными средствами осуществляет блокирование денежных средств в сумме задатка в момент подачи заявки на участие (при их наличии на лицевом счете Претендента на УТП) (пункт 3.2.7.1 Регламента).

Заявителем подана заявка на участие в Аукционе, приложением к которой является документ, подтверждающий внесение задатка — платежное поручение от 05.02.2024 об оплате суммы 2 000 000 (два миллиона) рублей на реквизиты, содержащиеся в извещении (далее — платежное поручение).

Таким образом, Заявителем в составе заявки представлен документ, подтверждающий внесение задатка.

При этом, установление в извещении о проведении торгов дополнительного требования о том, что документами подтверждающими внесение задатка могут быть только копия платежного поручения об оплате или чек-ордер на сумму задатка, приводит (может привести) к ограничению прав потенциальных участников торгов в части способов внесения задатка для участия в Аукционе.

Кроме того, исходя из Регламента УТП АО «Сбербанк-АСТ», лицо, зарегистрированное на электронной торговой площадке, может вносить на свой лицевой счет, открытый на указанной площадке, любую сумму денежных средств для участия в торгах, а оператор электронной торговой площадки при подаче заявки на участие в определенном аукционе блокирует на данном лицевом счете денежные средства в размере задатка, необходимого для участия в этом конкретном аукционе.

Таким образом, предоставление документов, подтверждающих внесение задатка в большей сумме, чем предусмотрено извещением о проведении торгов, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе ввиду непредоставления необходимых для участия в аукционе документов, поскольку согласно Регламенту УТП АО «Сбербанк-АСТ» оператор ЭТП производит блокирование на Лицевом счете Претендента свободных денежных средств в размере задатка.

Кроме того, сведений о непоступлении задатка на расчетный счет оператора торговой площадки Управлением не представлено, антимонопольным органом не получено.

Следовательно, Заявителем представлен документ, подтверждающий оплату задатка, а действия Организатора торгов по недопуску Заявителя к участию в Аукционе являются нарушением порядка проведения торгов, установленного подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

 

2. В соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:

- на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута;

- на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута.

Согласно статьям 130, 131 ГК РФ здания, строения, сооружения представляют собой недвижимые объекты, созданные в результате строительной деятельности, право собственности на которые и другие вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Исходя из изложенного, здания, строения, сооружения, указанные в подпункте 8 пункта 4 и подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, должны быть не просто расположены на земельном участке, а должны иметь какое-либо правовое обоснование, позволяющее говорить о необходимости соблюдения прав лица, которому они принадлежат при выставлении такого земельного участка на аукцион; земельный участок не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здания, сооружения, являющиеся объектами недвижимого имущества.

При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Управлением в материалы жалобы представлена фототаблица от 25.04.2024, согласно которой на Земельном участке расположен сарай из досок без фундамента.

Из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25.01.2024 КУВИ-001/2024-24677376, следует, что права на указанный объект как физических и юридических лиц, так и муниципального образования не зарегистрированы, его кадастровый учет не произведен, а доказательств, подтверждающих, что его можно отнести к объектам недвижимого имущества, имеющих неразрывную связь с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (статья 130 ГК РФ) в материалы жалобы не представлены.

Таким образом, в материалах жалобы отсутствуют документы и сведения о том, что расположенный на земельном участке деревянный сарай является объектом недвижимого имущества и принадлежит на каком-либо праве иным лицам, чьи права и интересы могут быть нарушены путем проведения Аукциона, следовательно, соответствующий довод Заявителя не может быть признан обоснованным.

 

3. Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе сведения о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Извещение о проведении Аукциона, размещенное на Официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, содержит следующую информацию.

В Разделе «Основная информация» относительно лота указан вид разрешенного использования Земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.

В разделе «Характеристики» лота указан вид разрешенного использования Земельного участка — Жилая застройка.

Согласно пояснениям Управления, представленным при рассмотрении жалобы, указание в разделе «Характеристики» вида разрешенного использования Земельного участка — Жилая застройка обусловлено функционалом сайта www.torgi.gov.ru и указанные виды разрешенного использования Земельного участка не противоречат друг другу.

Комиссия, изучив данный довод Заявителя, а также пояснения и документы, представленные Управлением, полагает, что указанный довод Заявителя не может быть признан обоснованным ввиду его недоказанности.

 

4. Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе сведения о правах на земельный участок, об ограничениях этих прав.

Согласно доводу Заявителя в отношении Земельного участка имеются ограничения прав, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ.

Из документов и сведений (в том числе выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 25.01.2024 КУВИ-001/2024-24677376), представленных Управлением, следует, что в отношении Земельного участка ограничения прав, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ, отсутствуют.

Соответственно, данный довод Заявителя не может быть признан обоснованным.

 

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Вместе с тем антимонопольный орган не подменяет собой органы власти, обладающие полномочиями по контролю за законодательством о персональных данных. Следовательно, довод Заявителя о нарушении Управлением действующего законодательства о персональных данных не может быть рассмотрен антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Поскольку в действиях Управления содержатся существенные нарушения порядка организации и проведения Аукциона, согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия вправе выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу физического лица обоснованной.

2. Признать действия Управления при организации и проведении Аукциона нарушением порядка проведения торгов, установленного подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

3. Выдать Управлению - организатору торгов, в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны