Решение №09/104776/21 Решение по жалобам ООО "АвтоКАМ", ООО "Реверс", ИП «<...>», ... от 8 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «11» ноября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «18» ноября 2021 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>», «<...>»,

в присутствии: от ООО «Реверс»: «<...>» (по доверенности); (по видео-конференц-связи): от ИП «<...>»: «<...>» (по доверенности); от ООО «АвтоКам»:«<...>» (по доверенности); ООО «Автомобиль» «<...>» (по доверенности); от Камчатского УФАС России: «<...>»; «<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобы
ООО «Автокам» (ИНН 4101160343), ООО «Автокам» (ИНН 4101160329), ООО «Реверс», ИП «<...>», ИП «<...>», ООО «Автомобиль» на решение Камчатского УФАС России от 30.07.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/11-36/2021 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступили жалобы ООО «Автокам» (ИНН 4101160343), ООО «Автокам» (ИНН 4101160329), ООО «Реверс», ИП «<...>», ИП «<...>», ООО «Автомобиль» (далее соответственно — Жалобы, Заявители) на решение Камчатского УФАС России от 30.07.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/11-36/2021 (далее — Решение, Дело).

Решением Камчатского УФАС России Заявители признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах.

Заявители с вынесенным решением Камчатского УФАС России не согласны и просят его отменить.

Доводы Заявителей изложены в жалобах, в частности, Заявители указывают, что косвенные доказательства, установленные Камчатским УФАС России, не свидетельствуют о заключении ограничивающего конкуренцию соглашения.

В ходе рассмотрения Жалоб установлено следующее.

05.11.2020 в Камчатское УФАС России из ФАС России поступило поручение от 02.11.202022/95472/20 о рассмотрении обращения ООО «Сеал Урал» от 16.10.2020, указывающего на признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Реверс», ООО «Автомобиль»,
ИП
«<...>».

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ООО «Сеал Урал» в действиях ООО «Реверс», ООО «Автомобиль», ИП «<...>»,
ООО «Автокам» (ИНН 4101160343), ООО «Автокам» (ИНН 4101160329), ИП
«<...>» выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Приказом Камчатского УФАС России от 03.02.2021 № 14-П было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/11-36/2021 по признакам нарушения ООО «Реверс», ООО «Автомобиль», ИП «<...>» ООО «АвтоКам»| (ИНН 4101160343), ООО «АвтоКам» (ИНН 4101160329), ИП «<...>» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения Дела Камчатским УФАС России установлено следующее.

Камчатским УФАС России исследовано 24 электронных аукциона на поставку автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов для нужд государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (далее — Аукционы).

Участниками исследуемых торгов являются ООО «Реверс», ООО «Автомобиль», ИП «<...>», ООО «Автокам» (ИНН 4101160343), ООО «Автокам» (ИНН 4101160329), ИП «<...>»

В рамках рассмотрения Дела Камчатским УФАС России установлена совокупность косвенных доказательств, указывающая на заключение и реализацию Заявителями антиконкурентного соглашения при участии в Аукционах, в частности, единая стратегия поведения участников соглашения, использование Заявителями одних и тех же IP-адресов, использование одного адреса электронной почты.

На основании изложенного, Решением Камчатского УФАС России Заявители признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения Жалоб Заявителей на решение Камчатского УФАС России от 30.07.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/11-36/2021 Апелляционная коллегия установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами — конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения.

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление Пленума № 2) при установлении наличия картельного соглашения подлежит доказыванию факт того, что участники картеля являются конкурентами на товарном рынке и достигнутые между ними договоренности имеют предмет, определенный в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Наличие конкурентных отношений между участниками картеля подтверждается результатами проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в силу закона предполагается.

При этом факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. Аналогичная позиция содержится в Разъяснении Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3.

Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Апелляционной коллегией установлено, что в ходе рассмотрения Дела Камчатским УФАС России установлена следующая совокупность косвенных доказательств заключения и реализации антиконкурентного соглашения между Заявителями.

1) отсутствие экономического обоснования поведения участников соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности — получению прибыли;

2) аналогичное поведение ответчиков в ходе участия в электронных аукционах, выражающееся в реализации схемы «таран»;

3) периодичное использование Заявителями одинаковых IP-адресов при подаче заявок, участии в электронных торгах (направлении ценовых предложений), при учете того, что хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность в разных субъектах Российской Федерации;

4) оформление заявлений и необходимых документов для изготовления ключа проверки электронной подписи, а также для получения электронной цифровой подписи осуществлялось Заявителями в ООО «Компания «Тензор».

5) использование ООО «Реверс», ИП «<...>», ООО «Автокам» (ИНН 4101160343), OОO «Автокам» (ИНН 4101160329), ИП «<...>» одного и того же адреса электронной почты: «<...>»;

6) ИП «<...>» выдана доверенность от 26.04.2018
№ 47 БА 2731103
«<...>» для предоставления в удостоверяющий центр ООО «Компания «Тензор» заявления и необходимых документ
ов для изготовления ключа проверки электронной подписи, а также для получения электронной цифровой подписи.

С учетом изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что имеющиеся в материалах Дела документы и сведения, а также выявленная Камчатским УФАС России совокупность косвенных доказательств свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения между Заявителями, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на Аукционах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, анализируя фактическое поведение Заявителей при участии в Аукционах, Апелляционная коллегия соглашается с выводом Камчатского УФАС России о том, что хозяйствующие субъекты по договоренности либо воздерживались от участия в торгах, либо подавали неконкурентоспособное предложение, тем самым обеспечивая победу определенному хозяйствующему субъекту.

Так, например, при участии в электронном аукционе
0391100001020000007 ИП «<...>» снизила НМЦК на 24,51 %,
ООО
«Автомобиль» снизило НМЦК на 25 %, вместе с тем указанные хозяйствующие субъекты были отклонены по 2-м частям заявки на основании непредставления документов и информации, тем самым обеспечив победу в электронном аукционе ООО «Реверс», которое сделало ценовое предложение, снизив НМЦК на 0,98 %.

Исходя из материалов Дела, аналогичное поведение указанных лиц, а также иных Заявителей наблюдается в большинстве Аукционов, исследованных Камчатским УФАС России.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума № 2 при возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, судам следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах.
В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

Камчатское УФАС России в Решении, анализируя поведение Заявителей при участии в Аукционах, по мнению Апелляционной коллегии, правомерно приходит к выводу о том, что указанное поведение является нетипичным, поскольку необусловлено реальным экономическим интересом участников торгов, так как не направлено на обеспечение своей победы в торгах, при добросовестном поведении участников на торгах на основе принципа состязательности могло и должно было произойти снижение максимальной цены торгов до суммы, которую каждое лицо определяло бы самостоятельно, исходя из своей финансово-хозяйственной деятельности.

Аналогичная позиция изложена в судебной практике по делам со схожими обстоятельствами (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2018 Ф07-11844/2018 по делу А52-3855/2017, Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17.06.2019 № Ф10-1531/2019 по делу
№ А23-9044/2017
).

Проанализировав материалы Дела, Апелляционная коллегия ФАС России полагает, что рассматриваемые в Деле обстоятельства в полном объеме исследованы Камчатским УФАС России и имеющихся в материалах Дела документов и сведений достаточно для установления факта нарушения ООО «Реверс», ООО «Автомобиль», ИП «<...>», ООО «АвтоКам» (ИНН 4101160343), ООО «АвтоКам» (ИНН 4101160329), ИП «<...>» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, Апелляционная коллегия пришла к выводу, что решение Камчатского УФАС России от 30.07.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/11-36/2021 соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и не нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобы ООО «Реверс», ООО «Автомобиль», ИП «<...>» ООО «АвтоКам» (ИНН 4101160343), ООО «АвтоКам» (ИНН 4101160329),
ИП
«<...>» на решение Камчатского УФАС России от 30.07.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/11-36/2021 без удовлетворения.

 

Заместитель председателя Апелляционной коллегии:

 

______________

 

«<...>»

Члены
Апелляционной коллегии:

 

______________

 

______________

 

«<...>»

 

«<...>»

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны