Решение №ТМ/3661/24 Решение по делу 042/05/5-216/2024 (ООО "Из рук в руки") от 27 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу № 042/05/5-216/2024
Генеральному директору ООО КМ «ИЗ РУК В РУКИ» <...>
650510, Кемеровская область - Кузбасс, м.о. Кемеровский, п.Новостройка, ул.Приовражная, д.24.
Km.izrukvruki@yandex.ru
Сибирское ГУ Банка России 6300099, г.Новосибирск, Красный проспект, д. 27.
50central_bank@cbr.ru |
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/5-216/2024
«24» апреля 2024г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<...> - |
заместителя руководителя управления;
|
Членов Комиссии: |
<...> - |
старшего специалиста 1 разряда;
|
|
<...> - |
главного специалиста - эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
|
рассмотрев дело № 042/05/5-216/2024, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью комиссионный магазин «Из рук в руки» (далее ООО КМ «Из рук в руки», адрес: 650510, Кемеровская область - Кузбасс, м.о. Кемеровский, п.Новостройка, ул.Приовражная, д.24, ОГРН 1234200016269 присвоен 12.12.2023, ИНН 42055418766) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения требований пунктов 1, 2 части 3, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Сибирского Главного управления Центрального банка Российской Федерации (исх. от 30.01.2024 № Т6-30/1117, вх. от 31.01.2024 № 976-Н/24, далее - СГУ Банк России) о наличии признаков ФЗ «О рекламе» в действиях ООО КМ «Из рук в руки».
Из информации, представленной СГУ Банк России, следует, что в ходе проведения проверки установлено, что по адресу: г. Кемерово, на пересечении проспекта Шахтеров, 91 и улицы Мамонтова, 13Б, где осуществляет деятельность ООО КМ «Из рук в руки», размещены конструкции содержащие информацию Следующего содержания:
- «Антиквариат. Комиссионный магазин. Скупка. Деньги сразу.»;
- «Принимаем технику и вещи. Берем все! Продажа. Обмен. Покупаем дорого. Нужны
деньги? Дадим под залог.»;
- «Из рук в руки. Комиссионный магазин»;
- «ЛОМБАРД. 0% переплата. Рассрочка. Самые низкие цены в России»;
- «Ремонт любой техники»;
- «ЛОМБАРД», что следует из представленных фотографий.
Кроме того, хозяйствующий субъект с наименованием ООО КМ «Из рук в руки» отсутствует в государственных реестрах субъектов микрофинансирования Банка России.
В рамках рассмотрения обращения СГУ Банка России сотрудниками Кемеровского УФАС России 08.02.2024 была проведена фотосъемка рекламы, составлен акт осмотра, установлено что по адресу: г. Кемерово, пр-т Шахтеров, 91 на конструкциях размещена информация следующего содержания:
- «Антиквариат. Комиссионный магазин. Скупка. Деньги сразу.»;
- «Принимаем технику и вещи. Берем все! Продажа. Обмен. Покупаем дорого. Нужны
деньги? Дадим под залог.»;
- «Из рук в руки. Комиссионный магазин»;
- «ЛОМБАРД. 0% переплата. Рассрочка. Самые низкие цены в России»;
- «Ремонт любой техники»;
- «ЛОМБАРД».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры (пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
20.02.2024 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-216/2024 в отношении ООО КМ «Из рук в руки» и назначено к рассмотрению на 18.03.2024 на 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» Сибирское ГУ Банка России - вручено адресату, ООО КМ «Из рук в руки» - о неудачной попытке вручения корреспонденции, имеются в материалах дела).
18.03.2024 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-216/2024, по итогам рассмотрения которого Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ООО КМ «Из рук в руки» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Назначить дело к рассмотрению на 24 .04. 2024 года на 11 часов 00 минут..
24.04.2024 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-216/2024, по итогам рассмотрения которого Комиссия Кемеровского УФАС России состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1435/2023 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела. В результате рассмотрения Кемеровским УФАС России установлено следующее.
В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Сибирского Главного управления Центрального банка Российской Федерации (исх. от 30.01.2024 № Т6-30/1117, вх. от 31.01.2024 № 976-Н/24, далее - СГУ Банк России) о наличии признаков ФЗ «О рекламе» в действиях ООО КМ «Из рук в руки».
Из информации, представленной СГУ Банк России, следует, что в ходе проведения проверки установлено, что по адресу: г. Кемерово, на пересечении проспекта Шахтеров, 91 и улицы Мамонтова, 13Б, где осуществляет деятельность ООО КМ «Из рук в руки», размещены конструкции содержащие информацию Следующего содержания:
- «Антиквариат. Комиссионный магазин. Скупка. Деньги сразу.»;
- «Принимаем технику и вещи. Берем все! Продажа. Обмен. Покупаем дорого. Нужны
деньги? Дадим под залог.»;
- «Из рук в руки. Комиссионный магазин»;
- «ЛОМБАРД. 0% переплата. Рассрочка. Самые низкие цены в России»;
- «Ремонт любой техники»;
- «ЛОМБАРД», что следует из представленных фотографий.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Таким образом, к информации расположенной на конструкциях следующего содержания:
- «Антиквариат. Комиссионный магазин. Скупка. Деньги сразу.»;
- «Из рук в руки. Комиссионный магазин»;
- «Ремонт любой техники», не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Таким образом, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
В соответствии с пунктом 29 указанного постановления, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Подобные утверждения необходимо сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.
Таким образом, использование в рекламе слов «Самые низкие цены в России» является нарушением пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная реклама не сопровождается ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196- ФЗ «О ломбардах» (далее Закон №196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно правовую форму. Ломбарду запрещается заниматься какой – либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Согласно части 2 статьи 2.3 Закона № 196 - ФЗ регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, к которому субъект ООО КМ «Из рук в руки» по своему наименованию и зарегистрированным видам осуществляемой деятельности не относится, не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований Закона № 196-ФЗ.
ООО КМ «Из рук в руки» осуществляя деятельность под видом ломбарда, при этом не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований Закона 196-ФЗ, вводит граждан в заблуждение, относительно гарантий, которые им предоставляются законодательством о ломбардной деятельности, посредством размещения недостоверной рекламы направленной на формирование у потребителей желания воспользоваться услугами в виде получения займа под залог, то есть воспользоваться потребительскими займами.
Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21 12.2013 № 353-ф3 «О потребительском кредите (займе). При этом условия потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите.
По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора, потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа): валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
Кемеровским УФАС России установлено, что в тексте рекламы на момент фиксации ее размещения, отсутствовали сведения о сроке действия договора потребительского займа, сроке возврата потребительского займа; валюте, в которой предоставляется потребительский займ; процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения, что, свидетельствует о наличии признаков нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в тексте рекламы умалчивается об иных условиях оказания услуг по предоставлению займов, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данными услугами лица, поскольку в рекламе «ЛОМБАРД. ЛОМБАРД. 0% переплата. Рассрочка. Самые низкие цены в России» сообщается два условия «..0% переплаты», рассрочка..».
ООО КМ «Из рук в руки» не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, что является нарушением требования части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Следовательно, размещение рекламы «Принимаем технику и вещи. Берем все! Продажа. Обмен. Покупаем дорого. Нужны деньги? Дадим под залог» вступает в противоречие с требованиями части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Поскольку ООО КМ «Из рук в руки» осуществляет свою деятельность в помещениях, расположенных по адресу: г. Кемерово, на пересечении проспекта Шахтеров, 91 и улицы Мамонтова, 13 Б следовательно, реклама распространяется в его интересах. Таким образом, рекламодателем является ООО КМ «Из рук в руки».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 1, 2 части 3, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.
В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ООО КМ «Из рук в руки».
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью комиссионный магазин «Из рук в руки» (адрес: 650510, Кемеровская область - Кузбасс, м.о. Кемеровский, п.Новостройка, ул.Приовражная, д.24, ОГРН 1234200016269 присвоен 12.12.2023, ИНН 42055418766), размещенную на рекламных конструкциях по адресу г. Кемерово, на пересечении проспекта Шахтеров, 91 и улицы Мамонтова, 13Б, поскольку данная реклама вступает в противоречие с требованиями пунктов 1, 2 части 3, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание Обществу с ограниченной ответственностью комиссионный магазин «Из рук в руки» (адрес: 650510, Кемеровская область - Кузбасс, м.о. Кемеровский, п.Новостройка, ул.Приовражная, д.24, ОГРН 1234200016269 присвоен 12.12.2023, ИНН 42055418766) о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме « » апреля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
<...>
<...>
<...> |
2024-4747