Апелляционная жалоба №09/106415/18 Решение по жалобе на решение Татарстанского УФАС России от 0... от 25 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение Татарстанского УФАС России от 09.10.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-92/2017

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена «11» декабря 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме «18» декабря 2018 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе:

Председателя Апелляционной коллегии:

<>;

Членов Апелляционной коллегии:

<…>;

<…>,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ОАО «ТГК-16» на решение Татарстанского УФАС России от 09.10.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-92/2017, в присутствии представителей (по доверенностям)  от ООО «ТГК-16» : <>, <>, <>, <>, <>; от АО «Татэнерго»:  <>, <>; от Татарстанского УФАС России (посредством видео-конференцсвязи): <>, <> (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

УСТАНОВИЛА:

на рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ОАО «ТГК-16» (далее также — Общество, Заявитель по жалобе) на решение Татарстанского УФАС России (далее также – антимонопольный орган) от 09.10.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-92/2017.

Решением Татарстанского УФАС России АО «Татэнерго» признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании препятствий ОАО «ТГК-16» доступу на товарный рынок тепловой энергии путем необоснованного ограничения реализации тепловой энергии, вырабатываемой ОАО «ТГК-16» с Казанской ТЭЦ-3 (далее - КТЭЦ-3).

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства Татарстанским УФАС России не выдавалось в связи с тем, что рассматриваемые антимонопольным органом действия происходили в 2016 г., а также в связи с актуализацией схемы теплоснабжения г. Казани на дату принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрев жалобу и материалы дела, заслушав доводы участвующих при рассмотрении жалобы лиц, Апелляционная коллегия установила следующее.

Основанием для возбуждения в отношении АО «Татэнерго» Татарстанским УФАС России дела по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции послужило заявление ОАО «ТГК-16» (вх. № 1087/ж от 24.01.2017) по вопросу соответствия антимонопольному законодательству действий АО «Татэнерго» в части снижения объемов приобретаемой у ОАО «ТГК-16» тепловой энергии.

Установлено, что ОАО «ТГК-16» принадлежит на праве собственности теплоэлектроцентраль Казанская ТЭЦ-3, на которой производится тепловая и электрическая энергия путем комбинированной выработки. Реализация тепловой энергии осуществляется потребителям и теплоснабжающим организациям с коллекторов источника и по присоединенной сети.

В соответствии с утвержденной приказом Минэнерго России №130 от 13.03.2015 схемой теплоснабжения г. Казани статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения ЕТО-1 присвоен АО «Татэнерго».

В состав системы теплоснабжения ЕТО-1 входят источники тепловой энергии, принадлежащие АО «Татэнерго», а также филиал ОАО «ТГК- 16» - Казанская ТЭЦ-3. ОАО «ТГК-16» поставляет тепловую энергию на ЕТО-1 г. Казани в адрес АО «Татэнерго» по тепловодам №13,14, принадлежащим АО «Татэнерго».

Таким образом, АО «Татэнерго» будучи теплосетевой организацией является единственным хозяйствующим субъектом, а также субъектом естественной монополии в границах теплосетей ЕТО-1, что позволяет оказывать существенное влияние на условия обращения тепловой энергии, отпускаемой ОАО «ТГК-16».

Татарстанским УФАС России установлено, что на 2016 год схемой теплоснабжения г. Казани определены тепловые нагрузки для выработки на ТЭЦ-3 в размере 526 Гкал/час, а также объемы поставки тепловой энергии в тепловые сети АО «Татэнерго» в размере 1071,1 тыс. Гкал.

Вместе с тем, по итогам 2016 года, общий объем потребленной тепловой энергии АО «Татэнерго» у ОАО «ТГК-16» составил 727 тыс. Гкал (по информации ОАО «ТГК-16»; по информации АО «Татэнерго» объем составил 710,8 тыс. Гкал.), что на 290,05 тыс. Гкал меньше объема поставки, установленного схемой теплоснабжения на 2016 год.

В решении по делу отражено, что с учетом тарифа на производство тепловой энергии, установленного для ОАО «ТГК-16», недополученная выручка последнего составила приблизительно 140 млн. руб.

Антимонопольный орган в решении по делу пришел к выводу, что в 2016 году в границах ЕТО-1 муниципального образования г. Казани у АО «Татэнерго» имелась реальная возможность приобрести у ОАО «ТГК-16» тепловую энергию в объеме, установленном схемой теплоснабжения города Казани. При этом объективных обстоятельств невозможности приобретения соответствующего объема антимонопольным органом не установлено.

Также антимонопольный орган пришел к выводу, что свидетельствовать о нарушении действующего законодательства со стороны АО «Татэнерго» может и сам тот факт, что АО «Татэнерго» по своему усмотрению осуществляло распределение тепловой нагрузки в соответствии с критерием минимальных удельных переменных расходов на производство тепловой энергии источниками.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, Татарстанским УФАС России установлено, что в рассматриваемом случае действия АО «Татэнерго» привели к необоснованному ограничению реализации тепловой энергии, вырабатываемой ОАО «ТГК-16» с Казанской ТЭЦ-3, что ограничивает конкуренцию ОАО «ТГК-16» на рынке реализации тепловой энергии и образует состав нарушения, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ОАО «ТГК-16» с вынесенным решением Татарстанского УФАС России не согласно в части указания на отсутствие оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения, считает, что в данной части решение по делу нарушает единообразие практики применения антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

В жалобе ОАО «ТГК-16» указывает на необходимость выдачи АО «Татэнерго» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приобретения АО «Татэнерго» у ОАО «ТГК-16» объема тепловой энергии либо выдачи иного предписания, предусмотренного статьей 23 Закона о защите конкуренции, направленного на восстановление нарушенных прав ОАО «ТГК-16». ОАО «ТГК-16» считает, что истечение спорного временного периода и актуализация схемы теплоснабжения в 2018 году не препятствуют выдаче предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, ОАО «ТГК-16» просит решение Татарстанского УФАС России по делу №05-92/2017 изменить в части отказа в выдаче предписания, обязать Татарстанское УФАС России выдать АО «Татэнерго» предписание по делу №05-92/2017.

По результатам рассмотрения жалобы на решение и предписание Татарстанского УФАС России Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган пересматривает решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Апелляционной коллегией установлено, что предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства являлись действия АО «Татэнерго» по необоснованному снижению объема потребления тепловой энергии у ОАО «ТГК-16» в 2016 году до 727 тыс. Гкал в нарушение схемы теплоснабжения г. Казани, предусматривающей объемы поставки тепловой энергии в тепловые сети АО «Татэнерго» в размере 1071,1 тыс. Гкал.

В решении по делу Татарстанским УФАС России отражено, что поскольку рассматриваемые действия происходили в предыдущий временной период (2016 год), а также схема теплоснабжения на момент вынесения решения по делу актуализирована, то основания для выдачи предписания отсутствуют.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом Татарстанского УФАС России об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для выдачи АО «Татэнерго» предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (на основании решения по делу) комиссия выдает предписание ответчику по делу.

На основании пунктов 2 и 3 части 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства должны содержаться выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) лица; выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм выдаваемые антимонопольным органом предписания должны быть направлены на устранение выявленных нарушений, отраженных в решении антимонопольного органа.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения должна содержать основные условия организации теплоснабжения, решения о загрузке источников тепловой энергии, температурные графики и иные наиболее существенные условия для безопасного и надежного функционирования системы теплоснабжения населенного пункта, установленные Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

Из положений части 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 12 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» следует, что единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Согласно пункту 116 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012  №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» распределение нагрузки между источниками тепловой энергии, функционирующими в границах системы теплоснабжения, осуществляется на основании утвержденной схемы теплоснабжения.

В силу пункта 1 статьи 18 Закона о теплоснабжении, распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

При этом действующим законодательством предусмотрена возможность обжалования как самой утверждаемой схемы теплоснабжения, так и отдельных действий (бездействия) органов государственной власти, участвующих в процедуре ее согласования (утверждения). Так, частью 4 статьи 18 Закона о теплоснабжении предусмотрено право теплоснабжающей организации обжаловать решение о распределении тепловой нагрузки, предусмотренной схемой теплоснабжения.

Апелляционной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что в 2018 году схема теплоснабжения г. Казани актуализирована и утверждена приказом Минэнерго России от 16.08.2018, и на момент вынесения Татарстанским УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства не признана незаконной. Согласно актуализированной схеме теплоснабжения г. Казани отпуск тепловой энергии от КТЭЦ-3 ОАО «ТГК-16» в тепловые сети АО «Татэнерго» предусмотрен на уровне 705 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом у антимонопольного органа отсутствует право возлагать на юридические лица дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, вмешиваться без надлежащих на то оснований в их хозяйственную деятельность. Указанный правовой подход также отражен в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормативные положения, регламентирующие порядок определения и распределения тепловых нагрузок в соответствии со схемой теплоснабжения, а также предусмотренное законодательством право обжалования теплоснабжающей организацией схемы теплоснабжения в части распределения объемов тепловой энергии, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что выдача АО «Татэнерго» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем увеличения АО «Татэнерго» объема покупки тепловой энергии у ОАО «ТГК-16» от КТЭЦ-3 сверх предусмотренного схемой теплоснабжения будет противоречить порядку распределения тепловой нагрузки, предусмотренному действующим законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Апелляционная коллегия считает, что Татарстанским УФАС России в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства сделан правомерный, соответствующий части 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, вывод об отсутствии оснований для выдачи АО «Татэнерго» предписания по делу.

На основании вышеизложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы ОАО «ТГК-16». По результатам рассмотрения жалобы нарушения единообразия применения антимонопольного законодательства Комиссией Татарстанского УФАС России при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

РЕШИЛА:

оставить жалобу ОАО «ТГК-16» на решение Татарстанского УФАС России от 09.10.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-92/2017 без удовлетворения.

 

Председатель Апелляционной коллегии: <>;

Члены Апелляционной коллегии: <> , <> .

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны