Решение №СП/56900/20 Решение Апелляционной коллегии ФАС России по жалобе ЧУ ПО «У... от 6 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «18» июня 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2020 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: <...>; заместителя председателя Апелляционной коллегии: <...>; членов Апелляционной коллегии: <...>;<...>,

в присутствии (по видео-конференц-связи): от ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ»: <...> (директор); <...> (по доверенности); от ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (по доверенности): <...>, <...>; от Коми УФАС России: <...>- <...>; <...>,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу Частного учреждения профессионального образования «Учебный центр «СПЕЦИАЛИСТ» (далее также — ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ») на решение Коми УФАС России от 20.03.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 011/01/11-387/2019,(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» на решение Коми УФАС России от 20.03.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 011/01/11-387/2019 (далее также – Решение).

Решением Коми УФАС России рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 011/01/11-387/2019, возбужденного по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в указании директорам подрядных организаций, осуществляющих работы по освоению, капитальному и текущему ремонту скважин (далее также — подрядные организации ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»), об исключении проведения обучения их персонала в ЧУ ПО «УЦ «СППЕЦИАЛИСТ», было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» с вынесенным Решением Коми УФАС России от 20.03.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 011/01/11-387/2019 (далее также - Дело) не согласно, просит Решение отменить.

Доводы ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» изложены в жалобе, в частности, ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» указывает, что Коми УФАС России не проводилась выездная внеплановая проверка по фактам, изложенным в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, не исследовались обстоятельства возможности влияния ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на подрядные организации с точки зрения процедуры заключения договоров с такими организациями посредством проведения тендеров.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Основанием для возбуждения Дела Коми УФАС России явилось заявление ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» с жалобой на нарушение ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» норм антимонопольного законодательства, что выразилось в указании директорам подрядных организаций, осуществляющих работы по освоению, капитальному и текущему ремонту скважин, об исключении проведения обучения их персонала в ЧУ ПО «УЦ «Специалист».

В рамках рассмотрения Дела Коми УФАС России было установлено следующее.

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» для заключения контрактов на право оказания услуг по освоению, текущему и капитальному ремонту скважин, на проведение инженерно-технологического (супервайзерского) сопровождения работ по освоению, текущему и капитальному ремонту скважин проводит соответствующие тендеры.

Претендент (участник тендера) должен обладать укомплектованным квалифицированным, обученным и аттестованным персоналом в соответствии с профилем выполняемых работ, отраженном в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и требований Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (данные требования указываются в общих сведениях об объекте и предмете тендера).

Как следует из материалов Дела ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» на основании лицензии № 1435-П от 23.11.2016, выданной Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми, оказывает образовательные услуги по образовательным программам дополнительного профессионального образования (повышению квалификации) по 18 учебным программам, в том числе связанным с работами по бурению, освоению, текущему и капитальному ремонту скважин.

Согласно условиям договоров на оказание образовательных услуг, заключенных между ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» и заказчиками (юридическими лицами), ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» при получении от заказчика заявки (заявок) на обучение по программам (из числа указанных) производит подготовку персонала заказчика без отрыва от производства и с отрывом от производства.

По окончании обучения лицам, успешно сдавшим экзамены, выдается удостоверение, подтверждающее обучение по программам.

Основными заказчиками образовательных услуг по образовательным программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по указанным программам ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» являются организации, в основном, выполняющие на подрядной основе в соответствии с заключенными по результатам тендерных торгов услуги по бурению, освоению, текущему и капитальному ремонту скважин в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

В рамках рассмотрения дела Коми УФАС России было выявлены следующие обстоятельства, имеющие значение для установления факта наличия, либо отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

18.09.2017 ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» было проведено совещание по подведению итогов работы бригад бурения, освоения, текущего и капитального ремонта скважин за 8 месяцев 2017 года в сравнении с 8 месяцами 2016 года с представителями подрядчиков (далее — Совещание). Согласно пункту 8 протокола Совещания № 519 было принято решение исключить проведение обучения персонала подрядных организаций в ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИЛИСТ».

Принятие решения по пункту 8 протокола Совещания № 519, как отражено в Решении, обусловлено фактами неквалифицированных действий персонала подрядчиков, получивших дополнительное профессиональное образование в ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ», которые привели к аварии на опасном производственном объекте.

Кроме того, Коми УФАС России в Решении указывает на то, что незаключение подрядчиками договоров с ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ», обусловлено причинами, не связанными с проведенным ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Совещанием. Например, незаключение ООО «Максима», ООО «КРС Евразия» договоров с ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» обусловлено заключением соответствующих договоров с иными организациями. ООО СПАСФ «Природа», ООО «Фирма «Каскад», ООО БК «Север», ООО «Эрилл Нефтегазсервис» имели договорные отношения с ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» после проведения Совещания.

На основании изложенного, Коми УФАС России был сделан вывод об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства путем координации экономической деятельности подрядчиков со стороны ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», в связи с отсутствием причинно-следственной связи между незаключением подрядными организациями ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» договоров на обучение сотрудников указанных организаций.

По результатам рассмотрения жалобы ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» на решение Коми УФАС России от 20.03.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 011/01/11-387/2019, Апелляционная коллегия установила следующее.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности — это согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни
с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1-3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции.

Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2016 № 305 АД15-10488 согласование предполагает совершение каких-либо активных действий со стороны координатора по отношению к субъектам, чьи действия необходимо согласовать. Согласовывать действия различных субъектов возможно, например, с помощью установления единых правил поведения, понуждения к совершению или отказу от совершения определенных действий и тому подобное.

Исходя из материалов Дела, по состоянию на 01.01.2017 между ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» и контрагентами были заключены и действовали следующие договоры на оказание образовательных услуг:

- № 27/УЦ от 23.05.2015 с ООО «Максима», период действия договора - до 31.12.2017;

- № 26/УЦ/УСФ77/16 от 01.01.2017 с ООО «КРС Евразия», срок действия договора - до 31.12.2017;

- № 21/УЦ от 01.06.2017 с ООО Буровая компания «Север», срок действия договора - до 31.12.2018;

- № 32/УЦ от 10.10.2016 с ООО СПАСФ «Природа», срок действия договора - до 31.12.2019;

- № 77/УЦ от 25.12.2014 с ООО «Эриэлл Нефтегазсервис», срок действия договора-до 31.12.2018;

- № 87/УЦ от 01.10.2014 с ООО «Фирма «Каскад», срок действия договора - до 31.12.2019;

- № 19/УЦ от 20.04.2016 с ООО «Компания Феникс», срок действия договора - до 01.11.2017;

- № 25/УЦ от 30.04.2016 с ООО «КомиКуэст Интернешнл», срок действия договора - до 20.01.2017.

Согласно протоколу Совещания № 519, подписанному <...>, утвержденному <...>, по итогам Совещания принято, в том числе закрепленное пунктом 8 указанного протокола решение: «Директорам подрядных организаций по ОТиКРС (освоение, текущий и капитальный ремонт скважин) исключить обучение персонала в Частном Учреждении профессионального образования «Учебный Центр «СПЕЦИАЛИСТ». Ответственные: Директора подрядных организаций. Срок: постоянно».

В рамках рассмотрения дела Коми УФАС России установлено, что между подрядными организациями, участвовавшими в Совещании и (или) указанными в листе рассылки протокола Совещания, в период с 01.01.2017 действовали договоры на оказание образовательных услуг со следующими организациями:

- ООО «Усинск НПО-Сервис» с ООО «Центр профессиональной подготовки кадров», ООО «Ростех-обучение» Образовательное подразделение «Учебный центр», АНО ДПО «Учебно-профессиональный квалификационный центр «Специалист», ООО «НПО Меркурий Урал»;

- ООО «Буровая компания «Евразия» с ООО «Ростех-обучение» Образовательное подразделение «Учебный центр», АЛО «НП Пермь-нефть»;

- ООО СПАСФ «Природа» с ООО «Ростех-обучение» Образовательное подразделение «Учебный центр», ООО «Охрана безопасности жизнедеятельности»;

- ООО «Архангельскгеолразведка» с НОЧУ ДПОС «Академик»;

- АО «Усинскгеонефть» с НП «Центр повышения квалификации кадров Пермь- Нефть», ПАСФ ООО «МЦПБ», ООО «Ростех-Обучение»;

- ООО НК «Мастер-Нефть» с ООО «Северный научный учебно-методический центр».

Между ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» в 2017 году были заключены договоры и фактически оказаны образовательные услуги по ним следующим подрядным организациям, присутствовавшим на Совещании и (или) указанным в листе рассылки протокола Совещания: ООО «Максима» до 27.03.2017; ООО «КРС Евразия» до 28.09.2017; ООО «КомиКуэст Интернешнл» до 20.01.2017; ООО «Компания Феникс» до 01.11.2017; ООО «Эриэлл Нефтегазсервис» (2017 -2018 года).

Помимо вышеуказанных подрядных организаций ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» были оказаны образовательные услуги также следующим организациям: ООО «Фирма «Каскад» (2017 - 2018 года); ООО «Консул» (2018 год); ООО «Печоранефтегаз» (2018 год); ООО СПАСФ «Природа» (2017 - 2019 г.г.); ООО НК «Регион» (2017 год); ООО «БК Север» (2017-2018 года); ООО «СпецТрансЛогистика» (2017-2018 года).

Таким образом, в рамках рассмотрения Дела Коми УФАС России было установлено, что на дату составления протокола Совещания от 18.09.2017 № 519, а также на дату его утверждения 27.09.2017, фактически у ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» имели место договорные отношения с ООО «Компания Феникс», ООО «Эриэлл Нефтегазсервис», ООО «КРС Евразия», указанных в листе рассылки протокола Совещания.

Апелляционная коллегия отмечает, что ответственными за исполнение пункта 8 протокола Совещания являются директоры подрядных организаций ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», а срок исполнения указанного пункта рассматриваемого протокола — «постоянно».

Вместе с тем Коми УФАС России не рассмотрен вопрос об изменении количества заключенных и фактически исполненных договоров на оказание образовательных услуг между подрядными организациями ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» в период после проведения Совещания и к моменту принятия решения о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом согласно пункту 5 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 5 января 2016 года по 1 июля 2018 года), утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10, для целей применения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить согласование действий хозяйствующих субъектов, которые могут выражаться не столько в установлении правил поведения, сколько в доведении их до координируемых субъектов и обеспечении контроля за соблюдением указанных правил.

По мнению Апелляционной коллегии, Коми УФАС России при рассмотрении Дела следовало установить наличие или отсутствие фактического исполнения заключенных между подрядными организациями ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» договоров на оказание образовательных услуг, действовавших, в том числе в период после проведения Совещания, а также установить наличие изменений в характере фактического исполнения и реализации указанных договоров до и после проведения Совещания. Кроме того, Коми УФАС России по результатам проведения соответствующего анализа также следовало установить причинно-следственную связь между проведением Совещания и изменением характера исполнения договоров на оказание образовательных услуг между подрядными организациями ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ».

Также Апелляционная коллегия указывает, что Коми УФАС России необходимо было установить, могли ли действия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по указанию подрядным организациям на исключение обучения персонала в ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ» привести к негативным последствиям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно отказу от заключения договоров с указанной организацией.

При этом Коми УФАС России в рамках рассмотрения дела был исследован вопрос о правомерности расторжения договоров с ЧУ ПО «УЦ «СПЕЦИАЛИСТ», а не отказа от их заключения и/или их исполнения, что не соответствует положениям пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части необходимости установления предусмотренных указанной нормой негативных последствий.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Коми УФАС России от 20.03.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 011/01/11-387/2019 нарушает единообразие практики применения антимонопольного законодательства.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа; изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Отменить решение Коми УФАС России от 20.03.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 011/01/11-387/2019.

2. Направить дело о нарушении антимонопольного законодательства № 011/01/11-387/2019 в Коми УФАС России на новое рассмотрение с учетом позиции Апелляционной коллегии, отраженной в настоящем решении.

 

 

Председатель
Апеллционной коллегии

 

 

Заместитель председателя
Апелляционной коллегии :

 

Члены
Апелляционной коллегии:

 

_______________

 

 

 

_______________

 

 

_______________

 

 

_______________

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны