Решение №СП/50938/21 Решение по жалобе «<...>» на решение Липецкого УФАС России о... от 22 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена «02» июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «09» июня 2021 года

г. Москва

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы –Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее –Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>»; «<...>»; «<...>»; «<...>»,

при участии (посредством видео-конференц-связи): представителей Липецкого УФАС России: «<...>»; «<...>»; заявитель по жалобе – «<...>» и Управление здравоохранения Липецкой области надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей для участия не заявили,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу гражданина «<...>» на решение Липецкого УФАС России от 25.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 048/01/17-1022/2020 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) поступила жалоба гражданина
«<...>» (далее также – Заявитель) на решение Липецкого УФАС России от 25.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 048/01/17-1022/2020 (далее соответственно жалоба, Решение, Дело).

Решением Комиссии Липецкого УФАС России на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции производство по Делу в отношении Управление здравоохранения Липецкой области по признакам нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.

В рамках рассмотрения обращения «<...>» по вопросу закупаемого Управлением здравоохранения Липецкой области ассортимента тест-полосок к глюкометрам на соответствие имеющейся потребности пациентов с сахарным диабетом были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении закупок тест-полосок к глюкометрам.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Липецкого УФАС России от 27.10.2020 № 543 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 048/01/17-1022/2020 по признакам нарушения Управлением здравоохранения Липецкой области части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в рамках рассмотрения которого указанным антимонопольным органом было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Таким образом, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, в том числе больных сахарным диабетом, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по месту проживания граждан.

В Липецкой области органом государственной власти в сфере охраны здоровья граждан является Управление здравоохранения Липецкой области.

Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, в который включены, в том числе тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

Государственные закупки медицинских изделий для обеспечения отдельных категорий граждан по рецептам врача за счёт бюджетных средств Управление здравоохранения Липецкой области осуществляет по заявкам подведомственных медицинских организаций, в пределах лимитов финансирования таких закупок, в объёме потребности медицинских организаций, в соответствии с Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, а также в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 24.12.2019 № 537 (далее – Перечни). Глюкометры в указанные Перечни не включены. На этом основании Управление здравоохранения Липецкой области государственные закупки глюкометров не осуществляет.

Для обеспечения гражданам с сахарным диабетом возможности измерения уровня глюкозы крови в домашних условиях Управлением здравоохранения Липецкой области организовано безвозмездное обеспечение граждан с сахарным диабетом глюкометрами по рецептам на бланке формы № 107-1/у Региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов «Российская диабетическая ассоциация» по Липецкой области.

Вместе с тем, Управление здравоохранения Липецкой области осуществляет государственные закупки, включенных в Перечни тест-плосок для определения содержания глюкозы в крови.

Порядок подачи заявок на закупку лекарственных препаратов, медицинских изделий, в том числе тест-полосок к глюкометрам, для медицинских организаций Липецкой области утвержден приказом Управления здравоохранения Липецкой области от 08.04.2014 № 253 «О порядке взаимодействия».

Согласно указанному приказу медицинская организация формирует заявки на закупки товара в сроки, установленные Управлением здравоохранения Липецкой области.

Управлением здравоохранения Липецкой области были проведены плановые закупки тест-полосок к глюкометрам «Сателлит»: №№ 0146200000919000081 от 22.03.2019, 0146200000919000225 от 24.07.2019, 0146200000919000350 от 15.10.2019, 0146200000919000351 от 15.10.2019, 0846500000620000180 от 06.05.2020, 0146200000920000125 от 07.04.2020, 0146200000920000245 от 27.10.2020.

При этом в ходе рассмотрения Дела Комиссией Липецкого УФАС России не выявлено ограничения конкуренции в части нарушения в действиях Управления здравоохранения Липецкой области части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении указанных закупок.

С учетом изложенного по результатам рассмотрения Дела решением Комиссии Липецкого УФАС России на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции производство по Делу в отношении Управления здравоохранения Липецкой области по признакам нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

По результатам рассмотрения жалобы гражданина «<...>» на решение Липецкого УФАС России от 25.03.2021 по делу о
нарушении антимонопольного законодательства № 048/01/17-1022/2020
, Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлены следующие признаки ограничения конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Исследовав представленные материалы Дела, Апелляционная коллегия поддерживает вывод Липецкого УФАС России о том, что в действиях Управления здравоохранения Липецкой области отсутствует нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, в который включены в том числе тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

При этом диабет включен в перечень заболеваний, при которых согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890
«О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» за счет средств регионального бюджета при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт, инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики (тест-полоски).

Зарегистрированные в настоящее время на территории Российской Федерации тест-полоски не могут быть заменены между с собой, глюкометры применяются по назначению неразрывно с тест-полосками, которые, в свою очередь, не могут быть использованы на глюкометрах иных производителей.

Управление здравоохранения Липецкой области осуществляет государственные закупки включенных в Перечни тест-плосок для определения содержания глюкозы в крови, в частности Управлением здравоохранения Липецкой области были проведены плановые закупки тест-полосок к глюкометрам «Сателлит» в связи с поступления заявок медицинских организаций на приобретение тест-полосок к глюкометру «Сателлит».

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 (далее Обзор ВС РФ о контрактной системе), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

С учётом изложенного, Апелляционная коллегия соглашается с выводом Липецкого УФАС России об отсутствии состава нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях Управление здравоохранения Липецкой области при проведении закупок тест-полосок к глюкометрам «Сателлит»: №№ 0146200000919000081 от 22.03.2019, 0146200000919000225 от 24.07.2019, 0146200000919000350 от 15.10.2019, 0146200000919000351 от 15.10.2019, 0846500000620000180 от 06.05.2020, 0146200000920000125 от 07.04.2020, 0146200000920000245 от 27.10.2020, так как указание конкретных марок товара, их производителя, обусловленное потребностями заказчика, не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, в связи с отсутствием в действиях Управления здравоохранения Липецкой области нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Управление на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции правомерно прекратило рассмотрение Дела.

Дополнительно Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что Липецким УФАС России в действиях Управления Здравоохранения Липецкой области были выявлены признаки нарушения пунктов 5, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Липецким УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Управлению здравоохранения Липецкой области выдано предупреждение № 6-А-21 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, обеспечивающих формирование потребности Липецкой области в закупках тест-полосок к глюкометрам с учетом поступления заявок медицинских организаций на приобретение тест-полосок иных производителей (кроме «Сателлит»).

С учетом изложенного Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Липецкого УФАС России от 25.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 048/01/17-1022/2020 не нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе, в том числе оставить жалобу на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

РЕШИЛА:

оставить жалобу гражданина «<...>» на решение Липецкого УФАС России от 25.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 048/01/17-1022/2020
без удовлетворения.

 

 

Председатель

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

«<...>»

 

 

Члены

Апелляционной коллегии:

    

       ______________

 

 

 

 

«<...>»

 

 

 

 

 

       ______________

 

 

  ______________

 

 

______________

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны