Решение №09/104171/20 Решение по жалобам «<...>», ИП «<...>» на решение Оренбургск... от 27 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «20» ноября 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено «27» ноября 2020 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>», «<...>», «<...>»,

в присутствии (по видео-конференц-связи): от «<...>» (по доверенности): «<...>», «<...>»; ИП «<...>»; от Оренбургского УФАС России: «<...>», «<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобы «<...>» и ИП «<...>» на решение Оренбургского УФАС России от 04.09.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 056/01/11-589/2020 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступили жалобы «<...>» и ИП «<...>» (далее также – Заявители) на решение Оренбургского УФАС России от 04.09.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 056/01/11-589/2020 (далее также соответственно — Жалобы, Решение, Дело).

Решением Оренбургского УФАС России в действиях «<...>» и ИП «<...>» установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности МО город Бузулук Оренбургской области, проводимых Управлением имущественных отношений Администрации города Бузулука (извещение на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» № 041219/0091119/01 о проведении аукциона в электронной форме).

Заявители с вынесенным Оренбургским УФАС России Решением не согласны, считают, что Решение нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просят его отменить.

Доводы Заявителей изложены в Жалобах, в частности, Заявители утверждают, что Оренбургским УФАС России не доказаны наличие антиконкурентного соглашения, наступление или возможность наступления последствий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а также причинно-следственная связь между таким соглашением и такими последствиями. Также Заявители указывают, что вменяемое соглашение не могло повлиять на результаты указанного аукциона и не привело к нарушению пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом не учтена позиция, изложенная в разъяснениях Президиума ФАС России № 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России № 7 от 30.05.2018 (далее — Разъяснения № 14), о том, что пассивное поведение участников аукциона само по себе не может свидетельствовать о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения Жалоб установлено следующее.

Из материалов Дела следует, что 13.01.2020 Управлением имущественных отношений Администрации города Бузулука в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), был проведен аукцион в электронной форме по продаже нежилого помещения, площадью 2079,4 кв.м., этаж 1, 2, 3, 4, 5, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Пушкина, 60 (далее — Аукцион).

На участие в Аукционе подали заявки и приняли участие двое участников: «<...>» и ИП «<...>».

По итогам Аукциона победителем был признан «<...>», с которым был заключен договор купли-продажи муниципального имущества № 6 на сумму 8 702 000 рублей.

Согласно пояснениям Заявителей, участие ИП «<...>» было обусловлено обеспечением признания торгов состоявшимися и отсутствием у него интереса к предмету торгов. Действия Заявителей при участии в Аукционе были направлены на заключение контракта с незначительным повышением НМЦК, что является выгодным для победителя торгов.

По результатам рассмотрения Дела Оренбургским УФАС России выявлена следующая совокупность косвенных доказательств заключения антиконкурентного соглашения между «<...>» и ИП «<...>»:

- реализованная стратегия поведения по поддержанию цены на торгах, выразившаяся в пассивном поведении Заявителей при участии в Аукционе (отказ от конкурентной борьбы за предмет торгов, отказ от подачи ценового предложения ИП «<...>»);

- использование участниками закупки единой компьютерной инфраструктуры, единого IP-адреса, принадлежащего ИП «<...>», при подготовке и подаче заявок на участие в Аукционе;

- совпадение аккредитационных сведений Заявителей как участников Аукциона – контактного номера телефона и адреса регистрации;

- финансовые отношения между Заявителями: поступление платежным поручением от 23.01.2020 № 1 денежных средств от имени ИП «<...>» для оплаты контракта, заключенного с «<...>»;

- заключение договора займа от 22.01.2020 № 01 между «<...>» и ИП «<...>»;

- вхождение в группу лиц (наличие родственных связей между Заявителями).

На основании изложенного, Оренбургским УФАС России «<...>» и ИП «<...>» были признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалоб «<...>» и ИП «<...>» на решение Оренбургского УФАС России от 04.09.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 056/01/11-589/2020 Апелляционная коллегия установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

При этом в соответствии с разъяснениями Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Согласно Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Порядок проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества регламентирован Законом о приватизации, которым предусмотрены три последовательных способа (этапа) приватизации: проведение открытого аукциона; продажа путем публичного предложения (проводится в случае признания аукциона несостоявшимся); продажа без объявления цены (предложение по цене в закрытых конвертах).

При этом согласно абзацу 2 части 3 статьи 18 Закона о приватизации аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Кроме того, в рассматриваемых случаях заключение договора возможно лишь в том случае, если в торгах приняли участие как минимум два участника, поскольку возможность заключения договора с единственным участником законодательством не предусмотрена.

Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

Согласно Разъяснениям № 14 при рассмотрении вопроса о наступлении или возможности наступления негативных последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах и причинно-следственной связи между соглашением и такими последствиями необходимо также учитывать особенности процедуры заключения договоров (приобретения прав и обязанностей) при проведении торгов.

Как указано в Разъяснениях № 14, в случаях, когда регламентированная процедура проведения торгов предусматривает признание их несостоявшимися при наличии лишь одного участника и не создает оснований для заключения договора с единственным участником, соглашения двух хозяйствующих субъектов о совместном (согласованном) участии в таких торгах не могут быть квалифицированы по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции только лишь на том основании, что один из участников осуществляет пассивное поведение при проведении торгов или такое пассивное поведение является предметом их договоренности.

Прямым следствием такого соглашения, в отсутствие иных доказательств его заключения для целей повышения, снижения или поддержания цен (например, последующий раздел предмета торгов между участниками), является признание торгов состоявшимися и заключение договора, что отвечает правомерным целям и интересам заказчика и заинтересованного участника и не может противоречить требованиям части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения материалов Дела, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что установленная Оренбургским УФАС России совокупность косвенных доказательств указывает лишь на наличие родственных и финансовых связей между Заявителями, при этом установленная антимонопольным органом совокупность доказательств не подтверждает наличия между «<...>» и ИП «<...>» соглашения, направленного на повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

Также Апелляционная коллегия отмечает, что, согласно материалам Дела и Решению, Оренбургским УФАС России не был исследован и установлен факт либо намерение дальнейшего использования предмета Аукциона для осуществления предпринимательской деятельности «<...>».

Таким образом, установленные Комиссией Оренбургского УФАС России обстоятельства, свидетельствующие, по мнению антимонопольного органа, о заключении «<...>» и ИП «<...>» антиконкурентного соглашения, в частности, исключительно сам факт пассивного поведения ИП «<...>» при участии в Аукционе, наличие договора займа между Заявителями и родственные связи между ними, не могли являться достаточным основанием для квалификации их действий (бездействия) по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Коллегия ФАС России пришла к выводу о том, что решение Оренбургского УФАС России от 04.09.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 056/01/11-589/2020 нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, в связи с чем подлежат отмене.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

отменить решение Оренбургского УФАС России от 04.09.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 056/01/11-589/2020.

 

 

     

Заместитель председателя Апелляционной коллегии:

 _____________

 

«<...>»

Члены Апелляционной коллегии:

                      

                 _____________

 

«<...>»

 

     

                 _____________

 

                       _____________

 

«<...>»

 

«<...>»

 

     
     

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны