Решение №НВ/8075/20 Внеплановая проверка. от 21 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по результатам рассмотрения информации

НО «Фонд борьбы с коррупцией»

21/06/99-963/2020                                                                                  г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

;

в присутствии от заказчика – Министерства здравоохранения Чувашской Республики

рассмотрев информацию НО «Фонд борьбы с коррупцией» о нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 20.08.2020 поступила информация НО «Фонд борьбы с коррупцией» о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» на закупку аппарата искусственной вентиляции легких "Авента-М" (контракт №2212801542020000166).

В обращении НО «Фонд борьбы с коррупцией» указывает, что согласно условиям контракта, срок поставки товара составляет не позднее 150 (ста пятидесяти) календарных дней с момента поступления 100% предоплаты на расчетный счет поставщика. Заявитель считает, что указанный срок поставки товара противоречит целям заключаемого государственного контракта, в части выбора Заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) который влечет за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В связи с чем, заявитель просит провести проверку действий Заказчика на соответствие их требованиям .

В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

20.04.2020 между Заказчиком - Министерством здравоохранения Чувашской Республики и АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» заключен контракт №10-16/150 на закупку аппарата искусственной вентиляции легких «Авента-М» (далее — Контракт).

Контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Сумма контракта составила 176 890 000,00 рублей.

Согласно приложению №1 к Контракту (спецификация) количество поставляемого товара - 95 штук.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

В соответствии с совместным письмом Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2020 №24-06-05/26578, №219АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

Согласно письму Минфина России от 19.03.2020 N 26-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности", поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5.1 проекта Контракта установлено, что срок поставки товара по контракту составляет не позднее 150 (ста пятидесяти) календарных дней с момента поступления 100% предоплаты на расчетный счет Поставщика.

Согласно товарным накладным, представленным к материалам дела, поставка товара осуществлена в мае и сентябре 2020 года.

Вместе с тем по своему содержанию пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок в связи с обстоятельством непреодолимой силы (в данном случае в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV) в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки.

Между тем, Комиссией отмечено, что установленный Заказчиком в Контракте срок поставки товара в 150 календарных дней является долгим сроком, не целесообразным и противоречит целям заключения контракта с единственным поставщиком, направленным на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Отсутствие публичных процедур не привело к эффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.

Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и соответственно запланировать подобные нужды.

Однако в данном случае срок поставки товара в 150 календарных дней не указывает на необходимость в экстренной поставке товара.

Заключение контракта с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность реализовать свое право на заключение контракта.

Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика по основанию пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе неправомерно. Заказчику следовало осуществить такую закупку в форме аукциона или конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком нарушено требование части 5 статьи 24 закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате поступившей информации нарушений законодательства о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что между заказчиком и АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» заключен контракт №10-16/150, выдать заказчику предписание об устранении нарушения Комиссия не представляет возможным в связи с наличием обязательных правоотношений.

Исследовав представленные документы, заслушав объяснения стороны, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях Заказчика - Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на закупку аппарата искусственной вентиляции легких "Авента-М" (контракт №2212801542020000166).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны