Решение б/н Решение по результатам рассмотрения сведений о включении в р... от 13 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРезолютивная часть решения оглашена 03.05.2024 г. Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 08.05.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению обращений в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:
Председатель комиссии:
« »;
Члены комиссии:
« »;
« »,
в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя « »;
в присутствии на заседании комиссии представителя « »;
рассмотрев обращение « » (вх. № 4102-ЭП/24 от 24.04.2024) о включении сведений в отношении « » в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Обращение, Реестр),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) поступило заявление « » (вх. № 4102/24 от 24.04.2024), содержащее информацию содержащее информацию о включении в реестр недобросовестных поставщиков « ».
Сведения Заказчика представлены в антимонопольный орган в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положениями статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Ханты-Мансийским УФАС России в адрес « » и ООО « », посредством электронной почты было направлено уведомление (исх. от26.04.2024 № ВТ/2736/24), в соответствии с которым рассмотрение сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков назначено на 06.05.2024 в 15 часов 00 минут.
Изучив имеющиеся материалы, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
26.02.2024 заказчиком – « » извещение № 32413322817 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которго могут быть только субъекту малого и среднего препринимательства.
Дата начала срока подачи заявок — 26.02.2024
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) — 13.03.2024 12:00
Дата проведения аукциона 14.03.2024
Дата подведения итогов закупки: 15.03.2024
Максимальная цена договора: 38 920 000,00 руб
Классификация по ОКПД2 - 19.20.21.315 Топливо дизельное летнее экологического класса К5.
В соответствии с итоговым протоколом аукциона в электронной форме от 15.03.2024 победителем признано « ».
26.03.2024 Заказчиком в адрес Участника был направлен проект договора на поставку дизельного топлива летнего (ДТ-Л-Л5) для высокооборотных двигателей в период навигации 2024 года.
03.04.2024 Заказчиком получено от Участника уведомление от 03.04.2024 №52 об отказе от заключения договора по причине пропорционального увеличения оптовой и розничной цены топлива нефтеперерабатывающих заводов, что сказалось на себестоимости предоставляемых Участником услуг.
Подписанный проект договора не направлен Участником Заказчику в установленный срок — 04.04.2024 23:59.
На основании п. 26 документации об аукционе в электронной форме в итоге договор был заключен 19.04.2024 с « », предложение которого содержит лучшую цену договора, следующую после цены, предложенной победителем закупки - « ».
Ко дню рассмотрения обращения о включении в РНП от « » в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения, из текста которых следует, что обществом не был заключен договор по итогам закупки № 32413322817 на поставку дизельного топлива, в связи со сложившейся обстановкой на товарно-сырьевой бирже в отношении стоимости продажи нефтепродуктов вследствие участившихся террористических атак посредством беспилотных летательных аппаратов на российские нефтеперерабатывающие заводы. Так с момента поведение итогов аукциона, до отправки уведомления о невозможности заключения контракта, биржевая цена ДТЛ выросла на 5.1%, при этом, с момента начала проведения аукциона общий рост цены составли 13.4%. В связи с повышение цен на топливо, цена дизельного топлива стала 79 360 рублей за 1 тонну, по контракту цена 1 тонны составляет 72 229, 50 руб, прямой убыток на 1 тонну ДТЛ составил 7 131 руб. Таким образом, общий убыток по контарку составит 2 852 378, 9 руб.
Комиссия УФАС изучив представленные материалы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 утверждены Правила направления Заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не представивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Законодательство не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае, в связи с чем при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав им надлежащую оценку существенности нарушения, степени вины поставщика, правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении договора и т.д.
Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник конкурентной процедуры по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания договора.
Заявкой на участие в закупке участник подтвердил, что он полностью изучил всю документацию о закупке и в случае признания его победителем согласен исполнить условия договора, указанные в извещении и документации.
Принимая условия закупочной документации и направляя предложение по условиям договора, общество по своему усмотрению распорядилось принадлежащими ему гражданскими правами, свободно и непринужденно подало заявку на участие в закупке, в которой обязалось выполнить комплекс услуг, следовательно, при принятии условий закупочной документации и направлении своего предложения общество должно было проявить ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него с учетом риска осуществления им предпринимательской деятельности, и соотнести предложенное со своими интересами и возможностями.
Руководствуясь указанными нормами, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия « » носят недобросовестный характер состоящий в злоупотреблении своим правом, поскольку общество, подавая заявку на участие в закупке знало и понимало не только условия закупки, но и коммерческие риски связанные с затратами на оказание услуг которые были предметом закупки.
Рост цены на топливо не может являться основанием для отказа от принятого на себя обязательства заключить договор на условиях закупочной документации; зная о всех условиях закупки, о экономической составляющей оказываемых им услуг и получив право на заключение контракта общество уклонилось от его заключения сославшись на экономическую невыгодность контракта, тем самым злоупотребив предоставленными ему гражданскими правами.
В связи с тем, что в процессе рассмотрения заявления факт уклонения « » от подписания договора по итогам закупки № 32413322817 на поставку дизельного топлива установлен, ввиду отсутствия документов, подтверждающих добросовестное поведение победителя закупки, отсутствия сведений об уважительных причинах такого поведения Комиссия УФАС считает, что при данных обстоятельствах, победителя закупки - « » необходимо считать уклонившимся от подписания договора.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг, проводимых на основании Закона о закупках.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим о направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий договора или уклонение от его исполнения.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь пунктом 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
РЕШИЛА:
Сведения, направленные « » в отношении « » включить в реестр недобросовестных поставщиков, сроком на 2 года.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.