Решение №1-00-173/00-23-13 Решение по делу в отношении Администрации Тамбовской области от 29 июля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-173/00-23-13

29 июля 2013 г. г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 29 июля 2013 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – начальника Управления контроля органов власти Мишеловина В.Б.; членов Комиссии – заместителя начальника Управления контроля органов власти Кузнецова А.В., начальника отдела расследований Управления контроля органов власти Садовниковой М.И., заместителя начальника Аналитического управления Шипунова В.А., заместителя начальника отдела расследований Управления контроля органов власти Мухлынова Р.В., советника отдела расследований Управления контроля органов власти Кобзева С.С., рассмотрев дело № 1-00-173/00-23-13, возбужденное в отношении Администрации Тамбовской области (ул. Интернациональная, д. 14, г. Тамбов, 392017) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) в присутствии представителя Администрации Тамбовской области Лавринчук Е.А. (доверенность № 40 от 15.07.2013) и представителя ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» - «Балтика-Воронеж» Гайдукова А.В. (доверенность № 466 от 01.01.2013)

У С Т А Н О В И Л А:

Основанием для возбуждения дела № 1-00-126/00-23-13 послужили обращения ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (далее – Заявитель) (вх. от 29.03.2013 № 25088/13, вх. от 22.04.2013 № 31821/13), содержащие информацию о несоответствии антимонопольному законодательству постановления Администрации Тамбовской области от 27.06.2012 № 772 «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Тамбовской области» (далее – Постановление № 772).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 2 Постановления № 772 установлено ограничение времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции с 23.00 часов до 09.00 часов следующего дня, осуществляемой:
- индивидуальными предпринимателями и организациями (предприятиями) при оказании услуг общественного питания, отнесенных к типу «закусочная» в соответствии с ГОСТ Р 50762-2007 «Классификация предприятий общественного питания» (далее – ГОСТ);
- индивидуальными предпринимателями и организациями (предприятиями), расположенными в жилых зданиях, в том числе в цокольных (полуподвальных), подвальных этажах жилых зданий, в соответствии с нормами (требованиями) законодательства о градостроительной деятельности при оказании услуг общественного питания.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. В соответствии с ГОСТ «закусочная» - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольной продукции.
В соответствии с Определением Верховного Суда от 12.12.2012 № 74-АПГ12-19 «ограничения розничной продажи алкогольной продукции не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания».
Таким образом, Постановление № 772 вступает в противоречие с нормами Закона № 171-ФЗ. Тем самым Администрация Тамбовской области превысила нормотворческие полномочия субъекта Российской Федерации.
Согласно информации, представленной Заявителем (№ 647 от 17.04.2013), после вступления в силу Постановления № 772 объем закупаемой продукции дистрибьюторами значительно снизился по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.
В соответствии с информацией, представленной Администрацией Тамбовской области (№ 05-38/910 от 25.06.2013) на территории Тамбовской области осуществляют деятельность 593 предприятия общественного питания, из них 149 — предприятия отнесенные в соответствии с ГОСТ к типу «закусочная», в жилых зданиях осуществляет деятельность 61 предприятие. Данные хозяйствующие субъекты поставлены в неравные условия по отношению к тем субъектам, на которые не распространяется действие Постановления № 772.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3).
Подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле предусматривает запрет органам государственной власти субъектов на принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано: «Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции».
Исходя из вышесказанного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией Тамбовской области пункта 2 и пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле, выразившимся в установлении запрета на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 09.00 следующего дня в местах общественного питания, отнесенных в соответствии с ГОСТ к типу «закусочная», и в местах общественного питания, расположенных в жилых зданиях, пунктом 2 Постановления № 772, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции на территории Тамбовской области.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела в ФАС России поступило письмо заместителя главы администрации Тамбовской области А.И. Алабичева (№ 14-01/1387 от 15.07.2013), содержащее информацию о добровольном устранении нарушения, а именно внесении изменений в Постановление № 772 в части признания утратившим силу пункта 2.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Тамбовской области нарушившей пункты 2 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в части установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 09.00 часов следующего дня индивидуальными предпринимателями и организациями при оказании услуг общественного питания, отнесенных в соответствии с ГОСТ к типу «закусочная», и в местах общественного питания, расположенных в жилых зданиях, пунктом 2 постановления Администрации Тамбовской области от 27.06.2012 № 772 «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Тамбовской области».
2. Прекратить рассмотрение дела № 1-00-173/00-23-13 в отношении Администрации Тамбовской области в связи с добровольным устранением нарушения.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны