Решение №СП/76045/19 Решение по жалобе № А-22/2019 на решение Иркутского УФАС Рос... от 30 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № А-22/2019 на решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-117/38-18

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «19» августа 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено «26» августа 2019 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: «<...>» ; членов Апелляционной коллегии: «<...>» , «<...>» , в присутствии по доверенности: от ООО «Мосрегионлифт»: «<...>» , «<...>» , «<...>» , от ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»: «<...>» «<...>» ., от ООО «Звезда»: «<...>» , «<...>» , посредством видеоконференц-связи: от Иркутского УФАС России: «<...>» ,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобы ООО «Мосрегионлифт», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (далее — ОАО «ЩЛЗ») на решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-117/38-18 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступили жалобы ООО «Мосрегионлифт», ОАО «ЩЛЗ» (далее - Заявители) на решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-117/38-18 (далее также - решение).

Решением Иркутского УФАС России в действиях ООО «Мосрегионлифт», ООО «ЩЛЗ» и ООО «Звезда» установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитальнго ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» №№ SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000134, SBR037-170095040000135, SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137, SBR037-170095040000138).

Заявители с вынесенным решением Иркутского УФАС России не согласны, считают, что решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-117/38-18 нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просят его отменить.

Доводы Заявителей изложены в жалобах, в частности, Заявители полагают, что Иркутским УФАС России не доказано ни наличие самого антиконкурентного соглашения, ни наступление или возможность наступления последствий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а также причинно-следственная связь между таким соглашением и такими последствиями.

В ходе рассмотрения жалоб Апелляционной коллегией установлено следующее.

Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее также - ФКР МКД Иркутской области, Фонд) 20.12.2017 на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» размещены извещения о проведении аукционов №№ SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000134, SBR037-170095040000135, SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137, SBR037-170095040000138 (далее также - торги) на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования, за исключением работ, предусмотренных подпунктом «е» пункта 8 Постановления Правительства № 615 от 01.07.2016, и при условии, что работы по замене лифтового оборудования не включают работы по ремонту лифтовых шахт.

Заявки на участие в торгах подали ООО «Звезда», ОАО «ЩЛЗ», ООО «Мосрегионлифт».

В соответствии с протоколами №№ 01, 02, 03, 04, 05, 06 от 15.01.2018 рассмотрения заявок на участие в вышеуказанных электронных аукционах допущены все поименованные участники.

Торги состоялись 18.01.2018:

1. Аукцион № SBR037-170095040000133 начался в 04:00 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 252985790,30 руб. ОАО «ЩЛЗ» в 04:00:52 сделало первое ценовое предложение в размере 251720861,35 (снижение составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО «Звезда» в 04:01:43 с ценой 239071571,83 руб. (снижение составило 5,5%). Далее, в 04:14:32 (дополнительное время аукциона), свое ценовое предложение сделало ООО «Мосрегионлифт» с ценой 251720861,40 руб. (снижение составило 0,5%).

Таким образом, ценовое предложение ООО «Звезда», как наименьшее, стало лучшим, и ООО «Звезда» было признано победителем в этом аукционе.

2. Аукцион № SBR037-170095040000134 начался в 04:15 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 199764051,12 руб. ОАО «ЩЛЗ» в 04:15:35 сделало первое ценовое предложение в размере 198765230,86 (снижение составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО «Мосрегионлифт» в 04:16:33 с ценой 197766410,60 руб. (снижение составило 1%). На этом ход торгов завершается, ООО «Звезда», как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ОАО «ЩЛЗ», ни ООО «Мосрегионлифт» больше не торгуются. Победителем было признано ООО «Мосрегионлифт».

3. Аукцион № SBR037-170095040000135 начался в 04:30 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 259832813 руб. Первое ценовое предложение в 04:30:54 в размере 258533648,93 поступило от ОАО «ЩЛЗ» (снижение цены составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО «Звезда» в 04:35:07 с ценой - 257234484,86 руб. (снижение составило 1%). Затем ООО «Мосрегионлифт» в 04:44:15 подало ценовое предложение в размере 258533650 руб. Победителем аукциона признается ООО «Звезда».

4. Аукцион № SBR037-170095040000136 начался в 04:45 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 246490924 руб. Первое ценовое предложение в 04:46:44 в размере 244026014,76 поступило от ООО «Мосрегионлифт» (снижение цены составило 1%). Следующее предложение было сделано ОАО «ЩЛЗ» в 04:47:19 с ценой - 242793560,14 руб. (снижение составило 1,5%). На этом ход торгов завершается, ООО «Звезда», как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ООО «Мосрегионлифт», ни ОАО «ЩЛЗ» больше не торгуются. Победителем аукциона было признано ОАО «ЩЛЗ».

5. Аукцион № SBR037-170095040000137 начался в 05:00 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 21626047,4 руб. Первое ценовое предложение в 05:03:49 в размере 21409786,92 поступило от ООО «Мосрегионлифт» (снижение цены составило 1%). Следующее предложение сделано ОАО «ЩЛЗ» в 05:06:57 с ценой - 21301656,68 руб. (снижение составило 1,5%). На этом ход торгов завершается, ООО «Звезда», как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ООО «Мосрегионлифт», ни ОАО «ЩЛЗ» больше не торгуются. Победителем аукциона было признано ОАО «ЩЛЗ».

6. Аукцион № SBR037-170095040000138 начался в 05:15 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 63069318,6 руб. Первое ценовое предложение в 05:19:51 в размере 62753972,01 поступило от ОАО «ЩЛЗ» (снижение цены составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО «Звезда» в 05:24:44 с ценой - 62438625,42 руб. (снижение составило 1%). Затем ООО «Мосрегионлифт» в 05:35:24 подало предложение с ценой 6306931,6 руб.. Победителем было признано ООО «Звезда».

В Иркутское УФАС России 12.07.2018 поступило обращение ООО «Элевейтинг» (вх. № 9970/18), перенаправленное из ФАС России, о нарушении антимонопольного законодательства участниками торгов, а именно о наличии между ними антиконкурентного соглашения.

В соответствии с приказом Иркутского УФАС России № 211/18 от 02.08.2018 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Звезда», по результатам которой инспекцией Иркутского УФАС России составлен акт проверки № 46/18 от 21.09.2018.

В рамках указанной проверки Иркутским УФАС России, в частности были обнаружены заявление ООО «Звезда» на открытие счёта в АО КБ «Солидарность», анкета для заполнения клиентами - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, при открытии счёта в АО КБ «Солидарность» (далее также - анкета).

В соответствии с пунктом 12 анкеты «Данные о предприятии» в графе «Сведения об основных контрагентах: плательщиках и получателях» ООО «Звезда» указало в качестве получателей: «АО Щербинский лифтовый завод, МЛМ-Усолье».

В результате анализа полученной информации, хода проведения торгов, в том числе тактики поведения участников торгов, Иркутское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков антиконкурентного соглашения между ООО «Звезда», ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «ЩЛЗ», а именно признаков нарушения пукнта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Приказом Иркутского УФАС России от 19.10.2018 № 349/18 в отношении ООО «Звезда», ОАО «ЩЛЗ», ООО «Мосрсгионлифт» было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В рамках рассмотрения дела, с учетом пояснений лиц, участвующих в деле, Иркутское УФАС пришло, в том числе к следующим выводам:

1. Анализ тактики поведения ООО «Звезда», ООО «Мосрегионлифт», ОАО «ЩЛЗ» при совместном участии в аукционах, заказчиком которых являлся Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, свидетельствует о том, что в ходе торгов указанные хозяйствующие субъекты создавали видимость состязательной борьбы.

2. С точки зрения географии расположения объектов, на которых требуется выполнение работ в рамках проводимых торгов по итогам проведенных 6 аукционов также наблюдается разделение аукционов на 2 части, которые условно можно обозначить как «юг» (г. Иркутск, г. Ангарск, г. Саянск - расстояние между населенными пунктами не превышает 300 км (по данным Интернет ресурса «Google Maps»)) (победитель ООО «Звезда») и «север» (г. Братск, г. Усть-Илимск, г. Железногорск-Илимский, г. Усть-Кут расстояние между населенными пунктами не превышает 350 км (по данным Интернет ресурса «Google Maps»)) (победители - ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «ЩЛЗ»). При этом между собой указанные зоны разделены большим расстоянием (минимально от г. Саянска до г. Братска - 357 км (по данным Интернет ресурса «Google Maps»)), а также существующей инфраструктурой железнодорожного транспорта и автодорог.

Кроме того, Иркутским УФАС России в рамках рассмотрения дела также было установлено, что ни один из победителей не выполнял заключенные договоры с ФКР МКД Иркутской области самостоятельно. Более того, ОАО «ЩЛЗ» после заключения договоров с Фондом на следующий день обратилось к организатору торгов за согласованием заключения субподрядного договора с ООО «Мосрегионлифт», который впоследствии был заключен и исполнен.

Решением Иркутского УФАС России в действиях ООО «Мосрегионлифт», ООО «ЩЛЗ» и ООО «Звезда» установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитальнго ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» №№ SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000134, SBR037-170095040000135, SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137, SBR037-170095040000138).

По результатам рассмотрения жалоб ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «ЩЛЗ» на решение Иркутского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган пересматривает решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается заключение соглашений (картелей) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Кроме того, в соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3 (далее - Разъяснение Президиума ФАС России №3), факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. В качестве доказательств могут использоваться документы и материалы, полученные с соблюдением требований к порядку и оформлению их получения.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 №Ф10-2426/2017 по делу №А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

По результатам анализа материалов дела № 1-11-117/38-18 установлена следующая совокупность выявленных Иркутским УФАС России косвенных доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ООО «Звезда», ОАО «ЩЛЗ» и ООО «Мосрегионлифт»:

  • заключение контрактов с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта - от 0,5 до 5,5%;

  • пассивное поведение ООО «Мосрегионлифт» в основное время и подача ценового предложения в дополнительное время;

  • поочередная подача ценовых предложений с целью обеспечения поочередной победы в аукционах определенного участника;

  • электронное письмо ООО «Звезда» в адрес АО КБ «Солидарность» от 23.12.2017 об открытии счета в банке, где в анкете в качестве контрагента указано ОАО «ЩЛЗ»;

  • договор субподряда на выполнение работ между ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «ЩЛЗ».

По мнению Апелляционной коллегии, указанные доказательства свидетельствуют о заключении антиконкурентного соглашения между ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «ЩЛЗ». Вместе с тем имеющейся в материалах дела информации и установленных Иркутским УФАС России в рамках рассмотрения дела фактов недостаточно для признания участником антиконкурентного соглашения также ООО «Звезда».

Так, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что об участии ООО «Звезда» в антиконкурентном соглашении, исходя из установленных обстоятельств могли бы свидетельствовать в совокупности тактика поведения на торгах, а также наличие связей, как, например, договоров субподряда на выполнение работ по итогам проведения торгов с ООО «Мосрегионлифт» и (или) ОАО «ЩЛЗ». При этом следует отметить, что в рамках дела не установлено доказательств связи между ООО «Звезда» и ООО «Мосрегионлифт», а наличие в анкете для открытия счета в банке информации об «АО Щербинский лифтовый завод, МЛМ-Усолье», как о потенциальных контрагентах, не является достаточным и весомым фактом для установления наличия связи между ООО «Звезда» и ОАО «ЩЛЗ».

Таким образом, в рамках полного и всестороннего рассмотрения дела № 1-11-117/38-18 Иркутское УФАС России правомерно установило наличие антиконкурентного соглашения, при этом недостоверно определив его участников, а также результаты такого соглашения.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия полагает, что имеющиеся в материалах дела информация и установленные факты свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения между ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «ЩЛЗ», которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» № SBR037-170095040000134, № SBR037-170095040000136, № SBR037-170095040000137).

Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-117/38-18 не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Согласно части 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

РЕШИЛА:

 

Изменить решение Иркутского УФАС России от 10.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-17/39-18, путем внесения в резолютивную часть указанного решения следующих изменений:

1) изложить пункт 1 в следующей редакции: «Признать ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (ИНН 5051000880), ООО «Мосрегионлифт» (ИНН 7705722209) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» № SBR037-170095040000134, № SBR037-170095040000136, № SBR037-170095040000137).»;

2) дополнить пунктом 1.1. следующего содержания: «Прекратить производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Звезда»».

 

 

Председатель
Апелляционной коллегии:

 

Члены
Апелляционной коллегии:

 

 

________________

 

 

 

________________

 

 

________________

 

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

«<...>»


 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны