Решение б/н Решение от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 4272-ИП/24 от 22.04.2024) ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия заказчика АО «Новосергиевский элеватор» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на услуги по годовому аудиту финансовой (бухгалтерской отчетности) (Извещение № 32413470286). Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи. В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции сторонам было направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению. Рассмотрение жалобы было назначено 02.05.2024 г. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 03.05.2024 г. 15 ч. 00 мин. Согласно доводам жалобы заявителя, извещение о закупке аудита ежегодной отчетности, размещено в разделе ФЗ-223, однако предмет договора «обязательный аудит» должен закупаться в рамках ч.4 ст.5 ФЗ-307 об обязательном аудите. В данном случае государственный заказчик АО «Новосергиевский элеватор», согласно карточке предприятия, в ЕИС является «Хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов». Такой заказчик действительно проводит «обязательный аудит» в силу закона, и к нему применимы нормы ч.4 ст.5 ФЗ-307, то есть заказчик обязан проводить закупку аудита в рамках ФЗ-44. Также имеются нарушения в части установления критериев оценки. Так, вместо оценки опыта участников по проведению обязательного аудита, заказчик незаконно использует для оценки опыта понятие «аудит элеваторов». По сути заказчик оценивает свою деятельность в сфере «элеваторов», хотя обязан оценивать опыт и квалификацию участников торгов, а не заказчиков. В Комиссию от заказчика представлены пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России. АО «Новосергиевский элеватор» в своих пояснениях не согласилось с доводами жалобы, указав, что заказчиком размещена закупка в разделе 223- ФЗ, так как в разделе 44-ФЗ можно зарегистрироваться исключительно при наличии сертификата УЦФК, которым Общество не обладает. По мнению заказчика, критерии оценки заявок не противоречат Положению и не нарушают права участников. Также, представители Общества, обратили внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на то обстоятельство, что при отборе аудиторской фирмы Заказчик руководствовался положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее. В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, 2024-3779 оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1)информационная открытость закупки; 2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. 04.04.2024 г. АО «Новосергиевский элеватор» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) в разделе Закона о закупках № 223-ФЗ разместило извещение № 32413470286 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на услуги по годовому аудиту финансовой (бухгалтерской отчетности). Дата начала срока подачи заявок 04.04.2024 г. Дата окончания срока подачи заявок 22.04.2024 г. в 09:00 (по местному времени заказчика). Дата подведения итогов 23.04.2024 г. Документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на услуги по годовому аудиту финансовой (бухгалтерской отчетности) также размещена в ЕИС. В соответствии с размещенной информацией в ЕИС, АО «Новосергиевский элеватор» является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, осуществляющее закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также 2024-3779 принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Новосергиевский элеватор» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС. При этом, пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках, установлено, что указанный Закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее - Закон № 307-ФЗ). В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, субъекты контроля Закона о закупках, указанные в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в том числе общественно значимые организации, проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ. При осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчикам в соответствии с Законом о закупках, а также указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, необходимо руководствоваться требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Доводы заказчика о том, что функционал ЕИС не позволяет разместить закупку аудиторских услуг в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ опровергается информацией Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, предоставленной в ответ на запрос Оренбургского УФАС России в рассматриваемой части. Так, письмом от 03.05.2024 г. № 53-09-20/15-1765 казначейство указывает, что юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-Ф3 осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Исходя из требований Закона о контрактной системе, правил регистрации участников закупок в ЕИС, для проведения закупок обязательного аудита в рамках Закона о контрактной системе, лицо должно зарегистрироваться в ЕИС как юридическое лицо, осуществляющее закупку в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона № 307. В свою очередь, заказчиком не представлено исчерпывающих доказательств невозможности размещения извещения закупки в ЕИС в соответствии с Законом о 2024-3779 контрактной системе. На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что АО «Новосергиевский элеватор» разместив извещение о проведении конкурса на услуги по годовому аудиту финансовой (бухгалтерской отчетности) в ЕИС в разделе Закона о закупках, нарушило регламентированный указанными выше нормативными правовыми актами порядок осуществления закупки аудиторских услуг. В связи с чем, довод жалобы следует признать обоснованным. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. В соответствии с п. 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение об оценке заявок), для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки. В соответствии с п. 24 Положения об оценке заявок, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов; 2024-3779 в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; г) наличие у участников закупки деловой репутации; д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В соответствии с п. 25 Положения об оценке заявок, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели. В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки. Согласно приложению к Документации «Оценка заявок на участие в открытом конкурсе и критерии этой оценки», в критерии «Квалификация участников закупки» установлен подкритерий: «Наличие документально подтвержденного опыта проведения аудита элеваторов 2018 - 2024 гг.». Участником конкурса предоставляются копии заключенных и исполненных договоров, сопоставимых по характеру с предметом договора, с обязательным приложением копий подписанных актов приема-передачи оказанных услуг по данным договорам. Согласно пояснениям представителей заказчика, по данному подкритерию принимаются к оценке только заключенные и исполненные договоры исключительно на аудит элеваторов. По результатам анализа законодательства и материалов дела, Комиссия Оренбургского УФАС России, приходит к выводу, что данный подкритерий носит необъективный характер, поскольку заказчик принимает к оценке только договоры на аудит элеваторов. Указанный показатель создает неравные условия для различных участников т.к. об их квалификации и наличии опыта в сфере аудиторской деятельности могут свидетельствовать не только договоры на аудит элеваторов, а любые иные договоры на оказание услуг по годовому аудиту финансовой (бухгалтерской отчетности). Довод жалобы о наличии нарушений в порядке оценки заявок признается обоснованным. В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции. На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной 2024-3779 антимонопольной службы по Оренбургской области, РЕШИЛА: 1.Признать жалобу (вх. № 4272-ИП/24 от 22.04.2024) ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия заказчика АО «Новосергиевский элеватор» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на услуги по годовому аудиту финансовой (бухгалтерской отчетности) (Извещение № 32413470286), обоснованной. 2.АО «Новосергиевский элеватор» выдать предписание, направленное на устранение вывяленных нарушений при проведении конкурса в электронной форме. 3. Передать материалы дела № 056/07/3-516/2024 должностному лицу Оренбургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны