Решение №09/73798/19 Решение о рассмотрении жалобы <...> от 23 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на определение Краснодарского УФАС России от 24.04.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

 

09 августа 2019 г. г. Москва

 

Я, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев жалобу <...> (далее — Жалоба) на определение Краснодарского УФАС России от 24.04.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Краснодар» (адрес: ул. Строителей, д. 23, г. Краснодар, Краснодарский край, 350051, ИНН 2308021656, КПП 230801001, ОГРН 1022301189790; дата регистрации в качестве юридического лица — 24.06.1996) (далее — АО «Газпром газораспределение Краснодар», ГРО), вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России), в отсутствие <...> , надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, в отсутствие законного представителя АО «Газпром газораспределение Краснодар», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии защитников АО «Газпром газораспределение Краснодар» <...> по доверенности от 27.11.2018 № 13-11/2018/332, <...> по доверенности от 09.01.2019 № 13-11/2019/1 (далее — Защитники АО «Газпром газораспределение Краснодар»), которым разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступили обращения <...> с коллективной жалобой жителей многоквартирного дома по адресу: <...> (далее — Жалоба) на определение Краснодарского УФАС России от 24.04.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Краснодар», направленные письмами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.06.2019 № 72/1-р-2019 (вх. от 25.06.2019 № 109262/19) и от 22.05.2019 № 72/1-р-2019 (вх. от 10.06.2019 № 99937/19), а также направленное в ФАС России <...> (вх. от 04.06.2019 № 95285/19).

Согласно материалам, представленным Краснодарским УФАС России установлено, что в Краснодарское УФАС России поступило коллективное обращение на действия АО «Газпром газораспределение Краснодар», выразившиеся в неисполнении обязательств по присоединению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Садовая, 54А (далее также — МКД), к газораспределительной сети АО «Газпром газораспределение Краснодар» в рамках договора о присоединении к газораспределительной сети от 27.07.2015 № 20-03/ТФ178/14-3495/15 (далее также — Договор).

В ходе рассмотрения указанного обращения Краснодарским УФАС России было установлено следующее.

Между <...> (собственник земельного участка, на котором расположен МКД) и АО «Газпром газораспределение Краснодар» 27.07.2015 был заключен Договор. Вместе с тем 21.01.2016 между <...> и АО «Газпром газораспределение Краснодар» заключено соглашение о расторжении Договора.

По заявлению <...> от 22.07.2016 АО «Газпром газораспределение Краснодар» выданы технические условия № СЩ-01/9-04-19-938 (далее также - ТУ) на подключение МКД.

По обращению <...> со стороны АО «Газпром газораспределение Краснодар» внесены изменения в выданные ТУ в части изменения адреса подключаемого МКД: Краснодарский край, Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Садовая, д.54).

27.11.2018 между <...> и АО «Газпром газораспределение Краснодар» заключен договор № ТФ 13.2-61/18-16/18 на оказание услуг по ведению строительного контроля (технического надзора) за строительством сетей газораспределения.

ТУ со стороны <...> выполнены в полном объеме, возведена сеть газораспределения и газопотребления, установлено газоиспользующее оборудование в квартирах МКД.

Со стороны АО «Газпром газораспределение Краснодар» проведена проверка выполнения технических условий на газоснабжение МКД и выдан акт от 28.01.2019 о готовности сетей газпотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

При этом действия по подключению МКД со стороны АО «Газпром газораспределение Краснодар» планировались к осуществлению после заключения собственниками квартир договоров на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией в соответствии с Правилам пользования газом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410, а также договоров на поставку газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549.

На основании изложенного Краснодарским УФАС России 24.04.2019 было вынесено обжалуемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пояснениям Защитников АО «Газпром газораспределение Краснодар» позднее соответствующие действия по подключению МКД к газоснабжению были произведены, в том числе 26.04.2019 с жильцами были заключены договоры на поставку газа. Защитниками АО «Газпром газораспределение Краснодар» представлено письмо <...> от 12.04.2019 на имя <...> АО «Газпром газораспределение Краснодар» <...> об отсутствии претензий к АО «Газпром газораспределение Краснодар» в связи с урегулированием вопроса подключения МКД.

Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Определения, устанавливая правильность применения Краснодарским УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления и вынесении Определения, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Определении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, оснований для удовлетворения Жалобы и отмены определения Краснодарского УФАС России не установлено.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 59 Правил, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

В соответствии с пунктом 64 Правил, для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.

Заявитель вправе направить заявку о подключении (технологическом присоединении) и прилагаемые документы в электронной форме посредством официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт исполнителя).

Подача заявок о подключении (технологическом присоединении) и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством официального сайта исполнителя в порядке, установленном исполнителем. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на официальном сайте исполнителя.

Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту прилагаемых в электронном виде к заявке о подключении (технологическом присоединении) документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 62 Правил договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК), с соблюдением особенностей, определенных Правилами.

Пунктом 97 Правил установлен исчерпывающий перечень мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении: разработка исполнителем (ГРО) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработка заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; проверка исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

В соответствии с пунктом 104 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами.

Правила не указывают на необходимость заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для завершения подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителей.

Таким образом, предъявление излишних требований к заявителям является нарушением Правил, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также необходимо отметить наличие судебной практики, подтверждающей неправомерность навязывание газораспределительной организацией услуг и обязательств заявителям не предусмотренных Правилами, а именно постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу № А40-237549/2018.

Согласно пункту 7 Правил завершающим этапом подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

Пунктом 2 Правил определено, что «фактическое присоединение» - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.

Таким образом, необходимым условием для завершения подключения (технологического присоединения) является осуществление пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.

Вместе с тем отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), а также особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее — Правила поставки газа).

Пунктом 14 Правил поставки газа предусмотрено, что в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

Следовательно, началом осуществления газоснабжения объекта капитального строительства является его фактическое подключение (врезка и пуск газа) к сети газораспределения.

Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 540 ГК согласно которой в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Правилами поставки газа и Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее — Правила пользования газом), в качестве обязательного условия осуществления газоснабжения устанавливают необходимость организации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внтуридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Так, в силу пунктов 7, 8, 9 Правил поставки газа для заключения договора поставки газа заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) представляет газоснабжающей организации копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктами 6, 16 Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются обязательным условием при газоснабжении домовладения (эксплуатации газового оборудования), но, в силу действующих Правил, отсутствие такого договора не может являться основанием для отказа в завершении технологического присоединения.

Краснодарским УФАС России при рассмотрении коллективного обращения установлено отсутствие заключенного между <...> и АО «Газпром газдораспределение Краснодар» договора о подключении (технологическом присоединении).

Также, в материалах отсутствуют документы и сведения, подтверждающие направление заявки о подключении.

При таких обстоятельствах Краснодарским УФАС России сделан правильный вывод о том, что исполнение обязательств со стороны АО «Газпром газораспределение Краснодар» в рамках выданных технических условий без наличия заключенного договора на подключение (технологическое присоединение) с газораспределительной организацией не регламентировано Правилами подключения (технологического присоединения).

Довод жалобы о наличии в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» нарушения Правил, выразившегося в отказе от заключения договора подключения, подлежит отклонению ввиду отсутствия доказательств направления в газораспределительную организацию заявки о подключении.

Также в представленных материалах отсутствуют сведения о навязывании со стороны газораспределительной организации в ходе осуществления мероприятий по подключению МКД услуг и обязательств, которые не предусмотрены Правилами, в частности, навязывания заключения договора обслуживания внутриквартирного газового оборудования или договора поставки газа.

Довод жалобы о нарушении газораспределительной организацией сроков подключения, установленных Правилами, подлежит отклонению, ввиду отсутствия соответствующей заявки на подключение и договора подключения (технологического присоединения).

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» отсутствует нарушение Правил.

В соответствии со статьей 9.21 КоАП в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 250-ФЗ) административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, ФАС России соглашается с выводом Краснодарского УФАС России об отсутствии в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

Р Е Ш И Л:

 

Определение Краснодарского УФАС России от от 24.04.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

Начальник

Правового

управления

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Молчанов

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
АО "Газпром газораспределение Краснодар"
ИНН 2308021656, ОГРН 1022301189790