Апелляционная жалоба № Решение по жалобе на решение Комиссии Ростовского УФАС Росси... от 15 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение Ростовского УФАС России от 29.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 167/04

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «08» августа 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено «15» августа 2018 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе:

Председателя Апелляционной коллегии:

 Членов Апелляционной коллегии:

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу Закрытого акционерного общества работников «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени С.П. Титова» на решение Ростовского УФАС России от 29.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №167/04, в присутствии от представителя Заявителя – ..., от Общества с ограниченной ответственностью «Бумажная фабрика» (посредством видеоконференц-связи) – ..., от Ростовского УФАС России (посредством видеоконференц-связи): ... (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено 27.06.2018 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

На рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)  поступила жалоба ЗАОр «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П. Титова» (далее также — ЗАОр «НП НЧ КБК им. С.П. Титова»; Комбинат) на решение  Ростовского УФАС России  от 29.05.2018 (далее - жалоба) о прекращении производства по делу № 167/04 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Бумажная фабрика».

Комбинат не согласен с принятым Ростовским УФАС России (далее также - антимонопольный орган) решением по делу, считает, что оно противоречит действующему законодательству, а также нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Доводы заявителя изложены в жалобе, в частности, Комбинат считает, что в действиях ООО «Бумажная фабрика» содержится состав нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, вместе с тем решение антимонопольным органом принято при неполном исследовании доводов и возражений Комбината, оформленных с приложением соответствующих доказательств.

В ходе рассмотрения жалобы Апелляционная коллегия установила следующее.

Ростовским УФАС России было возбуждено дело №167/04 по признакам нарушения ООО «Бумажная фабрика» части 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном использовании (копировании и/или имитации) внешнего вида элементов, индивидуализирующих товар ЗАОр «НП НЧ КБК им. С.П. Титова», при оформлении этикетки (упаковки) рулонов туалетной бумаги.

Решением по делу № 167/04 от 29.05.2018 производство по делу Ростовским УФАС России было прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО «Бумажная фабрика» нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ЗАОр «НП НЧ КБК им. С.П. Титова» и ООО «Бумажная фабрика» являются конкурентами на рынке услуг, связанных с производством и торговлей бумажными изделиями хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения, что подтверждается представленными в материалы дела договорами поставки товаров (туалетной бумаги), а также товарными накладными, счетами-фактурами.

В решении по делу отражено, что указанные хозяйствующие субъекты осуществляют реализацию товара в пределах одних и тех же товарных рынков (в пределах территориальных границ Челябинской, Оренбургской, Волгоградской и Самарской областей).

Предметом рассмотрения дела №167/04 являлось установление возможности смешения при обращении на товарном рынке упаковки рулонов туалетной бумаги, производимой и реализуемой ЗАОр «НП НЧ КБК им. С.П. Титова» (рис.1) и ООО «Бумажная фабрика» (рис.2).

 

Рис.1 Рис.2


 

В решении по делу Ростовское УФАС России пришло к следующим выводам:

  1. рассматриваемые этикетки (рис. 1 и 2) частично сходны в связи с использованием аналогичной цветовой гаммы, характерных особенностей размещения текстовой информации, графических элементов, вместе с тем, указанное сходство обусловлено обычаем делового оборота, сформировавшихся на рынке услуг, связанных с производством и торговлей бумажными изделиями хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения, при оформлении товара туалетная бумага низкого ценового сегмента;
  2. сходство до степени смешения не достигается с силу использования заявителем и ответчиков товарных знаков, правообладателями которых они являются, а также использования наименований товаров, выполненных крупным шрифтом.

По результатам рассмотрения дела Ростовское УФАС России пришло к выводу, что действия ООО «Бумажная фабрика» не противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, являющихся в силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции необходимыми условиями для установления факта недобросовестной конкуренции, в связи с чем, в действиях ООО «Бумажная фабрика» отсутствует нарушение пункта 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Апелляционная коллегия, рассмотрев жалобу ЗАОр «НП НЧ КБК им. С.П. Титова» и проанализировав решение и материалы дела №167/04 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к следующим выводам.

Из положений статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федераци (далее — ГК РФ) следует, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе путем размещения товарного знака на товарах, включая этикетки и упаковки товаров. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

В силу пункта 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

При этом Суд по интеллектуальным правам придерживается позиции, что под незаконным использованием товарного знака следует признавать любое действие, нарушающее исключительные права других лиц - владельцев товарного знака (например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.07.2017 №С01-420/2017 по делу №А56-16284/2016).

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно части 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Согласно позиции ФАС России в письме №ИА/74666/15 от 24.12.2015 «О применении «четвертого антимонопольного пакета»» имитация внешнего вида товара представляет собой своеобразное подражание товару конкурента с целью создания у покупателей впечатления о принадлежности таких товаров линейке имитируемых товаров.

Из материалов дела следует, что ЗАОр «НП НЧ КБК им. С.П. Титова» является правообладателем товарного знака (рис.3) с изображением слов, букв и цифр в цветовом сочетании белого, голубого и розового (в исполнении, аналогичном при оформлении упаковки туалетной бумаги, представленном на рис.1) согласно свидетельству №406382 на товарный знак (знак обслуживания) от 15.04.2010 (дата приоритета с 03.03.2008).

Также установлено, что ООО «Бумажная фабрика» является правообладателем товарного знака «PrimO» в соответствии со свидетельством №384316 на товарный знак от 22.07.2009 (рис.4) в цветовом сочетании синего, светло-синего, сиреневого, светло-сиреневого, светло-серого, белого, зеленого.

 

Рис.3 Рис.4

 

В решении антимонопольного органа сделан вывод о том, что в рассматриваемом случае сходство до степени смешения не достигается в силу использования хозяйствующими субъектами принадлежащих им товарных знаков, использования наименований товаров, выполненных крупным шрифтом.

Однако, при принятии решения Ростовским УФАС России не учтено, что у Комбината в качестве товарного знака по свидетельству №406382 охраняется вся этикетка туалетной бумаги (хоть она и не используется в упаковке полностью в том виде, в котором зарегистрирована), при этом товарный знак ООО «Бумажная фабрика» по свидетельству №384316 представляет собой небольшой по площади элемент, не играющий определяющей роли при создании общего зрительного впечатления от упаковки.

Также в решении Ростовского УФАС России указано, что вопрос сходства может быть разрешен Комиссией УФАС России с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.

Апелляционная коллегия отмечает, что в решении отсутствует какая-либо оценка элементов сходства/различия противопоставленных товаров, а также выводы относительно различительной способности используемых упаковок.

При этом антимонопольный орган в решении по делу ограничился лишь утверждением о том, что использование цветовой гаммы в виде фонового белого цвета, оттенков синего и красного, а также неких стилистических решений в оформлении элементов, шрифта является обычаем делового оборота при производстве туалетной бумаги низкого ценового сегмента.

Вместе с тем, анализ общедоступных интернет-источников с информацией о товарах из данного ценового сегмента показывает, что оформление этикеток туалетной бумаги даже при использовании сходной (близкой) цветовой гаммы отличается разнообразием как изобразительных элементов, так и композиций в целом.

Таким образом, по мнению Апелляционной коллегии, из решения антимонопольного органа не следует, в связи с чем и на каком основании не принят довод Комбината о смешении упаковок туалетной бумаги.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что Ростовским УФАС России не в полном объеме исследованы обстоятельства дела, а также доводы лица, привлеченного к рассмотрению дела в качестве заявителя.

Кроме того, Апелляционной коллегией установлено, что хозяйствующие субъекты на момент возбуждения и рассмотрения дела осуществляли реализацию товара в пределах одних и тех же товарных рынков (в пределах территориальных границ Челябинской, Оренбургской, Волгоградской и Самарской областей).

В соответствии со статьей 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1). Дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральный антимонопольный орган вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы (часть 3).

Согласно пунктам 3.13, 3.19 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 №339 (далее - Административный регламент) заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, уведомив об этом заявителя.

Приказом ФАС России от 01.08.2007 №244 утверждены Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган (далее — Правила).

Согласно пункту 1.4.3 Правил заявление, материалы, дело направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, дела в случае, если в ходе рассмотрения заявления, материалов или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов.

Учитывая, что Ростовским УФАС России в установленном порядке на основании пункта 1.4.3 Правил в ФАС России не направлены материалы дела №167/04 для решения вопроса о его рассмотрении, а также не заявлено ходатайство о наделении его полномочиями на рассмотрение дела, Апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии у антимонопольного органа оснований для рассмотрения дела ввиду отсутствия полномочий.

Таким образом, рассмотрение дела №167/04 осуществлено Ростовским УФАС России с превышением полномочий.

Аналогичный подход используется в судебной практике, например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2017 №Ф02-2800/2017 по делу №А19-9691/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.04.2016 N Ф04-844/2016 по делу №А75-7587/2015.

Согласно части 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

При изложенных обстоятельствах, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение Ростовского УФАС России по делу №167/04 нарушает единообразие применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Отменить решение Ростовского УФАС России от 29.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №167/04.
  2. Направить материалы дела №167/04 в Ростовское УФАС России для рассмотрения с учетом позиции Апелляционной коллегии, изложенной в настоящем решении.

 

 

 

 

Председатель Апелляционной коллегии:

 

 

 

 

 

 

 

Члены Апелляционной коллегии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

 

                

Связанные организации

Связанные организации не указаны