Решение №СП/60911/20 Решение по жалобе ООО «Центр коммунального сервиса» на решен... от 17 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена «07» июля 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено «14» июля 2020 года.

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы –Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее –Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: <«...»> ; заместителя председателя Апелляционной коллегии:<«...»>; членов Апелляционной коллегии:<«...»>, <«...»>, в присутствии (по видео-конференц-связи): от ООО «Центркоммунального сервиса» (по доверенности): <«...»>;от ООО«Спецкомплекс» (по доверенности): <«...»>, от ЧелябинскогоУФАС России: <«...»>, <«...»>, рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ООО «Центркоммунального сервиса» (далее также — ООО «ЦКС») на решениеЧелябинского УФАС России от 03.04.2020 по делу о нарушенииантимонопольного законодательства № 14-03/18, (уведомление о дате, времении месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС Россииwww.fas.gov.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),УСТАНОВИЛА:В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)поступила жалоба ООО «ЦКС» на решение Челябинского УФАС России от 03.04.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 14-03/18(далее также – Решение).Решением Челябинского УФАС России действия ООО «ЦКС» поуклонению от заключения с ООО «Спецкомплекс» договора на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов признаны нарушением пункта 5части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.ООО «ЦКС» с вынесенным Решением Челябинского УФАС России от 03.04.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 14-03/18 (далее также - Дело) не согласно, просит Решение отменить.

Доводы ООО «ЦКС» изложены в жалобе, в частности, ООО «ЦКС» указывает, что предупреждение Челябинского УФАС России от 30.07.2018 № 6-03/18 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушенияантимонопольного законодательства (далее также - Предупреждение) былоисполнено ООО «ЦКС» своевременно и в полном объеме; Дело возбуждено Челябинским УФАС России с нарушением сроков, предусмотренных Законом озащите конкуренции; Челябинским УФАС России неверно проведен анализсостояния конкуренции на товарном рынке.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В Челябинское УФАС России поступили заявления ООО «Спецкомплекс»от 04.07.2018 вх. No 9227, от 17.07.2018 вх. No 9842, от 23.07.2018 вх. No 10102,от 27.07.2018 вх. No 10341 на действия ООО «ЦКС» по факту уклонения отзаключения договора на обработку (сортировку) твердых коммунальныхотходов.

В ходе рассмотрения указанных заявлений Челябинским УФАС Россиибыло установлено следующее.ООО «Центр коммунального сервиса» (далее также – ООО «ЦКС») является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальнымиотходами (далее – ТКО) в Магнитогорском кластере Челябинской области на основании заключенного 17.05.2017 соглашения с Министерством экологииЧелябинской области об организации деятельности по обращению с твердымикоммунальными отходами (далее также - ТКО) на территории Магнитогорскогокластера Челябинской области.ООО «Спецкомплекс» является владельцем мусоросортировочногокомплекса в городе Магнитогорске, имеет лицензию No 7400498 наосуществление деятельности по сбору, транспортированию и обработке отходовIV класса опасности, выданную Управлением Росприроднадзора Челябинскойобласти и включено в Территориальную схему обращения с отходамиЧелябинской области.Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетикиЧелябинской области от 14.06.2018 No 33/2 ООО «Спецкомплекс» утверждентариф на обработку ТКО в размере 330,80 рублей за тонну на период с 15 июня2018 года по 31 декабря 2018 года.15 июня 2018 года ООО «Спецкомплекс» направило в адрес ООО «ЦКС»официальное предложение о заключении договора на оказание услуг пообработке (сортировке) ТКО, составленного в соответствии с Правиламиобращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденнымиПостановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 No 1156.Письмом от 18.07.2018 ООО «ЦКС» сообщило в адресООО«Спецкомплекс», что в тарифе регионального оператора непредусмотрены затраты на обработку ТКО.При этом, как указано в Решении Челябинским УФАС России, отсутствиев тарифе регионального оператора затрат на обработку ТКО не являетсяправовым основанием для отказа от заключения договора на обработку(сортировку) ТКО.Кроме того, исходя из результатов анализа состояния конкуренции нарынке обращения с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинскойобласти с 21.11.2017 по 01.06.2018, проведенного в ходе рассмотренияЧелябинским УФАС России заявления ООО ПК «Макинтош» на действия ООО«ЦКС» по вопросу уклонения от заключения договора на оказание услуг пообращению с ТКО, Челябинским УФАС России было установлено наличие уООО«ЦКС» доминирующего положения на рынке обращения ТКО натерритории Магнитогорского городского округа Челябинской области.

На основании изложенного, в действиях ООО «ЦКС» Челябинским УФАСРоссии были установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10Закона о защите конкуренции, что явилось основанием для выдачи ООО «ЦКС»Предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушенияантимонопольного законодательства, путем направления проекта договора наобработку (сортировку) ТКО в адрес ООО «Спецкомплекс» со срокомисполнения — 15.08.2018.ООО «ЦКС» письмом от 17.08.2018 No 2126 представило в адрес Челябинского УФАС России документы и сведения об исполнениипредупреждения. Вместе с тем Челябинским УФАС России было установлено, что проектдоговора направлен с адреса электронной почты начальника правовогоуправления ООО «ЦКС» на адрес электронной почты представителяООО «Спецкомплекс», при этом данный проект не подписан со стороны ООО«ЦКС».ООО «Спецкомплекс» 29.08.2018 представило в адрес ЧелябинскогоУФАС России информацию, согласно которой ООО «Спецкомплекс» 22.08.2018 направило в адрес ООО «ЦКС» подписанный со своей стороны проект договорабез каких-либо замечаний к проекту, однако договор ООО «ЦКС» по состояниюна 29.08.2018 не был подписан. Изучив представленные документы и материалы, Челябинское УФАС России пришло к выводу о неисполнении ООО «Центр коммунального сервиса» Предупреждения, в связи с чем 04.09.2018 Челябинским УФАС России было возбуждено Дело.

В рамках рассмотрения Дела 27.02.2019 Челябинским УФАС России подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке обращения с ТКО на территории Магнитогорскогогородского округа Челябинской области с 21.11.2017 по 31.12.2018 (далее –Аналитический отчет от 27.02.2019), в котором положение ООО «ЦКС» нарынке обращения с ТКО на территории Магнитогорского городского округа Челябинской области с 21.11.2017 по 31.12.2018 признано доминирующим.

По итогам рассмотрения Дела Челябинским УФАС России действияООО«ЦКС» по уклонению от заключения с ООО «Спецкомплекс» договора наобработку (сортировку) твердых коммунальных отходов признаны нарушениемпункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.По результатам рассмотрения жалобы ООО «ЦКС» на решение Челябинского УФАС России от03.04.2020 по делу о нарушенииантимонопольного законодательства No14-03/18, Апелляционная коллегияустановила следующее.В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защитеконкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающегодоминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которыхявляются или могут являться недопущение, ограничение, устранениеконкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующихсубъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенногокруга потребителей, в том числе экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельнымипокупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства илипоставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такоеуклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативнымиправовыми актами

Правительства Российской Федерации, нормативнымиправовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительнойвласти или судебными актами.

Для целей применения положений пункта 5 части 1 статьи 10 Закона озащите конкуренции подлежат установлению доминирующее положениехозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке излоупотребление таким положением, то есть совершение этим субъектомдействий (бездействия), негативно влияющих (способных повлиять) наопределенную конкурентную среду и (или) законные интересы других лиц.

Как следует из изложенного, а также разъяснений Президиума ФАСРоссии No 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защитеконкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от07.06.2017 No 11, злоупотребление доминирующим положением на товарномрынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);3) наступление или возможность наступления негативных последствий ввиде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемлениеинтересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сферепредпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением,совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностьюнаступления таких последствий.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации от 30.06.2008 No 30 «О некоторых вопросах,возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольногозаконодательства», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозынаступления) любого из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защитеконкуренции последствий.Каждая из указанных составляющих злоупотребления доминирующимположением должна быть доказана антимонопольным органом в целяхквалификации нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующимпризнается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественноймонополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественноймонополии.

Как указано в разъяснениях ФАС России No 17 «Об отдельных вопросаханализа состоянии конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАСРоссии от 10.04.2019 No 3, исходя из положений части 4 статьи 44 Закона озащите конкуренции, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции,антимонопольному органу до принятия решения о возбуждении дела онарушении антимонопольного законодательства надлежит провести анализсостояния конкуренции на товарном рынке и установить доминирующееположение хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы этизаявление, материалы.

Кроме того, как следует из норм Закона о защитеконкуренции, предупреждение по пунктам 3, 5, 6, 8 части 1 статьи 10 Закона озащите конкуренции выдается только хозяйствующему субъекту, занимающемудоминирующее положение на определенном товарном рынке.Апелляционная коллегия отмечает, что решением Арбитражного судаЧелябинской области от 26.07.2019 по делу No А76-41866/2018 ООО «ЦКС»было отказано в удовлетворении требований о признании недействительнымиПредупреждения, приказа о возбуждении дела и создании комиссии порассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от04.09.2018 No117 (далее также - Приказ); определения о назначении дела онарушении антимонопольного законодательства No 14-03/18 к рассмотрению на04.09.2018 (далее также - Определение).

Указанное решение суда было оставлено в силе постановлениемВосемнадцатогоарбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 No 18АП-13493/2019, а также постановлением Арбитражного суда Уральского округа от30.01.2020 NoФ09-9564/19. Определением Верховного суда Российской Федерации от12.05.2020 No No 309-ЭС20-6865 ООО «ЦКС» было отказано впередаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседанииСудебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РоссийскойФедерации.В частности, судами было указано, что Челябинским УФАС Россииправомерно установлено наличие доминирующего положения у ООО «ЦКС» натоварном рынке обращения с ТКО, ввиду того, что данное общество являетсяединственным региональным оператором в Магнитогорском кластереЧелябинской области и, исходя из данного факта, имеет возможность оказыватьрешающее влияние на общие условия обращения товара на указанном товарномрынке.Относительно требований ООО «ЦКС» о признании недействительнымиПриказа и Определения суды отметили следующее. Из материалов Дела следует, что на момент возбуждения Дела вЧелябинское УФАС России не были представлены доказательства надлежащегоисполнения Предупреждения со стороны ООО «ЦКС». В установленный срок(до 15.08.2018) Предупреждение не исполнено. Довод ООО «ЦКС» озаключении с ООО«Спецкомплекс» договора на обработку (сортировку) ТКО 22.08.2018 был отклонен судами, так как факт заключения договора вуказанную обществом дату не нашел своего подтверждения в рамках рассмотрения Дела.

Кроме того, суды также указали, что срок, установленный для вынесенияантимонопольным органом приказа о возбуждении дела о нарушенииантимонопольного законодательства, в случае неисполнения предупреждения,не является пресекательным, и факт его нарушения не является безусловнымоснованиям для признания Приказа недействительным.

Таким образом, доводы рассматриваемой жалобы ООО «ЦКС» нарешение Челябинского УФАС России от 03.04.2020 по делу о нарушенииантимонопольного законодательства No14-03/18 уже были оценены судами.Апелляционная коллегия полагает, что решение Челябинского УФАСРоссии от03.04.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательстваNo14-03/18 о признании действий ООО«ЦКС» по уклонению от заключения с ООО «Спецкомплекс» договора на обработку (сортировку) твердыхкоммунальных отходов нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защитеконкуренции соответствует единообразию практики примененияантимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

РЕШИЛА:

оставить жалобу ООО «Центр коммунального сервиса» на решениеЧелябинского УФАС России от 03.04.2020 по делу о нарушенииантимонопольного законодательства № 14-03/18без удовлетворения.Председатель Апеллционной коллегии Заместитель председателя Апелляционной коллегии :<«...»>, <«...»>.

Члены Апелляционной коллегии:____________________________________________________________<«...»>,<«...»>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны