Решение №09/84309/19 Решение Апелляционной коллегии ФАС России по жалобе № А-30/2... от 26 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена «12» сентября 2019
Полный текст решения изготовлен «19» сентября 2019 г. Москва
Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: заместителя председателя Апелляционной Коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>»; «<...>»,
рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу № А-30/2019 ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» на решение Алтайского краевого УФАС России от 21.05.2019 по делу № 7-ФАС22-АМ/02-19 о нарушении антимонопольного законодательства,
при участии (посредством видеоконференц-связи): «<...>» (по доверенности); «<...>»; «<...>»(по доверенности); от Алтайского краевого УФАС России: 1.«<...>», 2. «<...>», 3.«<...>»,
в отсутствие представителя МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс», заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя,
(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» (далее также – Заявитель) на решение Алтайского краевого УФАС России от 21.05.2019 по делу № 7-ФАС22-АМ/02-19 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение указанного дела было прекращено в связи с отсутствием в действиях МУП «Яровской теплоэлектрокомплекс» (далее — МУП «ЯТЭК») нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Заявитель с решением Алтайского краевого УФАС России не согласен, считает, что указанный акт противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), просит решение отменить и возобновить рассмотрение дела.
По мнению Заявителя, изложенные в оспариваемом решении Алтайского краевого УФАС России выводы не основаны на действующем законодательстве и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель отмечает, что основания отказа во введении в эксплуатацию индивидуального узла учета тепловой энергии, указанные в составленном МУП «ЯТЭК» Акте о недопуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 03.12.2018, не предусмотрены действующим законодательством, кроме того, содержат недостоверные сведения о том, что к узлу учета присоединены трубы и батареи, не относящиеся к помещениям ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ».
В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.
В Алтайское краевое УФАС России поступило обращение ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» (вх. № 1815008 от 07.12.2018) по поводу необоснованного отказа МУП «ЯТЭК» в ежегодном введении индивидуального узла учета тепловой энергии в эксплуатацию согласно акту от 03.12.2018.
Как установлено Алтайским краевым УФАС России, система распределения и подачи тепловой энергии в нежилом здании по адресу: Алтайский край, г. Яровое, квартал «А», 29 спроектирована таким образом, что все трубы проходят по всему зданию, через все помещения. Тепловой ввод в здание находится в подвале (в месте общего пользования), там же находится общий тепловой узел, через который происходит учет тепловой энергии индивидуального предпринимателя «<...>», ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ», «<...>» и индивидуального предпринимателя «<...>».
С индивидуальными предпринимателями«<...>» , «<...>» и ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» МУП «ЯТЭК» заключены индивидуальные договоры теплоснабжения.
Между ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» и МУП «ЯТЭК» 01.07.2013 заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 47-Т от 01.07.2013 (далее - Договор).
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Договора МУП «ЯТЭК» обязуется осуществлять теплоснабжение и поставку теплоносителя, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения на объекты потребителя, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации тепловых сетей и исправность приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно Приложению № 1 к Договору расход тепловой энергии на отопление составляет- 26,14 Гкал в год.
В соответствии с Приложением № 5 к Договору расчетная часовая тепловая нагрузка на отопление здания составляет – 0,010 Гкал/ч., расчет расхода тепловой энергии на отопление здания за отапливаемый период - 26,14 Гкал.
В 2018 году собственник помещения площадью 210,3 кв.м. по адресу: Алтайский край, г. Яровое, квартал «А», 29 «<...>» на основании договора аренды от 10.09.2018 передала данное помещение в аренду ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ». Указанное помещение арендополучателем с целью коммерческого учета тепловой энергии присоединено к индивидуальному узлу учета ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ», что урегулировано между теплоснабжающей организацией и ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» путем подписания дополнительного соглашения № 1 от 01.08.2018 к Договору (далее — Дополнительное соглашение № 1).
Согласно условиям Дополнительного соглашения № 1 в п. 2.1 Договора добавлен объект – нежилое помещение на 2 этаже по адресу: Алтайский край, г. Яровое, квартал «А», 29. Добавлено Приложение № 1.1 «Договорная величина потребления тепловой энергии» к Договору, в соответствии с которым годовой расход тепловой энергии на отопление составляет 74,399 Гкал.
Также в соответствии с Дополнительным соглашением № 1 Приложение № 5 к Договору было дополнено Приложением № 5.1 «Расчет объема потребления тепловой энергии», в соответствии с которым расчетная часовая тепловая нагрузка на отопление здания составляет 0,0286 Гкал, а расчет расхода тепловой энергии на отопление здания за отапливаемый период – 71,162 Гкал.
Индивидуальный узел учета тепловой энергии ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» введен в эксплуатацию с 15.11.2012 на основании акта от 15.11.2012 и ежегодно до октября 2018 года допускался в эксплуатацию МУП «ЯТЭК», о чем свидетельствуют представленные акты.
03.12.2018 МУП «ЯТЭК» не допустило в эксплуатацию узел учета ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ», о чем составило Акт о недопуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 03.12.2018, в котором указало на несоответствие узла учета пункту 66 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», а также перечислило выявленные нарушения: «проходящий через помещение обогревательный прибор (труба), не заизолирован, не учитывается узлом учета ООО «ЦТО — Старк» г. Яровое; к узлу учета присоединен обогревательные приборы (труба, батарея), не относящиеся к помещениям ООО «ЦТО-Старк» г. Яровое. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «функциональный отказ».
В оспариваемом решении Алтайское краевое УФАС России пришло к выводу о том, что акт, составленный представителем МУП «ЯТЭК» 03.12.2018 о недопуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» по адресу: Алтайский край, г. Яровое, квартал А, 29 не противоречит требованиям действующего законодательства о теплоснабжении, а также иным нормативно-правовым актам, регламентирующим рассматриваемую сферу деятельности.
На основании изложенного, решением Алтайского краевого УФАС России от 21.05.2019 рассмотрение дела № 7-ФАС22-АМ/02-19 о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с отсутствием в действиях МУП «ЯТЭК» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Изучив жалобу на указанное решение, Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель
у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808) установлено, что договор теплоснабжения должен содержать, в том числе величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя установлен Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034).
Согласно пункту 17 Правил № 1034, организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями Правил № 1034, включает в себя помимо прочих этапов получение технических условий на проектирование узла учета, проектирование и установку приборов учета.
В соответствии с пунктом 39 Правил № 1034 проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании, в том числе и технических условий, которые определены пунктом 40 Правил № 1034 и должны содержать, в том числе данные о тепловых нагрузках по каждому их виду.
В подпунктах «б» и «в» пункта 40 Правил № 1034 установлено, что технические условия должны содержать в том числе данные о тепловых нагрузках по каждому их виду, расчетные параметры теплоносителя в точке поставки.
Из подпунктов «а» и «и» пункта 44 Правил № 1034 следует, что проект узла учета должен содержать копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения; расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды.
При этом в соответствии с пунктом 49 Правил 1034 проекта узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.
Согласно пункту 61 Правил № 1034 смонтированный узел учета (установленный у потребителя на смежных тепловых сетях и на перемычках), прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 64 Правил № 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя в числе прочего схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами.
В подпунктах «а» и «г» пункта 66 Правил № 1034 регламентировано, что при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется в том числе соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
В пункте 72 Правил № 1034 установлено, что в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
В пункте 73 Правил № 1034 закреплено, что перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что при присоединении к индивидуальном узлу учета ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» дополнительного помещения (210,3 кв.м.) существенно увеличились объемы потребления тепловой энергии, а также тепловая нагрузка.
Соответственно, в связи с увеличением объема тепловой энергии, подлежащей учету, нагрузка на узел учета ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» также существенно возросла.
Таким образом, ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ», в соответствии с пунктами 17, 39, 40, 44, 49 Правил № 1034 должно было обратиться в теплоснабжающую организацию с заявлением на изменение (выдачу) технических условий вследствие увеличения тепловой нагрузки.
При этом меры по приведению в соответствие измененных условий договора техническим документам (таких как обращение за выдачей новых технических условий или о внесении изменений в ранее выданные, изменение технического проекта узла учета на основании новых технических условий, позволяющие увеличить объемы тепловой энергии и нагрузку и согласование данных изменений с теплоснабжающей организацией) ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» не были приняты.
Непринятие ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» мер по приведению в соответствие измененных условий договора техническим документам не позволяет теплоснабжающей организации при проверке имеющегося узла учета тепловой энергии определить соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения, как того требует подпункт «г» пункта 66 Правил № 1034.
В подпункте 3 пункта 1 Правил № 1034 закреплено понятие «функциональный отказ», под которым понимается неисправность в системе узла учета или его элементов, при которой учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя прекращается или становится недостоверным.
При указанных обстоятельствах правомерен вывод Алтайского краевого УФАС России о том, что акт, составленный представителем МУП «ЯТЭК» 03.12.2018 о недопуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» по адресу: Алтайский край, г. Яровое, квартал А, 29 не противоречит требованиям действующего законодательства о теплоснабжении, а также иным нормативно-правовым актам, регламентирующим рассматриваемую сферу деятельности.
Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях МУП «ЯТЭК» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, решение Алтайского краевого УФАС России от 21.05.2019 по делу № 7-ФАС22-АМ/02-19 не нарушает единообразие применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия
|
РЕШИЛА:
Оставить жалобу ООО «ЦТО СТАРК-ЯРОВОЕ» на решение Алтайского краевого УФАС России от 21.05.2019 по делу № 7-ФАС22-АМ/02-19 о нарушении антимонопольного законодательства без удовлетворения.
Заместитель председателя Апелляционной коллегии: «<...>»
Члены Апелляционной коллегии: «<...>» «<...>»
|
|
|
|
|