Решение №12/92237/19 Решение по делу № 1-15-5/00-12-19 о нарушении антимонопольно... от 22 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 1-15-5/00-12-19

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                         г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2019 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: <...>, рассмотрев дело № 1-15-5/00-12-19, возбужденное в отношении Администрации муниципального образования Брюховецкий район (352752, Краснодарский край, ст. Брюховецкая, Красная ул., д. 211; ИНН 2327004864, ОГРН 1022303523780) (далее — Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в неустранении последствий незаконной передачи земельных участков в пользование отдельным хозяйствующим субъектам, в результате чего возникла возможность ограничения конкуренции на рынках сельхозпродукции, в присутствии на заседании представителя ОАО «Нива Кубани» - <...> (доверенность от 08.07.2019 № 10),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило обращение ОАО «Нива Кубани» (352752, Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Энгельса, 175; ИНН 2327010748) (далее – Заявитель) от 20.09.2018 вх. № 153173/18 и дополнение к нему от 09.10.2018 вх. № 164289/18 с жалобой на бездействие Администрации, выраженное в неустранении последствий незаконной передачи земельных участков в пользование отдельным хозяйствующим субъектам, в результате чего, по мнению Заявителя, возникла возможность ограничения конкуренции на рынках сельхозпродукции путем создания экономически необоснованных преимуществ данным хозяйствующим субъектам.

Как следует из обращения, Администрацией без проведения конкурентных процедур посредством заключения договоров аренды сроком на 49 лет были переданы земельные участки сельскохозяйственного назначения, образованные из земельного массива (кадастровый номер <...> :04:0501000:1) и расположенные по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани», следующим хозяйствующим субъектам:

1) ИП глава КФХ Ваниев Р.Г.:

- договор аренды земельного участка от 04.12.2014 № 0400003539 (дата регистрации 08.12.2014, номер регистрации 23-23-45/2501/2014-179) в отношении земельного участка, расположенного в границах участка, адрес: Краснодарский край, Брюховецкий район, в 1,3 км от ст. Брюховецкой по направлению на северо-запад, кадастровый номер <...> :04:0501004:290, площадью 98476 кв.м.;

- договор аренды земельного участка от 14.11.2014 № 0400003520 (дата регистрации 08.12.2014, номер регистрации 23-23/045-23-45/801/2015-1162/1), в отношении земельного участка, расположенного в границах участка, адрес: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах кадастрового квартала 23:04:0101008, кадастровый номер <...> :04:0501008:39, площадью 330000 кв.м.;

- договор аренды земельного участка от 12.09.2014 № 0400003457 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани», бригада 4, поле IV-op, поле V-op, с кадастровым номером 23:04:0501001:127, площадью 1 064 299 кв. м.

2) ИП глава КФХ Радченко М.С.:

- договор аренды земельного участка от 01.12.2014 № 0400003527 (дата регистрации 11.12.2014, номер регистрации 23-23-45/028/2014-272), в отношении земельного участка, расположенного в границах участка, адрес Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах кадастрового квартала 23:04:0101005, кадастровый номер <...> :04:0501005:249, площадью 55464 кв.м.;

- договор аренды земельного участка от 01.12.2014 № 0400003526 (дата регистрации 11.12.2014, номер регистрации 23-23-45/028/2014-270), в отношении земельного участка, расположенного в границах участка, адрес Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах кадастрового квартала 23:04:0101005, кадастровый номер <...> :04:0501005:250, площадью 182702 кв.м.;

- договор аренды земельного участка от 01.12.2014 № 0400003528 (дата регистрации 11.12.2014, номер регистрации 23-23-45/028/2014-273), в отношении земельного участка, расположенного в границах участка, адрес Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах кадастрового квартала 23:04:0101001, прилегающий с южной стороны к х. Рогачи, кадастровый номер <...> :04:0501001:164, площадью 128041 кв.м.;

- договор аренды земельного участка от 01.12.2014 № 0400003525 (дата регистрации 11.12.2014, номер регистрации 23-23-45/028/2014-271), в отношении земельного участка, расположенного в границах участка, адрес Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах кадастрового квартала 23:04:0101003, прилегающий с северной стороны к х. Гарбузовая Балка, кадастровый номер <...> :04:0501003:220, площадью 153540 кв.м.

3) ИП глава КФХ Сургучева А.А.:

- договор аренды земельного участка от 05.06.2014 № 0400003408 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани» бригада 3, поле IV-2, участки 1,2,3,4 с кадастровым номером 23:04:0501006:182, площадью 986887 кв.м.;

- договор аренды земельного участка от 05.06.2014 № 0400003409 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани» бригада 3, поле IV-2, участки 1,2,3,4 с кадастровым номером 23:04:0501006:183, площадью 986901 кв.м.;

- договор аренды земельного участка от 05.06.2014 № 0400003410 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани» бригада 3, XIII-1, участок 2 с кадастровым номером 23:04:0501006:184, площадью 263429 кв.м.;

- договор аренды земельного участка от 05.06.2014 № 0400003411 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани» бригада 3, XIII-1, участок 2 с кадастровым номером 23:04:0501006:185, площадью 263428 кв.м.

ОАО «Нива Кубани» в обращении также указало, что судебными актами, принятыми по делам № А32-34963/2014, № А32-36008/2015, установлена неправомерность передачи Администрацией земельных участков сельскохозяйственного назначения, образованных из земельного массива (кадастровый номер <...> :04:0501000:1) и расположенных по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани», во временное владение и пользование ИП главы КФХ Ваниева Р.Г., ИП главы КФХ Радченко М.С., ИП главы КФХ Сургучевой А.А. Заключенные между сторонами договоры аренды земельных участков признаны недействительными (ничтожными).

Поскольку признанные судом ничтожными договоры аренды земельных участков недействительны с момента их заключения и не повлекли никаких правовых последствий для сторон, у ИП главы КФХ Ваниева Р.Г., ИП главы КФХ Радченко М.С., ИП главы КФХ Сургучевой А.А не возникло право аренды на земельные участки и, как следствие, они обязаны их освободить.

Однако, как следует из обращения, данные лица продолжают использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения, что обеспечивает им более выгодные условия деятельности, ставит их в преимущественное, неравное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на тех же товарных рынках, а Администрация, в свою очередь, не предприняла действий, направленных на освобождение земельных участков от незаконных арендаторов, что, по мнению ОАО «Нива Кубани», является признаком нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения Заявления в связи с наличием в бездействии Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в неустранении последствий незаконной передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения, образованных из земельного массива (кадастровый номер <...> :04:0501000:1) и расположенных по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани», в пользование и владение ИП главы КФХ Ваниева Р.Г.,
ИП главы КФХ Радченко М.С., ИП главы КФХ Сургучевой А.А., ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации выдано предупреждение от 29.10.2018 № ИА/87078/18 (далее — Предупреждение ФАС России) о прекращении указанного бездействия путем принятия мер муниципального земельного контроля, обеспечивающих пресечение незаконного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных Администрацией ИП главе КФХ Ваниеву Р.Г., ИП главе КФХ Радченко М.С., ИП главе КФХ Сургучевой А.А.

Срок исполнения Предупреждения ФАС России составлял 2 месяца с момента его получения Администрацией.

Письмом от 27.12.2018 № 9813 (вх. от 15.01.2019 № 4823/19) Администрация сообщила об отсутствии в ее действиях признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в обоснование своей позиции указав, что во исполнение судебных актов, принятых по делам № А32-34963/2014, № А32-36008/2015, ею были отменены постановления о предоставлении ИП главе КФХ Ваниеву Р.Г., ИП главе КФХ Радченко М.С., ИП главе КФХ Сургучевой А.А. в аренду соответствующих земельных участков, а также о направлении указанной информации в органы, осуществляющие государственную регистрацию (без приложения подтверждающих документов). Кроме того, Администрация сообщила о наличии в настоящее время судебных споров относительно права собственности в отношении спорных земельных участков, а также о ведении работы о признании земельных долей, расположенных в границах плана землепользования ОАО «Нива Кубани», невостребованными.

Вместе с тем, письмо Администрации не содержит информации, а также документов, подтверждающих совершение действий, направленных на принятие мер, обеспечивающих пресечение незаконного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных ИП главе КФХ Ваниеву Р.Г., ИП главе КФХ Радченко М.С., ИП главе КФХ Сургучевой А.А., следовательно, Предупреждение ФАС России Администрацией в установленный срок не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного ФАС России был издан приказ от 30.01.2019 № 91/19 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением ФАС России от 11.02.2019 (исх. от 14.02.2019 № 12/10822/19) дело назначено к рассмотрению на 19.03.2019, в качестве ответчика привлечена Администрация, в качестве заявителя привлечено ОАО «Нива Кубани», в качестве заинтересованных лиц привлечены ИП глава КФХ Ваниев Р.Г., ИП глава КФХ Радченко М.С., ИП глава КФХ Сургучева А.А.

В ходе рассмотрения дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечена Администрация Краснодарского края (350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, д. 35; ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549).

У лиц, участвующих в деле, была запрошена необходимая для рассмотрения дела № 1-15-5/00-12-19 информация. Документы и информация, поступившие в ФАС России в ответ на определения и дополнительные запросы, приобщены к материалам дела № 1-15-5/00-12-19 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела Администрация представила письменную позицию, согласно которой, по мнению Администрации, в ее действиях отсутствуют признаки нарушения Закона о защите конкуренции. ОАО «Нива Кубани» настаивало на доводах, изложенных в заявлении. Заинтересованные лица письменную позицию не представили.

В рамках рассмотрения дела № 1-15-5/00-12-19 на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведены анализ состояния конкуренции на рынке Земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления сельскохозяйственного производства, переданных по договорам аренды (далее – рынок Земельных участков) и анализ состояния конкуренции на смежном товарном рынке продукции растениеводства в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), в объеме, необходимом для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства. Указанные анализы состояния конкуренции проведены с учетом положений пункта 10.7 Порядка, устанавливающего особенности проведения анализа состояния конкуренции по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По результатам исследования состояния конкуренции на вышеуказанных товарных рынках составлены краткие аналитические отчеты, приобщенные к материалам дела № 1-15-5/00-12-19.

Согласно результатам проведенных анализов в период с 01.01.2017 по 26.08.2019 рынок Земельных участков представлен значительным количеством потенциальных приобретателей, а на смежном с ним товарном рынке продукции растениеводства в географических границах муниципального образования Брюховецкого района Краснодарского края предпринимательскую деятельность осуществляло значительное количество хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о его низкой концентрации и развитой конкурентной среде.

 

По результатам исследования документов и информации, имеющихся в материалах дела № 1-15-5/00-12-19 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией ФАС России установлено следующее.

 

Согласно статье 34 Устава муниципального образования Брюховецкий район, принятого решением Совета муниципального образования Брюховецкий район от 31.03.2017 № 143 (далее — Устав), Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Брюховецкий район, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.

Полномочия Администрации в сфере регулирования земельных отношений и недропользования установлены в статье 36 Устава, исходя из пункта 6 которой следует, что Администрация в указанной сфере осуществляет также иные полномочия в соответствии с законодательством.

Как следует из материалов дела, постановлением АС Северо-Кавказского округа от 26.12.2017 по делу №А32-34963/2014 и постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2018 по делу №А32-36008/2015 установлена неправомерность передачи Администрацией земельных участков сельскохозяйственного назначения, образованных из земельного массива (кадастровый номер <...> :04:0501000:1) и расположенных по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани» (далее – Земельные участки) во временное владение/пользование ИП главы КФХ Ваниева Р.Г., ИП главы КФХ Радченко М.С., ИП главы КФХ Сургучевой А.А. Заключенные между сторонами договоры аренды Земельных участков признаны недействительными (ничтожными).

Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Указанное положение применительно к рассматриваемым Комиссией ФАС России обстоятельствам дела означает, что заключенные между Администрацией и ИП главой КФХ Ваниева Р.Г., ИП главой КФХ Радченко М.С., ИП главой КФХ Сургучевой А.А. договоры аренды Земельных участков сельскохозяйственного назначения не повлекли за собой юридических последствий для сторон, что, как следствие, означает необходимость прекращения использования арендаторами данных земельных участков в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.

Положения статьи 79 ЗК РФ определяют, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с частью 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Под сельскохозяйственным производством в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения с учетом их особого целевого назначения, закрепленного в ЗК РФ, являются основным производственным средством для сельскохозяйственных производителей, с использованием которого данные хозяйствующие субъекты осуществляют предпринимательскую деятельность.

Учитывая данное обстоятельство, наличие или отсутствие в пользовании/владении у хозяйствующих субъектов, занимающихся сельскохозяйственным производством, земель сельскохозяйственного назначения оказывает непосредственное влияние на само присутствие таких субъектов на соответствующем товарном рынке в качестве участника рынка, результаты их хозяйственной деятельности, и как следствие, на их положение как на рассматриваемом товарном рынке, так и на смежных с ним.

Согласно материалам дела Земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, предоставленными Администрацией арендаторам в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с актами сверки взаиморасчетов по договорам аренды, заключенным между Администрацией и ИП главой КФХ Ваниевым Р.Г., ИП главой КФХ Радченко М.С., ИП главой КФХ Сургучевой А.А., представленных в материалы дела Администрацией (вх. от 28.05.2019 № 91229/19; от 08.08.2019 № 139761/19), после вступления в законную силу судебных актов по делам № А32-34963/2014, № А32-36008/2015 в бюджет муниципального образования Брюховецкий район продолжает поступать арендная плата либо земельный налог за пользование Земельными участками.

Таким образом, материалами дела № 1-15-5/00-12-19 подтверждается, что Администрация располагает сведениями о продолжающемся использовании  лицами Земельных участков в целях выращивания сельскохозяйственной продукции без должных на то правовых оснований.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Согласно части 3 статьи 72 ЗК РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Согласно части 1 статьи 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная или иная ответственность.

На территории Краснодарского края муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 04.03.2015 № 3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края». Согласно положениям статьи 3 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля относятся организация и осуществление муниципального земельного контроля на территории соответствующего муниципального образования, в том числе, по следующим направлениям:

а) использование земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, правовым режимом использования земель, а также договорами аренды земельных участков, договорами безвозмездного пользования земельными участками;

б) предупреждение и пресечение самовольного занятия земельных участков, самовольного строительства или использования земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Пунктом 38 статьи 8 Устава закреплено, что к вопросам местного значения муниципального образования Брюховецкий район относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Постановлением Администрации муниципального образования Брюховецкий район от 19.05.2017 № 527 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования Брюховецкий район (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения одной из основных целей муниципального земельного контроля является предупреждение и пресечение фактов самовольного занятия земельных участков на территории муниципального образования Брюховецкий район.

Помимо этого, исходя из абзаца 3 пункта 5.1.1 Положения следует, что одним из направлений организации и осуществления муниципального земельного контроля является предупреждение и пресечение самовольного занятия земельных участков, самовольного строительства или использования земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Согласно пункту 8.1 Положения муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с ежегодными планами, либо внеплановых проверок, при этом в случае выявленных нарушений должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны в соответствии с пунктом 11.1 Порядка выдать предписание об устранении выявленных нарушений либо принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.

Учитывая изложенное, земли и земельные участки на территории муниципального образования Брюховецкий район являются объектами муниципального земельного контроля со стороны Администрации, принятие мер которого исключает возможность использования данных земель и земельных участков в отсутствие правовых оснований.

С момента вступления в законную силу судебных актов по делам №А32-34963/2014, №А32-36008/2015, которыми установлена неправомерность передачи Администрацией Земельных участков во временное владение/пользование определенным хозяйствующим субъектам, и признаны недействительными (ничтожными) соответствующие договоры аренды, непринятие Администрацией  мер муниципального земельного контроля создало лицам, фактически продолжающим использовать Земельные участки в отсутствие правовых оснований,  преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности перед иными хозяйствующими субъектами, действующими добросовестно в границах рассматриваемых товарных рынков.

Наличие потенциальных желающих получить Земельные участки во владение/пользование  в целях осуществления  предпринимательской деятельности подтверждается следующим.

По данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, по состоянию на третий квартал 2019 года, на территории Брюховецкого района Краснодарского края зарегистрировано 26 юридических лиц и 205 индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является выращивание продукции растениеводства и оказание услуг в данной сфере.

Наличие на территории Брюховецкого района Краснодарского края ряда сельскохозяйственных предприятий, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, также подтверждается информацией, представленной Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республики Адыгея (вх. от 24.07.2019 № 129386/19) в ответ на запрос ФАС России от 24.06.2019 № АЦ/52656/19.

Исходя из информации, содержащейся в отчетах Администрации о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг в 2017 и 2018 году в муниципальном образовании Брюховецкий район, доля продукции растениеводства в общем объеме продукции сельского хозяйства в 2017 и 2018 годах в географических границах Брюховецкого района Краснодарского края составила 61,52 % и 60,57 % соответственно.

Производство  продукции растениеводства на территории Брюховецкого района Краснодарского края в рассмотренном временном интервале осуществляли 8 крупных и средних предприятий, на долю которых в 2017 году приходилось 40,3 % общего объема продукции, а в 2018 году — 53,77 %. Остальной объем произведенной растениеводческой продукции распределился между 15 сельскохозяйственными предприятиями и 205 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Вследствие бездействия Администрации указанные субъекты ограничены в возможности приобретения прав  в отношении рассматриваемых Земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления сельскохозяйственного производства. То есть, ограничивается конкуренция на стадии получения права  на заключение соответствующего договора, и, как следствие,  может быть ограничена конкуренция на смежном товарном рынке продукции растениеводства.

На момент вынесения решения по настоящему делу Администрация не представила доказательств совершения действий, направленных на прекращение предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности лицам, фактически продолжающим использовать Земельные участки в отсутствие на то правовых оснований.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Бездействие Администрации привело к созданию на территории муниципального образования Брюховецкий район неравных условий осуществления хозяйственной деятельности для сельскохозяйственных производителей, негативно влияет на права неопределенного круга лиц на справедливые условия конкуренции, следовательно, не соответствует части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием совокупности имеющихся в материалах дела
доказательств нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии со статьей 48,1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела.

Доводов и доказательств в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствующих об отсутствии в рассматриваемом Комиссией бездействии Администрации нарушения антимонопольного законодательства, лицами, участвующими в деле, не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать бездействие Администрации муниципального образования Брюховецкий район, выраженное в непрекращении предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности лицам, фактически продолжающим использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Краснодарский край, Брюховецкнй район, в границах плана землепользования СПК (колхоз) «Нива Кубани» с кадастровыми номерами: 23:04:0501004:290 (площадью 98476 кв.м.); 23:04:0501008:39 (площадью 330000 кв.м.); 23:04:0501001:127 (площадью 1 064 299 кв.м.); 23:04:0501005:249 (площадью 55464 кв.м.); 23:04:0501005:250 (площадью 182702 кв.м.); 23:04:0501001:164 (площадью 128041 кв.м.); 23:04:0501003:220 (площадью 153540 кв.м.); 23:04:0501006:182 (площадью 986887 кв.м.); 23:04:0501006:183 (площадью 986901 кв.м.); 23:04:0501006:184 (площадью 263429 кв.м.); 23:04:0501006:185 (площадью 263428 кв.м.), в отсутствие на то правовых оснований, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Администрации муниципального образования Брюховецкий район предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и принятии мер, направленных на обеспечение конкуренции.

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
ИНН 2327004864, ОГРН 1022303523780
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НИВА КУБАНИ"
ИНН 2327010748, ОГРН 1072327000460
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549