Предупреждение №НВ/2234/24 Предупреждение от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Чувашское УФАС России в рамках рассмотрения информации, поступившей из ФАС России № СП/29333 от 08.04.2024 (вх. № 3191-ЭП/24 от 12.04.2024), о признаках нарушения администрацией Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики антимонопольного законодательства, выразившегося в добавлении в учредительные документы МУП ЖКХ «Моргаушское» после 08.01.2020 новых видов деятельности, не подпадающие под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, установило признаки нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в связи со следующими обстоятельствами.

Федеральный закон от 14.11.2002 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ) определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Так, в соответствии с частями 1, 3, 7 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 485-ФЗ) и Федеральный закон "О защите конкуренции" вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 1 и пункта 3 статьи 1 Закона N 485-ФЗ установлены исключительные случаи создания, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, не допускается изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Установлено, что на территории Моргаушского муниципального округа действует Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Моргаушское» (ИНН 2112000281) (далее — МУП ЖКХ «Моргаушское», Предприятие). В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ учредителем Предприятия является администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.

Информация об учредителе также подтверждается пунктом 1.5 Устава Предприятия, утвержденного Постановлением администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республик от 18.12.2023 № 2402 (далее - Устав), согласно которому, учредителем и собственником имущества, закрепленного за Предприятием, является Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики в лице администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ в редакции от 09.04.2024 основным видом деятельности Предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД 35.30.14), указанная запись внесена в выписку 30.12.2010. Следовательно основной вид МУП ЖКХ «Моргаушское» относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, установлено, что согласно Выписке из ЕГРЮЛ после 08.01.2020 в сведения о дополнительных видах действительности Предприятия внесены записи о дополнительных видах деятельности не подпадающие под исключения, предусмотренные пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, а именно:

03.04.2023 Выписка из ЕГРЮЛ дополнена дополнительным видом деятельности «производство электромонтажных работ» (ОКВЭД 43.21);

02.02.2024 Выписка из ЕГРЮЛ дополнена дополнительным видом деятельности «работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки» (ОКВЭД 43.99);

02.02.2024 Выписка из ЕГРЮЛ дополнена дополнительным видом деятельности «деятельность автомобильного грузового транспорта» (ОКВЭД 49.41).

Глава II Устава содержит цели и предмет деятельности предприятия.

Пункт 2.2 Предприятие содержит перечень видов деятельности, которые осуществляет Предприятие, к которым в том числе, относится: производство электромонтажных работ (2.2.13 Устава).

Согласно пункту 2.4 Устава Предприятие имеет право осуществлять иные виды деятельности, в том числе торговую и коммерческое-посредническую, не запрещенные действующим законодательством и способствующие выполнению основных видов деятельности Предприятия.

Таким образом, помимо осуществления деятельности субъекта естественных монополий МУП ЖКХ «Моргаушское» предоставлена возможность осуществлять новые виды деятельности включенные в Учредительные документы Предприятия после 08.01.2020.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следовательно, нарушение администрацией Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики запрета, установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции, что выразилось в добавлении новых видов деятельностив учредительные документы, является основанием для квалификации указанных действий, как нарушение пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, действия Администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, выразившиеся в добавление в Учредительные документы МУП ЖКХ «Моргаушское» после 08.01.2020 новые виды деятельности, не подпадающие под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарных рынках оказания услуг производства электромонтажных работ, работ строительных специализированных прочих, не включенные в другие группировки, деятельности автомобильного грузового транспорта, в связи с предоставлением преимущественных условий для деятельности и возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара МУП ЖКХ «Моргаушское».

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, в действиях которого выявлены признаки нарушения указанной статьи, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 2 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с изложенными обстоятельствами, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о необходимости прекращения в срок до 30 июля 2024 года действий, выразившихся в добавлении в Учредительные документы и ЕГРЮЛ МУП ЖКХ «Моргаушское» после 08.01.2020 новых видов деятельности, не подпадающих под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, путем принятия мер, направленных на приведение учредительных документов и сведений содержащихся в ЕГРЮЛ МУП ЖКХ «Моргаушское» в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Чувашское УФАС России информирует, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
ИНН 2100003168, ОГРН 1222100009625