Решение №12/93516/19 Решение об отсутствии нарушения антимонопольного законодател... от 25 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отсутствии нарушения антимонопольного

законодательства по делу № 12/01/15-1/2019

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2019 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: <...>, рассмотрев дело № 12/01/15-1/2019, возбужденное в отношении Федеральной таможенной службы по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в предоставлении приоритетного доступа участникам внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД), предоставившим свои электронные подписи в поддержку «Хартии добросовестных участников ВЭД» (далее – Хартия), к сервису информирования о категории уровня риска участников ВЭД, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере таможенного дела, в присутствии на заседании представителей Федеральной таможенной службы - <...> (доверенность от 15.10.2019 № 01-35/63419), <...> (доверенность от 15.10.2019 № 01-35/63418), <...> (доверенность от 15.10.2019 № 01-35/63421),


 

УСТАНОВИЛА:


 

В ФАС России поступило заявление гражданина <...> (вх. от 25.03.2019 № 49496-ИП/19) с жалобой на предоставление ФТС России в приоритетном порядке участникам внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), присоединившимся к «Хартии добросовестных участников ВЭД» (далее - Хартия), информации о категории уровня риска участников ВЭД.

По результатам рассмотрения заявления было установлено следующее.

На официальном сайте ФТС России (http://old.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27281:-l-r-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835) 21.03.2019 была опубликована информация, которая доводит до сведения участников ВЭД факт того, что при предоставлении участниками ВЭД своих электронных подписей в поддержку документа публично-правового характера - Хартии, участникам ВЭД в их «Личных кабинетах» на сайте ФТС России будет доступно использование сервиса информирования о категории уровня риска участников ВЭД.

При этом обязанность участников ВЭД по присоединению к указанной Хартии действующим законодательством Российской Федерации не была установлена.

Согласно «Паспорту реализации проекта «Совершенствование функции государственного надзора ФТС России в рамках реализации приоритетной программы Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 27.03.2018 № 2 (далее - паспорт <...> в целях предоставления информации о категории уровня риска участникам ВЭД
с декабря 2018 года в личном кабинете на сайте ФТС России должна была быть обеспечена возможность информирования о присвоенной им категории уровня риска, а также о возможности изменения категории уровня риска вне зависимости от выполнения каких-либо дополнительных условий.

Таким образом, присутствовала возможность того, что участники ВЭД, не предоставившие свои подписи и не присоединившиеся к Хартии, в отсутствие законодательных ограничений были лишены возможности оперативного доступа к информации о категории уровня риска участников ВЭД в своих «Личных кабинетах» на сайте ФТС России.

В соответствии со статьей 312 Федерального закона от 03.08.2018 № 289 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) система управления рисками применяется таможенными органами для реализации принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля исходя из необходимости достижения максимальной эффективности при минимальных затратах на осуществление таможенного контроля.

На основании пункта 2 статьи 377 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс Союза) в целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы могут осуществлять категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.

Применение данной системы дает возможность существенно снизить количество форм таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня риска, что способствует ускорению проведения таможенного контроля, сокращению времени совершения таможенных операций и снижению издержек данной категории участников ВЭД.

Таким образом, предоставление информации о категории уровня рисков участников ВЭД в приоритетном порядке посредством предоставления оперативного доступа к ней в «Личных кабинетах» на сайте ФТС России, могло создать преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности таких лиц по сравнению с иными участниками ВЭД.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.

По итогам рассмотрения Заявления в связи с наличием в действиях
ФТС России признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ФАС России на основании статьи  39.1 Закона о защите конкуренции было выдано ФТС России предупреждение от 26.04.2019 № ЦА/35884/19
(далее — Предупреждение) о прекращении указанных действий путем снятия ограничений по допуску участников ВЭД, не предоставивших свою электронную подпись в поддержку Хартии, к сервису информирования о категории уровня риска участников ВЭД.

Срок исполнения Предупреждения был установлен до 20.05.2019.

Письмом от 23.05.2019 № 01-23/30091 (вх. от 24.05.2019 № 88819-М/19)
о рассмотрении Предупреждения ФТС России сообщила об отсутствии в ее действиях признаков нарушения Закона о защите конкуренции, а также о возможности получения участниками ВЭД информации о категории их уровня риска посредством направления ими письменных запросов в адрес ФТС России бесплатно и в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, письмо ФТС России не содержало информации и подтверждающих документов о совершении действий, направленных на принятие мер по снятию ограничений по допуску участников ВЭД, не предоставивших свою электронную подпись в поддержку Хартии, к сервису информирования о категории уровня риска участников ВЭД, следовательно, Предупреждение ФАС России
ФТС России в установленный срок не выполнено.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного ФАС России издан приказ от 27.08.2019
№ 1148/19 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения
ФТС России пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением ФАС России от 10.09.2019 № 12/78990/19
(далее - Определение) дело назначено к рассмотрению на 16.10.2019, в качестве заявителя привлечен <...>, в качестве ответчика привлечена ФТС России.

В целях установления факта влияния действий ФТС России на состояние конкуренции в сфере таможенного дела ФАС России в рамках рассмотрения дела у сторон была запрошена дополнительная информация.

Документы и информация, поступившие в ФАС России в ответ на Определение, приобщены к материалам дела № 12/01/15-1/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела ФТС России представлена позиция, согласно которой, по мнению ФТС России, в ее действиях отсутствуют признаки нарушения Закона о защите конкуренции.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, письменной позиции не представил.

По результатам исследования документов и информации, имеющихся в материалах дела № 12/01/15-1/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, а также пояснений, данных на заседании Комиссии, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 214 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 289-ФЗ) при выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками.

Согласно пункту 12 Приказа ФТС России от 18.08.2015 № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)» (далее – Приказ ФТС России № 1677) в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений законодательства в случае его возникновения таможенными органами на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, проводятся анализ и оценка риска с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами.

Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков после выпуска товаров.

Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, в соответствии со статьей 315 Федерального закона № 289-ФЗ является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

Приказом ФТС России № 1677 установлено, что в целях дифференцированного воздействия на риски таможенные органы применяют риск-категорирование участников ВЭД.

По результатам риск-категорирования все лица, в отношении деятельности которых проводился анализ, группируются по трем категориям уровня риска участника ВЭД (низкий, средний, высокий уровни риска).

В соответствии с приказом ФТС России от 01.12.2016 № 2256
(далее – Приказ ФТС России № 2256) определение категории уровня риска участника ВЭД является автоматизированным.

Перечень критериев, характеризующих участников ВЭД, является открытым и содержится в Приложении к Порядку автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, утвержденному Приказом ФТС России № 2256.

Данный перечень позволяет участникам ВЭД прогнозировать возможность изменения категории уровня риска на основании анализа свой деятельности.

Согласно положениям статьи 305 Федерального закона № 289-ФЗ информация, в том числе о категории уровня риска предоставляется таможенными органами на основании письменного запроса всем участникам ВЭД в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для рассмотрения письменных обращений граждан в государственные органы, то есть в течение 30 дней.

Пунктом 5 Приказа ФТС России № 2256 установлено, что риск-категорирование проводится ежеквартально, не позднее 25-го числа последнего месяца квартала.

В отношении участников ВЭД, отнесенных к категории низкого уровня риска, риск-категорирование проводится ежемесячно не позднее 25-го числа каждого месяца.

Учитывая изложенное, участники ВЭД на основании письменных запросов имеют возможность получать от таможенных органов актуальную информацию о категории уровня риска.

По результатам анализа писем ФТС России в адрес участников ВЭД, направивших свои запросы с целью получения информации о категории уровня риска, имеющихся в материалах дела, Комиссией установлено, что при подготовке разъяснений ФТС России информирует участников ВЭД не только о категории уровня риска, но и о показателях, влияющих на отнесение участника ВЭД к данной категории.

Таким образом, в отличие от сведений, содержащихся в «Личном кабинете», которые представляют собой наименование категории, участники ВЭД, направившие запросы в ФТС России, обладают более полной информацией, позволяющей планировать свою деятельность с целью перехода в иную категорию риска.

Кроме того, Комиссия, изучив анализ применения таможенными органами в отношении участников ВЭД контрольных мер, проведенный ФТС России (письмо ФТС России от 20.09.2019 № 01-23/58481), и приобщенный к материалам дела, пришла к выводу, что в отношении участников ВЭД, подписавших Хартию, данные меры применяются чаще, чем в отношении лиц, не подписавших Хартию.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что наличие возможности получения информации о категории уровня риска посредством «Личного кабинета» не оказывает влияние на снижение нагрузки для участников ВЭД при осуществлении контрольно-надзорной деятельности таможенными органами.

Снижение количества форм таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня риска, которое приводит к ускорению проведения таможенного контроля, сокращению времени совершения таможенных операций и снижению издержек данной категории участников ВЭД, достигается исключительно за счет отнесения участника ВЭД к категории низкого уровня риска, а не за счет информированности о присвоенной категории уровня риска.

В связи с этим участники ВЭД одной категории уровня риска находятся в равных условиях относительно проведения контрольных мероприятий вне зависимости от способа информирования о своей категории уровня риска.

По информации, представленной ФТС России, согласно пункту 2 раздела II протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.12.2018 № 14 с 01.01.2019 предусмотрено досрочное завершение приоритетных проектов (программ), в связи с чем, при начале реализации с 21.03.2019 в «Личных кабинетах» участников ВЭД на сайте ФТС России сервиса по информированию участников ВЭД о категории уровня их риска приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», а также Паспорт прекратили свое действие, следовательно, требование о необходимости предоставления участникам ВЭД соответствующей информации в «Личном кабинете» прекратило свое действие.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В результате отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих об ограничении участников ВЭД в доступе к информации о категории уровня риска, а также о влиянии данной информации на осуществление хозяйственной деятельности, Комиссия пришла к выводу, что наличие возможности получения информации о категории уровня, в том числе посредством использования сервиса «Личного кабинета», не может воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке услуг в сфере таможенного дела и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1
статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 12/01/15-1/2019 в отношении Федеральной таможенной службы по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в предоставлении приоритетного доступа
участникам ВЭД, предоставившим свои электронные подписи в поддержку Хартии, к сервису информирования о категории уровня риска участников ВЭД, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Федеральная таможенная служба (ФТС России)
ИНН 7730176610, ОГРН 1047730023703