Уведомление №СП/19889/19 Решение по жалобе ПАО СК «Росгосстрах» на решение  Татарста... от 14 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ПАО СК «Росгосстрах» на решение  Татарстанского УФАС России от 12.12.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№  06-182/2018

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «27» февраля 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено «06» марта 2019 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее - Апелляционная коллегия) в составе:

Председателя Апелляционной коллегии: «<...>» ; членов Апелляционной коллегии: «<...>»; «<...>»,

рассмотрев жалобу ПАО СК «Росгосстрах» (далее - Заявитель) на решение Татарстанского УФАС России от 12.12.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №  06-182/2018 (далее - жалоба), в присутствии посредством видеоконференц-связи: представителя ПАО СК «Росгосстрах» (по доверенности) - «<...>»; от Татарстанского УФАС России - «<...>»; «<...>» (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

УСТАНОВИЛА:

на рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ПАО СК «Росгосстрах» на решение Татарстанского УФАС России (далее также — антимонопольный орган) от 12.12.2018  по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 06-182/2018.

Решением Татарстанского УФАС России в действиях МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского района Республики Татарстан» (далее также - Учреждение), ПАО СК «Росгосстрах» установлен факт нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в части размещения наружной рекламы и информации в отсутствие разрешения со стороны органа местного самоуправления.

В соответствии с материалами жалобы и решением Комиссии Татарстанского УФАС России (далее - Решение) основанием для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства послужили результаты проведения плановой выездной проверки в отношении МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан».

Из материалов дела и решения по делу следует, что на территории Аксубаевского муниципального района была размещена рекламная конструкция, расположенная по адресу: Республика Татарстан, пгт. Аксубаево, ул. Советская, д. 7.

Татарстанским УФАС России установлено, что разрешение на размещение указанной рекламной конструкции не выдавалось, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не заключался, аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не проводился.

 По информации, представленной в материалы дела МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан», земельный участок и административное здание, расположенное по указанному адресу, на котором размещена рекламная конструкция, не находится в муниципальной и государственной собственности. Заявлений или обращений на выдачу разрешений на установку рекламной конструкции ПАО СК «Росгострах» в адрес МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан» не поступало.

Также установлено, что рекламная  конструкция была демонтирована ПАО СК «Росгострах»  в ходе рассмотрения дела №  06-182/2018 Татарстанским УФАС России.

По мнению антимонопольного органа, о достижении между МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского района Республики Татарстан» и ПАО СК «Росгосстрах» антиконкурентного соглашения свидетельствует тот факт, что последним осуществлялась эксплуатация рекламной конструкции в отсутствие оформленного в установленном законодательством порядке со стороны МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан» разрешения на размещение рекламной конструкции, договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не заключался, а также без проведения Учреждением аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Заявитель по жалобе с решением Татарстанского УФАС России не согласен, считает, что указанный акт нарушает единообразие практики применения антимонопольного законодательства, просит решение отменить. Доводы Заявителя изложены в жалобе и сводятся к тому, что по его мнению, антимонопольным органом не доказан факт заключения антиконкурентного соглашения ответчиками по делу.

По результатам рассмотрения жалобы ПАО СК «Росгосстрах» на решение Татарстанского УФАС России Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган пересматривает решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции, в числе прочего, относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

В данном случае квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Указанный правовой подход нашел свое отражение также в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.11.2018 № Ф06-38755/2018 по делу № А55-10042/2017, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2018 № Ф09-8534/17 по делу № А60-11707/2017, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.06.2018 № Ф01-2418/2018 по делу № А38-10551/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2016 № Ф08-4057/2016 по делу № А53-19334/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2016 № Ф06-7895/2016 по делу № А65-23124/2015).

При этом в соответствии с Разъяснением Президиума ФАС России №3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016, факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Как следует из оспариваемого решения Татарстанского УФАС России, доказательствами заключения антиконкурентного соглашения являются нарушение установленного статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) порядка размещения наружной рекламы со стороны ПАО СК «Росгосстрах» и необеспечение должного контроля за незаконным размещением наружной рекламной конструкции со стороны МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан». При этом иные доказательства в обжалуемом решении Татарстанским УФАС России не приведены.

Проанализировав решение по делу и представленные Татарстанским УФАС России материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что антимонопольный орган в своем решении не привел квалифицирующих признаков действий Заявителя применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции, а также каких-либо доказательств заключения антиконкурентного соглашения.

При этом тот факт, что действия и (или) бездействие со стороны МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан» и ПАО СК «Росгосстрах» совершены в результате заключения антиконкурентного соглашения и могут привести или приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, материалами дела также не подтверждается.

Апелляционная коллегия отмечает, что нарушение хозяйствующим субъектом требований законодательства Российской Федерации и непринятие мер реагирования со стороны органа власти, осуществляющего контроль в рассматриваемой сфере правоотношений,  сами по себе не могут являться достаточными доказательствами заключения соглашения или совершения согласованных действий, которые  приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, в соответствии с письмом ФАС России от 24.05.2018 № ИА/37283/18 «О порядке осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы» выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

При отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе. Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в случае выявления фактов незаконной установки рекламных конструкций, в том числе на недвижимом имуществе, находящемся в частной собственности, территориальным органам необходимо принимать меры антимонопольного реагирования, предусмотренные антимонопольным законодательством, а именно, следует разрешать вопрос о выдаче предупреждения о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Также согласно указанному письму ФАС России от 24.05.2018 № ИА/37283/18 такое предупреждение антимонопольного органа должно содержать указание на необходимость совершения органом местного самоуправления действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае, с учетом отсутствия у антимонопольного органа доказательств заключения между МКУ «Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан» и ПАО СК «Росгосстрах» антиконкурентного соглашения, Татарстанское УФАС России в случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства должно было принять иные меры антимонопольного реагирования.

Также Апелляционная коллегия отмечает, что согласно части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями, организациями - операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры при осуществлении ими деятельности в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», а также иными финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку Российской Федерации, в состав комиссии включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии.

Согласно части 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также - комиссия). Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.

По смыслу указанной нормы нарушение данного правила формирования комиссии при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями носит существенный характер и является достаточным основанием для признания незаконным решения антимонопольного органа. Аналогичный правовой подход также используется судами (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.08.2016 № Ф07-6512/2016 по делу № А56-57347/2015, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2014 по делу №А43-20304/2013, Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2012 № Ф09-658/12 по делу № А47-2863/2011, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.2011 по делу № А43-21406/2010).

В частности, судами указывается, что требование части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции является императивным и по собственному волеизъявлению антимонопольного органа изменению или расширительному толкованию не подлежит. Поскольку часть 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции в подлежащей применению редакции не содержит каких-либо исключений (условий) в отношении состава комиссии для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными (финансовыми) организациями, основным на сегодняшний день является лишь статус организации. Следовательно, при формировании комиссии для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными (финансовыми) организациями в ее состав в обязательном порядке должны включаться представители Центрального банка Российской Федерации независимо от рассматриваемой деятельности соответствующей организации на том или ином товарном рынке.

Таким образом, Апелляционная коллегия отмечает, что требования части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции остаются неизменными в случае возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении организаций, перечисленных в указанной норме, вне зависимости от того, на каком рынке установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В то же время, дело № 06-182/2018 было рассмотрено Комиссией Татарстанского УФАС России, в состав которой представители Центрального банка Российской Федерации в нарушение части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции не входили, что свидетельствует о незаконности вынесенного решения.

Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования ПАО СК «Росгосстрах» об отмене решения Татарстанского УФАС России в связи с нарушением единообразия применения антимонопольного законодательства при его принятии.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия


 

РЕШИЛА:

отменить решение Татарстанского УФАС России от 12.12.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №  06-182/2018.

 

 

 

Председатель

Апелляционной коллегии

«<...>»

 

 

Члены Апелляционной коллегии

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны