Решение (комиссия) №2906/24 Решение от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение

 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-436/2024

15 мая 2024 года                                                                                                               № РНП-11-98

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <...> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» (далее – ГБУЗ РК «УМРД», заказчик) от 06.05.2024 № 030720001570000003 (вх. от 06.05.2024 № 4570/24) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Престиж» (далее – ООО «Престиж», поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 28.11.2023 № ЭА 136/23 на поставку перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (реестровый номер контракта 2110200709223000158), заключенного с ООО «Престиж» по результатам осуществления закупи путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных», извещение № 0307200015723000136 (далее – обращение),

в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также – реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

ГБУЗ РК «УМРД» в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО «Престиж» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 28.11.2023 № ЭА 136/23 на поставку перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (реестровый номер контракта 2110200709223000158), заключенного с ООО «Престиж» по результатам осуществления закупи путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных», извещение № 0307200015723000136 (далее – контракт от 28.11.2023 № ЭА 136/23).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

ГБУЗ РК «УМРД», ООО «Престиж» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ГБУЗ РК «УМРД» письмом от 13.05.2024 № 570 (вх. от 13.05.2024 № 4701-ЭП/24) представлены письменные пояснения и копии документов.

ООО «Престиж» письменные пояснения и копии документов не представлены; явку на заседание Комиссии Коми УФАС России представителей не обеспечило.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. 07.11.2023 заказчиком – ГБУЗ РК «УМРД» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200015723000136.

Наименование объекта закупки – «Поставка перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 400 000,00 руб.

Источник финансирования по контракту:

-средства бюджетного учреждения за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования;

-средства бюджетного учреждения, полученные по родовым сертификатам за оказание медицинской помощи женщинам в период родов от Фонда социального страхования Республики Коми;

-средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Дата и время окончания срока подачи заявок – 16.11.2023 07:00.

Дата подведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 16.11.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 17.11.2023.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0307200015723000136 от 17.11.2023, на участие в закупке были поданы три заявки.

По результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика по электронному аукциону № 0307200015723000136 признанонесостоявшимся.

В соответствии с частью 5 статьи 52 Закона о контрактной системе заключение контракта осуществляется в порядке, установленном пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

28.11.2023 между ГБУЗ РК «УМРД» и ООО «Престиж» на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0307200015723000136 от 17.11.2023 заключен контракт № ЭА 136/23.

Согласно пунктам 1.1 – 1.3, 2.1 – 2.4 контракта: «В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных в соответствии со Спецификацией (приложение к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.

Номенклатура Товара, его количество, технические характеристики определяются Спецификацией (приложение к Контракту).

Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу (далее - Место поставки): Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ухтинский межтерриториальный родильный дом», 169300, Республика Коми, г. Ухта, пр. Космонавтов, д. 13, тел./факс (8216) 76-50-25, в рабочие дни (понедельник-пятница) с 8:00 до 14:00 часов (по московскому времени). Суббота: с 09.00 до 13.00 ч. (по московскому времени). E-mail: <...>.

Цена Контракта и валюта платежа устанавливаются в российских рублях.

Цена Контракта составляет 400 000,00 руб. (четыреста тысяч рублей) 00 коп НДС не облагается.

Цена Контракта включает в себя стоимость Товара, также все расходы на упаковку, доставку, разгрузку-погрузку, поднятие на указанный этаж, страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, которые Поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения».

Разделом 3 контракта определено взаимодействие сторон.

Так, согласно пунктам 3.1.1 – 3.1.6 контракта поставщик обязан:

- поставить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;

- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и разделом 7 Контракта;

- представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;

- незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта;

- своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Товара;

- выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта.

Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2 контракта поставщик вправе:

- требовать от Заказчика предоставления имеющейся у него информации, необходимой для исполнения обязательств по Контракту;

- требовать от Заказчика своевременной оплаты поставленного Товара в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Пунктами 3.3.1 – 3.3.4.2 контракта определено, что заказчик обязан:

- предоставлять Поставщику всю имеющуюся у него информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта и необходимые для исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;

- своевременно принять и оплатить поставленный Товар;

- выполнять свои обязательства, предусмотренные иными положениями Контракта;

- принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях:

если Поставщик и (или) поставляемый Товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару;

если при определении Поставщика Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара требованиям, указанным в подпункте 3.3.4.1 Контракта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Пунктами 3.4.1 – 3.4.8 контракта определено, что заказчик вправе:

- требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом;

- запрашивать у Поставщика информацию об исполнении им обязательств по Контракту;

- проверять в любое время ход исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;

- осуществлять контроль соответствия качества поставляемого Товара, сроков поставки Товара требованиям Контракта;

- требовать от Поставщика устранения недостатков, допущенных при исполнении Контракта;

- отказаться от приемки некачественного Товара и потребовать безвозмездного устранения недостатков;

- привлекать экспертов для проверки соответствия исполнения Поставщиком обязательств по Контракту требованиям, установленным Контрактом;

- удерживать суммы неисполненных Поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком Поставщику в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, из суммы, подлежащей оплате Поставщику.

В силу пунктов 5.1, 5.2, 9.1, 11.1, 11.3, 14.1, 15.1, 15.2 контракта: «Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место поставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3. Контракта, товар поставляется партиями в срок не более 10 (десять) рабочих дней с момента подачи заявки Заказчиком.

Заказчик направляет заявку в пределах срока действия контракта, указанного в п. 11.1 настоящего контракта, с указанием количества товара, по каждой позиции, требуемого к поставке.

Фактической датой поставки Товара считается дата, указанная в Документе о приемке.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контракт вступает в силу с момента заключения контракта и действует по 31 декабря 2024 года. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.

Окончание срока действия Контракта не прекращает обязанность Поставщика по восполнению недопоставки Товара.

Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, высылается в письменном виде по адресу другой Стороны с подтверждением о получении, либо направляется по электронному адресу: umrd1dog@mail.ru.

Во всем, что не предусмотрено Контрактом, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

Обязательства по Контракту считаются выполненными Поставщиком после размещения в единой информационной системе Документа о приемке, подписанного Заказчиком».

Согласно спецификации к контракту № ЭА 136/23 от 28.11.2023 к поставке требовался следующий товар:

п/п

Наименование товара/

код КТРУ/НКМИ

Характеристики товара, страна происхождения

Ед. изм.

 

Цена за ед., руб.

Сумма, всего, руб.

1

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

22.19.60.119-00000008

Перчатки, текстурированные на кончиках пальцев - наличие

Одинарная толщина в области пальцев 0,11 мм

Длина перчатки 240 мм

Размер М

Страна происхождения: Российская Федерация

Пара

(2 шт.)

5,44

5,44

2

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

22.19.60.119-00000008

Перчатки, текстурированные на кончиках пальцев - наличие

Одинарная толщина в области пальцев 0,11 мм

Длина перчатки 240 мм

Размер S

Страна происхождения: Российская Федерация

Пара

(2 шт.)

5,44

5,44

3

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

22.19.60.119-00000008

Перчатки, текстурированные на кончиках пальцев - наличие

Одинарная толщина в области пальцев 0,11 мм

Длина перчатки 240 мм

Размер L

Страна происхождения: Российская Федерация

Пара

(2 шт.)

5,46

5,46

Сумма цен 16,34 руб.

1.1. Материалами обращения установлено следующее.

Согласно условиям контракта, Подрядчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку перчаток смотровых процедурных, нитриловых, неопудренных, нестерильных в соответствии со спецификацией.

Как следует из материалов обращения, ООО «Престиж» поставку перчаток в полном объеме не осуществило.

ГБУЗ РК «УМРД» письмом от 13.05.2024 № 570 (вх. от 13.05.2024 № 4701-ЭП/24) пояснено, что заявки ООО «Престиж» подавались по телефону и в электронном виде, переговоры производились по телефону.

28.02.2024 ГБУЗ РК «УМРД» в адрес ООО «Престиж» посредством электронной почты направлена заявка на поставку перчаток по контракту № ЭА 136/23 в количестве: размер M – 10 000 пар; размер S – 3 000 пар.

Принимая во внимание пункт 5.1 контракта, товар должен был быть поставлен ООО «Престиж» в срок не позднее 14.03.2024.

Согласно счету-фактуре № 2 от 06.03.2024 (исправление № 1 от 11.03.2024), подписанной заказчиком 12.03.2024 ООО «Престиж» поставлен ГБУЗ РК «УМРД» товар – перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, размер M в количестве 13 000 шт. на сумму 70 720,00 руб. по регистрационному удостоверению от 11.08.2022 № РЗН 2021/14641.

Перчатки размера S в количестве 3 000 пар ООО «Престиж» поставлены не были.

05.04.2024 ГБУЗ РК «УМРД» в адрес ООО «Престиж» выставлена претензия № 394, в которой заказчиком указано, что товар в установленный срок не поставлен.

ГБУЗ РК «УМРД» в претензии от 05.04.2024 № 394 просит поставить товар до 18.04.2024, а также перечислить неустойку в размере 1000 рублей на счет, указанный в реквизитах контракта.

Кроме того, ГБУЗ РК «УМРД» в вышеуказанной претензии указано на то, что заказчик вынужден отказаться от исполнения условий договора в одностороннем порядке.

На дату, установленную в претензионном письме – 18.04.2024, товар ООО «Престиж» поставлен также не был.

Иных документов, свидетельствующие о поставке товара в полном объеме, в материалы обращения со стороны ООО «Престиж» не представлено, в ЕИС не размещено.

Так, исследовав фактические материалы обращения Комиссией Коми УФАС России установлено, что ООО «Престиж» в установленный контрактом срок (не более 10 (десять) рабочих дней с момента подачи заявки заказчиком) товар не поставлен в полном объеме и на сумму, предусмотренную контрактом.

1.2. В силу пункта 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о контракте поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Согласно статье 506 ГК РФ по контракту поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно пункту 1 статьи 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или контрактом), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной контракта поставки, или лицу, указанному в контракте в качестве получателя.

В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено контрактом купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.

В силу пунктов 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения контракта поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения контракта одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Нарушение контракта поставки поставщиком предполагается существенным в случае, в том числе, неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

В силу абзаца 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение контракта одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта.

Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что ООО «Престиж» допущены существенные нарушения условий контракта, обществом не осуществлена поставка товара по заявке заказчика, что является существенным нарушением контракта поставки.

Комиссией Коми УФАС России при исследовании материалов обращения установлено, что ООО «Престиж» не исполнены обязательства по контракту от 28.11.2023 № ЭА 136/23.

В связи с невыполнением Поставщиком обязательств по Контракту, Заказчик принял решение № 500 от 19.04.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение об одностороннем отказе).

2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе ГБУЗ РК «УМРД» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 19.04.2024.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 19.04.2024.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО «Престиж» об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 19.04.2024.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

ООО «Престиж» не исполнило обязательства по поставке товара в десятидневный срок для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли поставщика в части добросовестного исполнения контракта.

Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО «Престиж» об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату – 02.05.2024.

Таким образом, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе, а также датой расторжения контракта является – 03.05.2024.

Комиссией Коми УФАС России нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее – санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «Престиж» недобросовестным, контрольный орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ООО «Престиж» факт недобросовестности в части исполнения взятых на себя обязательств по контракту от 28.11.2023 № ЭА 136/23.

В рамках заключенного контракта ООО «Престиж» надлежало осуществить поставку перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных в соответствии со спецификацией.

ООО «Престиж» не представлено достаточных, относимых и допустимых доказательств факта надлежащего исполнения им обязательств по Контракту, в части осуществления своевременной, качественной предусмотренной условиями Контракта поставки перчаток смотровых процедурных нитрилиовых, неопудренных, нестерильных.

Объективных доказательств невозможности исполнить контракт со стороны ООО «Престиж» не представлено.

Обязательства ООО «Престиж», возложенные на него контрактом, не исполнены в полном объеме, в результате чего заказчик лишился возможности в полной мере рассчитывать на то, на что рассчитывал при заключении контракта.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено контрактом или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, контракт вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или контрактом предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что, если иное не предусмотрено законом или контрактом, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

Фактически, в настоящем случае, Комиссия Коми УФАС России считает, ООО «Престиж» поставило свой коммерческий интерес и возможность получить прибыль при заключении контракта превыше тех обязательств, которые возложены на него, как на Поставщика в соответствии с Законом о контрактной системе, при том условии, что Участник самостоятельно совершил действия, направленные на заключение контракта, в том числе подал заявку и согласился на условия, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.

Недобросовестность ООО «Престиж» выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона о контрактной системе к процедуре исполнения заключенного контракта.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ООО «Престиж» были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту от 28.11.2023 № ЭА 136/23.

В рамках рассматриваемого обращения Комиссией Коми УФАС России установлено недобросовестное поведение ООО «Престиж» по отношению к Заказчику в рамках заключенного контракта.

Таким образом, оценив конкретные обстоятельства обращения, Комиссия Коми УФАС России считает, что основания для принятия Комиссией Коми УФАС России решения об отказе во включении информации об ООО «Престиж» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные подпунктом «а» пункта 15 Правил, отсутствуют.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200015723000136Поставка перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных»), со всеми входящими в его состав документами, в том числе описания объекта закупки, проекта контракта, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у ООО «Престиж» как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения контракта в установленный срок в полном объеме.

При заключении контракта ООО «Престиж» должно было осознавать последствия неисполнения контрактных обязательств при том, что условия об ответственности сторон предусмотрены контрактом.

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, не установила объективных причин, препятствующих исполнению контракта.

Согласно письменным пояснениям ГБУЗ РК «УМРД» от 13.05.2024 № 570 (вх. от 13.05.2024 № 4701-ЭП/24) негативные последствия неисполнения контракта выразились в виде неполного обеспечения отделений ГБУЗ РК «УМРД» необходимыми смотровыми перчатками.

Комиссия Коми УФАС России при рассмотрении обращения учитывает тот факт, что исполнение обязательств по контракту необходимо для нормального обеспечения жизнедеятельности медицинского учреждения, а также тот факт, что общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем, контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.

На момент рассмотрения обращения у Комиссии Коми УФАС России отсутствовали доказательства того, что обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом, доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта ООО «Престиж» в материалы обращения не представлено.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО «Престиж» допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения ООО «Престиж» условий контракта, отсутствие со стороны ООО «Престиж» доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную ГБУЗ РК «УМРД» информацию в отношении ООО «Престиж» (ИНН: 9701256381; КПП: 770101001; директор, учредитель: <...>, ИНН: <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 28.11.2023 № ЭА 136/23 на поставку перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (реестровый номер контракта 2110200709223000158), заключенного с ООО «Престиж» по результатам осуществления закупи путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток смотровых процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных», извещение № 0307200015723000136, сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ООО «Престиж» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «УМРД» нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2024-3302

 

 

Связанные организации

ООО "Престиж"
ИНН 9701256381, ОГРН 1237700535038
ГБУЗ РК "УМРД"
ИНН 1102007092, ОГРН 1021100734467