Предупреждение №ВК/2289/24 Предупреждение от 3 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Чувашское УФАС России в рамках рассмотрения информации, поступившей из ФАС России № СП/28618/24 от 05.04.2024 (вх. № 3094-ЭП/24 от 05.04.2024), о признаках нарушения администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики антимонопольного законодательства, выразившегося в добавлении в учредительные документы МУП «ЖКХ «Атлашевское» после 08.01.2020 новых видов деятельности, не подпадающие под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, установило признаки нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в связи со следующими обстоятельствами.

Федеральный закон от 14.11.2002 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ) определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Так, в соответствии с частями 1, 3, 7 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 485-ФЗ) и Федеральный закон "О защите конкуренции" вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 1 и пункта 3 статьи 1 Закона N 485-ФЗ установлены исключительные случаи создания, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, не допускается изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Установлено, что на территории Чебоксарского муниципального округа действует Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство «Атлашевское» (ИНН 2116003445) (далее — МУП «ЖКХ «Атлашевское»). В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ учредителем Предприятия является администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.

Информация об учредителе также подтверждается Уставом Предприятия. Так пунктом 1.5 Устава МУП «ЖКХ «Атлашевское», утвержденного Постановлением администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от 01.08.2023 № 1490 (далее — Устав МУП «ЖКХ «Атлашевское»), полномочия учредителя Предприятия от имени Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики осуществляет Управление благоустройства и развития территорий администрации администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ МУП «ЖКХ «Атлашевское» в редакции от 09.04.2024 основным видом деятельности Предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД 35.30.14), указанная запись внесена в реестр 30.11.2023. Следовательно основной вид МУП «ЖКХ «Атлашевское» изменен после 08.01.2020 и подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, согласно Выписке из ЕГРЮЛ после 08.01.2020 в сведения о дополнительных видах действительности Предприятия внесен вид действительности, не подпадающий под исключения, предусмотренные пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции. В частности, 08.12.2023 ЕГРЮЛ Предприятия дополнен дополнительным видом деятельности: управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.1 )

Раздел 2 Устава МУП «ЖКХ «Атлашевское» содержит цели и предмет деятельности предприятия.

Пункт 2.2 Устава Предприятия содержит перечень видов деятельности, которые осуществляет Предприятие, к которым в том числе, относится:

  • управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (абзац 2).

Таким образом, помимо осуществления деятельности субъекта естественных монополий МУП «ЖКХ «Атлашевское» предоставлена возможность осуществлять новые виды деятельности включенные в ЕГРЮЛ и Устав Предприятия после 08.01.2020.

Вместе с тем Учредитель Предприятия правом, предоставленным статьей 35.2 Закона о защите конкуренции, не воспользовался, с запросом о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии изменения вида деятельности антимонопольного законодательству не обращался.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следовательно, нарушение администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции, что выразилось в добавлении новых видов деятельности, не подпадающего под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, после 08.01.2020, является основанием для квалификации указанных действий, как нарушение пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, действия администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, выразившиеся в добавлении в Учредительные документы и ЕГРЮЛ МУП «ЖКХ «Атлашевское» после 08.01.2020 новые виды деятельности, не подпадающие под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке управления эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, в связи с предоставлением преимущественных условий для деятельности и возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара МУП «ЖКХ «Атлашевское».

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, в действиях которого выявлены признаки нарушения указанной статьи, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 2 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с изложенными обстоятельствами, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о необходимости прекращения в срок до 30 июня 2024 года действий, выразившихся в добавлении в Учредительные документы и ЕГРЮЛ МУП «ЖКХ «Атлашевское» после 08.01.2020 нового вида деятельности, не подпадающего под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, путем принятия мер, направленных на приведение учредительных документов и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ МУП «ЖКХ «Атлашевское», в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Чувашское УФАС России информирует, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

"..."    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2603

 

 

Связанные организации

Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики
ИНН 2116820246, ОГРН 1022102433825