Решение №12/92627/17 Решение по делу № 1-00-160/00-12-17 от 28 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-160/00-12-17

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2017 г.

 

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2017 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: <...>, рассмотрев дело № 1-00-160/00-12-17, возбужденное в отношении Астраханской таможни и ООО «Производственно-коммерческая фирма «Центральный грузовой порт» (далее — ООО «ПКФ «ЦГП», хозяйствующий субъект) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в заключении соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг, оказываемых владельцами складов временного хранения (далее — СВХ),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение Астраханской транспортной прокуратуры, направленное Астраханским УФАС России, о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции, выразившихся во взимании ООО ПКФ «ЦГП» с участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) платы за въезд и парковку в зоне таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни.

В ходе рассмотрения указанного обращения была получена информация, в результате анализа которой в действиях Астраханской таможни и ООО «ПКФ «ЦГП» были обнаружены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

ФАС России были проведены внеплановые выездные проверки в отношении Астраханской таможни и ООО «ПКФ «ЦГП», по результатам которых были обнаружены признаки заключения соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, в ходе реализации которого ООО «ПКФ «ЦГП» по согласованию с Астраханской таможней взимает с участников ВЭД плату за въезд и парковку в зоне таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни, не предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, приказом ФАС России от 02.11.2017 № 1452/17 возбуждено дело № 1-00-160/00-12-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно определению ФАС России от 08.11.2017 № 12/77625/17 о назначении дела № 1-00-160/00-12-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в качестве ответчиков были привлечены Астраханская таможня (414018, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42, ИНН 3017003414) и ООО «ПКФ «ЦГП» (414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 52, лит. «А», ИНН 3015060760).

Комиссия ФАС России, изучив материалы дела № 1-00-160/00-12-17 и заслушав позиции лиц, участвующих в деле по рассматриваемым обстоятельствам, установила.

В соответствии с приказом ФТС России от 11.03.2015 № 402 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Южного таможенного управления» Астраханская таможня осуществляет свою деятельность в Астраханской области, Волгоградской области и Республике Калмыкия.

В регионе деятельности Астраханской таможни расположено 9 таможенных постов: Астраханский таможенный пост, Ахтубинский таможенный пост, таможенный пост Аэропорт Астрахань, таможенный пост Морской порт Оля, таможенный пост Аэродром Волгоград, Волжский таможенный пост, Красноармейский таможенный пост, Михайловский таможенный пост, Советский таможенный пост.

Астраханская таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Указанные таможенные посты являются структурными подразделениями Астраханской таможни и не имеют отдельного статуса юридического лица.

В границах города Астрахань расположено 2 таможенных поста: Астраханский таможенный пост и таможенный пост Аэропорт Астрахань.

Единственным местом доставки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых автомобильным транспортом, местом регистрации соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита является Астраханский таможенный пост Астраханской таможни.

Астраханский таможенный пост Астраханской таможни учрежден в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.01.2001 № 574.

Приказом ФТС России от 29.06.2010 № 1243 «Об определении местонахождения Астраханского таможенного поста Астраханской таможни» определено местонахождение Астраханского таможенного поста Астраханской таможни по адресу: 414040, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 53, литер «А».

Согласно Реестру владельцев складов временного хранения, размещенному на официальном сайте ФТС России, в регионе деятельности Астраханского таможенного поста Астраханской таможни расположено 3 СВХ: Общество с ограниченной ответственность «Производственно-коммерческая фирма «Центральный грузовой порт», Общество с ограниченной ответственностью ПФ «ВТС-Порт», Публичное акционерное общество «Астраханский порт».

Таким образом, рынок услуг, оказываемых владельцами СВХ на территории Астраханской области, является конкурентным.

ООО «ПКФ «ЦГП» включено в реестр складов временного хранения приказом Астраханской таможни от 16.03.2011 № 301, о чем было выдано свидетельство № 10311/16011/10021/1 на основании заявления ООО «ПКФ «ЦГП» от 03.03.2011 № 300 (вх. Астраханской таможни № 2303 от 03.03.2011).

Местом государственной регистрации ООО «ПКФ «ЦГП» является: 414040, г. Астрахань, Адмиралтейская ул., д. 53, литер «А».

Земельный участок площадью 29917 кв.м, расположенный по адресу 414040, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 53, принадлежит ООО «ПКФ «ЦГП» на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации прав собственности от 31.07.2009 серия 30-АА № 378455).

Недвижимое имущество, расположенное по адресу 414040, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 53, литер «А», принадлежит ООО «ПКФ «ЦГП» на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации прав собственности от 11.05.2007 серия 30АА № 157372).

Между ООО «ПКФ «ЦГП» и Астраханской таможней заключены договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.07.2010 № 80х, от 01.06 2012 № 119х, от 19.12.2014 № б/н, в соответствии с которыми ООО «ПКФ «ЦГП» передало в пользование Астраханской таможне нежилые помещения, расположенные по адресу 414040, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 53, литер «А» для работы должностных лиц Астраханского таможенного поста Астраханской таможни.

Таким образом, Астраханский таможенный пост Астраханской таможни располагается на территории и в помещениях, принадлежащих ООО «ПКФ «ЦГП» на праве собственности.

Согласно пункту 2 приказа Астраханской таможни от 16.03.2011 № 301 на территории СВХ ООО «ПКФ «ЦГП» создана постоянная зона таможенного контроля (далее — ПЗТК), отраженная на план-схеме, являющейся приложением к вышеуказанному приказу (далее — план-схема 1). Границы ПЗТК и места пересечения ПЗТК лицами, товарами и транспортными средствами отражены на план-схеме 1.

План-схема 1 утверждена директором СВХ ООО «ПКФ «ЦГП» 03.03.2011, а также согласована начальником Астраханской таможни 16.03.2011.

Согласно план-схеме 1 на территории ООО «ПКФ «ЦГП» размещено 3 контрольно-пропускных пункта, в соответствии с которыми организовано движение транспортных средств по территории хозяйствующего субъекта и территории СВХ:

  • КПП 1 — пропускной пункт, предназначенный для осуществления въезда на территорию хозяйствующего субъекта.

  • КПП 4 — пропускной пункт, предназначенный для осуществления въезда на территорию СВХ с территории хозяйствующего субъекта.

  • КПП 2 — пропускной пункт, предназначенный для осуществления выезда с территории СВХ.

Согласно позиции Астраханской таможни (письмо исх. № 09-23/15402 от 26.08.2016) места въезда и выезда, расположение и назначение КПП также согласовывались начальником Астраханской таможни с директором ООО «ПКФ «ЦГП».

Исходя из план-схемы 1, подъезд к ПЗТК СВХ ООО «ПКФ «ЦГП» возможен только по участку, принадлежащему хозяйствующему субъекту и не входящему в ПЗТК СВХ, от КПП 1 до КПП 4. Въезд на ПЗТК иным способом, минуя территорию хозяйствующего субъекта, невозможен.

Астраханской таможней 21.12.2012 издан приказ № 1057 «О создании постоянной зоны таможенного контроля» (далее — Приказ № 1057), в соответствии с которым на территории ООО «ПКФ «ЦГП», расположенной в непосредственной близости от территории СВХ по адресу 414040, г. Астрахань, Адмиралтейская ул., д. 53, в целях временного хранения товаров, проведения таможенного контроля в форме досмотра (осмотра) товаров, завершения процедуры таможенного транзита, ПЗТК создана на период с 26.12.2012 по 17.12.2015 в ином месте временного хранения — в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта, отраженная на план-схеме, являющейся приложением к вышеуказанному приказу (далее — план-схема 2). Пределы и места пересечения ПЗТК в ином месте временного хранения лицами, товарами и транспортными средствами отражены на план-схеме 2.

Приказ № 1057 издан в связи с получением ООО «ПКФ «ЦГП» генерального разрешения на временное хранение товаров № 10311/171212/00025/6, выданного Астраханской таможней на основании заявления ООО «ПКФ «ЦГП» от 13.12.2012 исх. № 1453.

План-схема 2 утверждена директором СВХ ООО «ПКФ «ЦГП» 13.12.2012, а также согласована начальником Астраханской таможни 17.12.2012.

Исходя из план-схемы 2 подъезд к ПЗТК в ином месте временного хранения ООО «ПКФ «ЦГП» возможен только по участку от КПП 1, принадлежащему хозяйствующему субъекту и не входящему в ПЗТК в ином месте временного хранения ООО «ПКФ «ЦГП». Въезд на ПЗТК в ином месте временного хранения иным способом, минуя территорию хозяйствующего субъекта, не предусмотрен.

ООО «ПКФ «ЦГП» 20.06.2013 издан приказ № 176 «Об организации пропускного режима автотранспорта и компенсации затрат на содержание территории порта» (далее — Приказ № 176) в целях компенсации расходов, понесенных на содержание режимной территории, находящейся в собственности ООО «ПКФ «ЦГП», а также дальнейшего ее содержания в исправном состоянии.

В соответствии с Приказом № 176 устанавливается плата за въезд на территорию ООО «ПКФ «ЦГП» по адресу 414040, г. Астрахань, Адмиралтейская ул., д. 53 через КПП 1 в размере 1180 рублей за одно легковое транспортное средство с учетом НДС. С этой целью в тарифное руководство ООО «ПКФ «ЦГП» Приказом № 176 вводится услуга «Внутрипортовое экспедирование TIR автотранспорта».

Согласно тарифным руководствам ООО «ПКФ «ЦГП» за период с 2013 по 2016 годы ООО «ПКФ «ЦГП» оказывает участникам ВЭД следующие услуги по внутрипортовому экспедированию по территории ООО «ПКФ «ЦГП»:

  • внутрипортовое экспедирование легкового TIR транспорта - 1000 руб./тр. без НДС/ 1180 руб./тр. с НДС;

  • внутрипортовое экспедирование грузового TIR транспорта - 3000 руб./тр. без НДС/ 3540 руб./тр. с НДС;

  • внутрипортовое экспедирование грузового TIR транспорта при регистрации маршрута:

- с 30.05.2013 по 31.12.2015 - 1000 руб./тр. без НДС/ 1180 руб./тр. с НДС;

- с 01.01.2016 -1500 руб./тр. без НДС/ 1770 руб./тр с НДС.

Согласно письменным пояснениям ООО «ПКФ «ЦГП» блок-схема оказания услуг ООО «ПКФ «ЦГП» по внутрипортовому экспедированию автотранспорта, прибывающего на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни, выглядит следующим образом:

  • Въезд TIR автотранспорта на КПП 1 ООО «ПКФ «ЦГП» в круглосуточном режиме на основании пропусков установленного образца.

  • Информирование водителей о внутрипортовом режиме ООО «ПКФ «ЦГП».

  • Выдача пропуска службой охраны на въезд на территорию ООО «ПКФ «ЦГП».

  • Размещение службой охраны ООО «ПКФ «ЦГП» на СВХ, ЗТК TIR автотранспорта, въезжающего на территорию ООО «ПКФ «ЦГП» для регистрации маршрута перевозки, либо для завершения процедуры таможенного транзита.

  • Формирование первичных бухгалтерских документов (справки на оплату).

  • Взимание платы в кассе порта с оформлением необходимого комплекта бухгалтерских документов (акт выполненных работ, счет фактура, приходный кассовый ордер).

  • Оформление пропуска в клиентском отделе на выезд TIR автотранспорта.

  • Выезд TIR автотранспорта с территории ООО «ПКФ «ЦГП» по оформленному пропуску.

Вместе с этим, согласно тарифному руководству ООО «ПКФ «ЦГП» оказывает участникам ВЭД услуги по парковке транспортных средств на СВХ, ПЗТК:

  • легкового транспорта - 150 руб./час без НДС/ 177 руб./час с НДС;

  • грузового транспорта - 5000 руб./сутки без НДС/ 5900 руб./сутки с НДС.

Астраханская таможня 26.03.2014 издала распоряжение № 27-р «О действиях должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров», в соответствии с которым в целях контроля за иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещаемыми автомобильным видом транспорта, должностным лицам Астраханского таможенного поста Астраханской таможни при регистрации соблюдения маршрута перевозки товаров необходимо осуществлять фотосъемку таможенных пломб и номерных знаков транспортных средств в ЗТК

1

ЗТК — зона таможенного контроля

.

 

Согласно представлению Астраханской транспортной прокуратуры об устранении нарушений таможенного законодательства от 10.04.2015 № 23/2-3-2015/893 в действиях Астраханской таможни выявлены нарушения законодательства Российской Федерации при издании Приказа № 1057 и при предоставлении ООО «ПКФ «ЦГП» генерального разрешения на временное хранение товаров № 10311/171212/00025/6.

Астраханской транспортной прокуратурой установлено, что территория ООО «ПКФ «ЦГП» на момент выдачи генерального разрешения на временное хранение товаров № 10311/171212/00025/6 в состав морского порта Астрахань не входила, в связи с чем основания его выдачи у Астраханской таможни отсутствовали. Границы морского порта Астрахань установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 № 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань (Астраханская область)».

В соответствии с приказом Астраханской таможни от 30.04.2015 № 372 «О ликвидации постоянной зоны таможенного контроля» ликвидирована ПЗТК в ином месте временного хранения, созданная в соответствии с Приказом № 1057.

Астраханская таможня своим письмом от 30.04.2015 № 11-23/7669 уведомила ООО «ПКФ «ЦГП» об отзыве генерального разрешения на временное хранение товаров № 10311/171212/00025/6.

Астраханский таможенный пост Астраханской таможни издал распоряжение от 18.05.2015 № 117 «О создании временной зоны таможенного контроля на территории ООО «ПКФ «ЦГП»», в соответствии с которым на территории ООО «ПКФ «ЦГП», расположенной в непосредственной близости от территории СВХ по адресу 414040, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 53, в целях таможенного контроля за иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещаемые автомобильным видом транспорта при регистрации соблюдения маршрута перевозки товаров, была создана временная зона таможенного контроля (далее - ВЗТК) на период с 18.05.2015 по 31.12.2015, отраженная на план-схеме, являющейся приложением к вышеуказанному распоряжению (далее — план-схема 3). Пределы ВЗТК и места пересечения ВЗТК отражены на план-схеме 3.

В соответствии с письмом Астраханского таможенного поста Астраханской таможни в адрес ООО «ПКФ «ЦГП» исх. № 35-09/155 от 11.06.2015 «О создании ВЗТК на территории ООО «ПКФ «ЦГП»» ВЗТК была создана по согласованию между Астраханским таможенным постом Астраханской таможни и ООО «ПКФ «ЦГП».

План-схема 3 утверждена директором СВХ ООО «ПКФ «ЦГП» 12.05.2015, а также согласована начальником Астраханской таможни 18.05.2015.

Исходя из план-схемы 3 подъезд к ВЗТК возможен только по участку от КПП 1, принадлежащему хозяйствующему субъекту и не входящему в ВЗТК. Въезд на ВЗТК иным способом, минуя территорию хозяйствующего субъекта, не предусмотрен.

Согласно статье 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза осуществляется на основании Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ).

В соответствии со статьей 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со статьей 156 ТК ТС, статьей 193 Закона № 311-ФЗ прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия и предъявлены таможенному органу.

На основании статьи 95 ТК ТС Таможенный контроль

2

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза. (пункт 31 статьи 4 ТК ТС)

 

проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

 

В соответствии со статьей 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Товары считаются находящимися под таможенным контролем до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления.

Согласно части 5 статьи 160 ТК ТС доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления

3

Таможенный орган отправления - таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (пункт 33 статьи 4 ТК ТС).

 

до таможенного органа назначения

4

Таможенный орган назначения - таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита (пункт 32 статьи 4 ТК ТС).

 

без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

 

Согласно статье 233 Закона № 311-ФЗ при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита декларант таможенной процедуры таможенного транзита представляет в таможенный орган транзитную декларацию, предусмотренную статьей 182 ТК ТС.

Согласно статье 217 ТК ТС, статье 234 Закона № 311-ФЗ к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута перевозки товаров.

В соответствии со статьей 219 ТК ТС срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров, исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц.

Согласно статье 220 ТК ТС, статье 235 Закона № 311-ФЗ место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля (ЗТК), находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статьей 223 ТК ТС определена обязанность перевозчика, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.

В соответствии со статьей 224 ТК ТС, статьей 236 Закона № 311-ФЗ при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение, а именно, статьями 16.9 и 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, соответственно, что влечет наложение соответствующих штрафов с возможной конфискацией товаров.

Согласно статье 97 ТК ТС зонами таможенного контроля (далее - ЗТК) являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-членов Таможенного союза.

В иных местах ЗТК создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

ЗТК могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Согласно статье 167 ТК ТС временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно статье 168 ТК ТС СВХ являются местами временного хранения товаров.

В соответствии со статьей 23 ТК ТС, статьей 69 Закона № 311-ФЗ владелец склада временного хранения — российское юридическое лицо, отвечающее условиям, определенным статьей 24 ТК ТС, и включенное в реестр владельцев складов временного хранения.

Владелец склада временного хранения (СВХ) осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

Согласно статье 71 Закона № 311-ФЗ к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать на указанную территорию в любое время суток. При этом, частью 3 статьи 71 Закона № 311-ФЗ установлено, что за въезд транспортного средства, перевозящего находящиеся под таможенным контролем товары, на указанную территорию и его нахождение на ней в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, плата не взимается.

Таким образом, таможенный перевозчик при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обязан следовать по определенному маршруту перевозки в место доставки товаров (в ЗТК), на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни. В случае несоблюдения таможенным перевозчиком указанных условий предусмотрена административная ответственность.

Исходя из вышеизложенного, таможенный перевозчик вынужден осуществить проезд в ЗТК по территории, принадлежащей ООО «ПКФ «ЦГП».

Также, исходя из норм, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, взимание платы за нахождение транспортного средства, перевозящего находящиеся под таможенным контролем товары, на указанной территории после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, не запрещено (часть 3 статьи 71 Закона № 171-ФЗ).

В свою очередь, за въезд на территорию ЗТК и стоянку транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары до завершения таможенной процедуры таможенного транзита, плата не должна взиматься.

Согласно статье 163 Закона № 311 производственная и иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах ЗТК, не должна создавать помехи беспрепятственной работе должностных лиц таможенных органов. Разрешение на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности в ЗТК выдается начальником таможенного органа, в регионе деятельности которого создана ЗТК, по письменному заявлению заинтересованного лица.

Оказание услуг по Тарифному руководству ООО «ПКФ «ЦГП» является хозяйственной деятельностью, так как направлено на извлечение прибыли. Кроме того, данная деятельность связана с обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства, в связи с чем, осуществление на территории ЗТК деятельности, связанной с оказанием услуг по Тарифному руководству ООО «ПКФ «ЦГП» для лиц, совершающих таможенные операции, допускается только с разрешения таможенного органа.

Так, Комиссией ФАС России установлено, что хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории ООО «ПКФ «ЦГП», была согласована Астраханской таможней (письма ООО «ПКФ «ЦГП» от 18.03.2011 исх. № 388, от 21.01.2013 исх. № 34, исх. № 1163 от 26.12.2014, исх. № 1056 № 25.12.2015). Сведения о принятых решениях содержатся в резолюциях, проставленных на вышеуказанных письмах.

Также, Комиссия ФАС России считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона № 311 одним из требований к обустройству, оборудованию и месту нахождения СВХ, является наличие подъездных путей.

Подъездные пути — это автомобильные дороги, соединяющие предприятие (в данном случае СВХ) с дорогами общего пользования (пункт 3.21 «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85», утвержденный приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266).

В свою очередь, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Как ранее установлено, отсутствие иных мест въезда в зоны таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни, кроме КПП 1, а также отсутствие иных подъездных путей к зоне таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни в совокупности с взиманием ООО «ПКФ «ЦГП» платы за въезд через КПП 1 приводит к созданию барьеров для участников ВЭД при осуществлении таможенных операций.

При этом, места размещения зон таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни согласовывались между ООО «ПКФ «ЦГП» и Астраханской таможней.

В материалах дела имеется информация о том, что Южное таможенное управление, обратилось в Астраханскую таможню по вопросу установления СВХ ООО «ПКФ «ЦГП» платы за въезд и парковку транспортных средств на территории СВХ «ООО «ПКФ «ЦГП» (письмо Южного таможенного управления от 02.08.2011 № 09.2-42/13097).

В рамках подготовки ответа на вышеуказанное обращение Астраханской таможней была запрошена позиция ООО «ПКФ «ЦГП» по указанному выше вопросу (письмо исх. № 02-01-17/10244).

Согласно позиции Южного таможенного управления, плата за въезд и стоянку на территории зон таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни взиматься не должна.

Исходя из вышеуказанных писем установлено, что Астраханская таможня была осведомлена о том, что «ПКФ «ЦГП» взимает плату за въезд и парковку транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары в ЗТК Астраханского таможенного поста.

На заседании Комиссии ФАС России представителями Астраханской таможни было озвучено, что таможенный орган предпринимал меры по организации беспрепятственного доступа участников ВЭД в зону таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни. Однако, доказательства касательно указанной информации на Комиссии ФАС России представлены не были. Также, на заседании Комиссии ФАС России лицами, участвующими в деле было озвучено, что в настоящее время взимается плата за въезд и стоянку на территории зон таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни.

Таким образом, Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения дела не установлены факты принятия мер в отношении ООО «ПКФ «ЦГП» по вопросу незаконного взимания платы за въезд и парковку транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары в ЗТК Астраханского таможенного поста Астраханской таможни.

Вместе с тем, по мнению Комиссии ФАС России, все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Астраханская таможня оказывает содействие ООО «ПКФ «ЦГП» по вопросу взимания платы за въезд и парковку транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары в ЗТК Астраханского таможенного поста Астраханской таможни.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России приняла Заключение об обстоятельствах дела от 04.12.2017 № 12/84700/17 (далее - Заключение), где были указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные Комиссией ФАС России, а также приведены доказательства, на которых основаны выводы Комиссии ФАС России.

Лицами, участвующими в деле представлены пояснения и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении.

В представленных письменных пояснениях по рассматриваемому делу, направленных Астраханской таможней письмом от 19.12.2017 вх. № 194906/17, а также ООО «ПКФ «ЦГП» от 19.12.2017 № 194914/17 указано на то, что в Заключении не отражены доводы, обосновывающие ограничение доступа на товарный рынок, или устранение с него хозяйствующих субъектов в результате действий Астраханской таможни.

Рассмотрев указанный довод Астраханской таможни, Комиссия ФАС России считает необходимым отметить, что совокупность действий Астраханской таможни и ООО «ПКФ «ЦГП», выразившихся в заключении соглашения, в ходе реализации которого ООО «ПКФ «ЦГП» по согласованию с Астраханской таможней взимает с участников ВЭД плату за въезд и парковку в зоне таможенного контроля Астраханского таможенного поста Астраханской таможни, создают преимущественные условия деятельности ООО «ПКФ «ЦГП» на рынке услуг, оказываемых владельцами СВХ. Данный хозяйствующий субъект получает дополнительный доход, не предусмотренный законодательством Российской Федерации.

В судебной практике сложилась позиция, согласно которой действия, связанные с предоставлением преимущественного положения хозяйствующему субъекту в осуществлении хозяйственной деятельности, являются ограничением конкуренции (например, Постановление ФАС СЗО по делам № А05-11241/2011, № А05-11243/2011, № А05-11244/2011, № А05-11440/2011).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно письменным пояснениям ООО «ПКФ «ЦГП» (письмо от 19.12.2017 вх. № 194914/17) в настоящее время с участников ВЭД, следующих на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни для регистрации или изменении маршрута, взимается плата за разовый въезд через КПП 1 согласно Приказу № 176 по номенклатуре оказания услуг «Внутрипортовое экспедирование грузового TIR автотранспорта при регистрации маршрута», что противоречит статье 71 Закона № 311-ФЗ.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия Астраханской таможни и ООО «ПКФ «ЦГП», выразившиеся в заключении соглашения, в ходе реализации которого ООО «ПКФ «ЦГП» по согласованию с Астраханской таможней взимает с участников ВЭД плату за въезд и парковку в зоне таможенного контроля Астраханского таможенного поста, нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции. Указанные действия позволяют ООО «ПКФ «ЦГП» получать дополнительный доход, не предусмотренный законодательством Российской Федерации, и ставит данный хозяйствующий субъект в преимущественное (более выгодные) положение перед иными хозяйствующими субъектами, что приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг, оказываемых владельцами СВХ.

2. Выдать Астраханской таможне и ООО «ПКФ «ЦГП» предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны