Решение №СП/17528/22 Решение по жалобе ООО «Корд-Бункер» на решение Архангельског... от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Адресатам по списку
 

 

РЕШЕНИЕ
 

г. Москва


Резолютивная часть решения объявлена «17» февраля 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено «25» февраля 2022 года.


Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы
Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: <...> ; заместителя председателя Апелляционной коллегии: <...> ; членов Апелляционной коллегии: <...> ; <...>; <...> ,

при участии: представителей ООО «Корд-Бункер» (по видео-конференц-связи)<...> (по доверенности), <...> (по доверенности);

представителя Архангельского УФАС России (по видео-конференц-связи): <...>  ,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ООО «Корд-Бункер» на решение Архангельского УФАС России от 27.12.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства 029/01/11-533/2021 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»)

УСТАНОВИЛА

На рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО «Корд-Бункер» (далее – Заявитель, Общество)
на решение Архангельского УФАС России от 27.12.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства 029/01/11-533/2021 (далее также соответственно – Жалоба, Решение, Дело, Дело № 029/01/11-533/2021).
Решением Архангельского УФАС России по Делу ООО «Корд-Бункер» и ООО «СК «ЭКОТЭК» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством поддержания цен при проведении закрытого аукциона на оказание транспортных услуг по выполнению перевозок горюче-смазочных материалов (ГСМ) наливом в пункты Белого и Баренцева морей, проведенного 21.05.2020 Министерством обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) (извещение № 0173100004520000421), и согласовании цены закупки до проведения торгов.
ООО «Корд-Бункер» с вынесенным Решением по Делу не согласно, в частности, указывает, что материалы Дела основываются исключительно на доказательствах, собранных в рамках уголовного дела № 12002110020000082,
возбужденного Следственным управлением Следственного комитета России по Архангельской области и Ненецкого автономного округа, без дополнительной проверки их достоверности.
В ходе рассмотрения Жалобы установлено следующее.
Основанием для возбуждения Дела Архангельским УФАС России послужила информация от Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В Архангельское УФАС России были направлены материалы уголовного дела 12002110020000082 о заключении ООО «Корд-Бункер» и ООО «СК «ЭКОТЭК»
соглашения по поддержанию цен при проведении закрытого аукциона на оказание транспортных услуг по выполнению перевозок горюче-смазочных материалов
(ГСМ) наливом в пункты Белого и Баренцева морей.
ФАС России письмом от 20.02.2021 № 22/12751/21 на запрос Архангельского УФАС России о подтверждении полномочий по рассмотрению данных материалов наделило Архангельское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Корд-Бункер» и ООО «СК «ЭКОТЭК».
Комиссией Архангельского УФАС России по результатам анализа материалов Дела 029/01/11-533/2021 установлена совокупность прямых и косвенных доказательств заключения ограничивающего конкуренцию соглашения между ООО «Корд-Бункер» и ООО «СК «ЭКОТЭК».
Из представленных материалов уголовного дела 12002110020000082 Архангельское УФАС России установило, что победа ООО «СК «ЭКОТЕК» в аукционе и заключение контракта по максимально возможной цене были обеспечены достигнутыми между <...> и <...> договоренностями.
Так, указанные лица 22.04.2020 в телефонном разговоре договорились о том, что «за вознаграждение в 5 млн. рублей ООО «Корд-Бункер» сделает первый шаг, а ООО «СК «ЭКОТЕК» сделает второй шаг с меньшей ценой, после чего ООО «Корд-Бункер» больше понижать цену не будет, в результате чего ООО «СК «ЭКОТЕК» будет признано победителем в закрытом аукционе».
Разговор от 22.04.2020 между <...> и <...>,
зафиксированный в материалах уголовного дела № 12002110020000082, по мнению Архангельского УФАС России, подтверждает выработку стратегии поведения сторон (ООО «Корд-Бункер», ООО «СК «ЭКОТЕК») на рассматриваемом аукционе, которая была реализована и обеспечила ООО «СК «ЭКОТЕК» победу в аукционе и заключение им договора по максимально возможной (с минимальным снижением)
цене без конкурентной борьбы.
Так, в ходе рассмотрения Дела, в частности, Архангельским УФАС России было установлено следующее.
03.04.2020 Минобороны России на специализированной электронной площадке «Автоматизированная система государственного оборонного заказа» было размещено извещение № 0173100004520000421 о проведении закрытого аукциона на оказание транспортных услуг по выполнению перевозок горюче-смазочных материалов (ГСМ) наливом в пункты Белого и Баренцева морей.
Начальная максимальная цена контракта - 40 925 508,75 рублей или 11 486,25 рублей (стоимость перевозки 1 тонны).
Установлено, что между представителем ООО «Корд-Бункер» - главным инженером <...>, который действовал от имени Общества на основании  доверенностей от 18.07.2017, от 18.07.2020 и директором ООО «СК «ЭКОТЕК» - <...> , назначенным на основании решения единственного учредителя
от 17.10.2018, в рамках проведения указанного аукциона была достигнута договоренность о поддержании цены при проведении аукциона 0173100004520000421.
Согласно должностной инструкции главного инженера ООО «Корд-Бункер» от 01.04.2014, а также согласно Акту служебного расследования от 20.10.2020, представленному ООО «Корд-Бункер» в материалы Дела письмом 30.08.2021 № 8-ФАС, Демидов А.В. выполнял в Обществе организационно- распорядительные и административно-хозяйственные функции, замещал директора в период его отсутствия.
Таким образом, <...>  был уполномочен принимать решения от имени Общества. Данный факт подтверждает <...> - директор ООО «Корд-Бункер».
20.05.2020 до начала проведения аукциона, назначенного на 21.05.2020, между ООО «Корд-Бункер» и ООО «СК «ЭКОТЕК» был заключен договор субаренды судна (субтайм-чартера) (подписан со стороны ООО «Корд-Бункер» <...>, со стороны ООО «СК «ЭКОТЕК» - <...>), согласно которому
арендодатель ООО «Корд-Бункер» передает ООО «СК «ЭКОТЕК» морское судно т/х «Корд» (порт приписки - Мурманск) с оказанием услуг по технической эксплуатации и с предоставлением услуг членов экипажа для осуществления
перевозки светлых и темных сортов нефтепродуктов и обеспечения бункеровки судов на акватории Белого и Баренцева морей.
20.05.2020 <...>  <...> были направлены документы:
договор субаренды судна (срок действия с 01.06.2020 по 15.06.2020), акт приема-передачи морского судна от 01.06.2020 (от ООО «Корд-Бункер» ООО «СК «ЭКОТЕК») и акт приема-передачи морского судна от 15.06.2020 (от ООО «СК «ЭКОТЕК» ООО «Корд-Бункер»). Вместе с тем фактически услуги аренды судна оказаны не были.
Также стороны «договорились, что в случае, если на аукцион заявится третий участник, то все наши договоренности не действуют, и каждый участник действует самостоятельно».
Таким образом, во время проведения торгов 21.05.2020 в отсутствие иных участников, стороны действовали по ранее достигнутой договоренности.
В тот же день <...> предложил <...> перечислить оплату за аренду танкера тремя частями: 1 млн. руб. – не позднее 20.06.2020, 1 млн. руб. – не позднее 20.07.2020 и 3 млн. руб. – не позднее 20.08.2020.
Согласно выписке по счету ООО СК «ЭКОТЕК» № 40702810600000005437, открытому в банке АО «Русский стандарт», на счет ООО «Корд-Бункер» 40702810703700104079 от ООО «СК «ЭКОТЕК» 23.07.2020 была переведена сумма в размере 1 000 000,00 рублей в счет оплаты по договору субаренды судна № 1 от 20.05.2020. Получение ООО «Корд-Бункер» денежных средств подтверждено выпиской банка об операциях по лицевому счету Общества 40702810703700104079, представленной письмом от 30.09.2021 № 10-ФАС.
21.05.2020 при проведении аукциона в 9:00 ООО «Корд-Бункер» сделало первое предложение - 11 428,81 руб. (стоимость перевозки 1 тонны) со снижением 0,5 % НМЦК.
21.05.2020 в 09:03 ООО «СК «ЭКОТЭК» сделало второе предложение - 11 371, 38 руб. (стоимость перевозки 1 тонны) со снижением на 1,0 % НМЦК. 21.05.2020 в 09:13 аукцион завершился, в связи с тем, что иные ценовые предложения не поступили.
Согласно протоколу подведения итогов от 25.05.2020 № 163/ГЗ/ЗА(Э)/2/Пр заявки указанных участников были признаны соответствующими требованиям документации. Победителем признано ООО «СК «ЭКОТЭК».
25.05.2020 <...> обратился в УЭБиПК УМВД России по
Архангельской области с заявлением провести проверку по законности действий <...>.
10.06.2020 ООО «Корд-Бункер» с ООО «СК «ЭКОТЭК» был заключен государственный контакт № 367/ЗА (Э)/2020/ДГЗ/З на оказание транспортных услуг по выполнению перевозок горюче-смазочных материалов наливом в пункты Белого и Баренцева морей с ценой 40 925 508,75 рублей и исполнен в полном объеме.
15.06.2020 <...>  дано добровольное согласие на участие в
оперативно-розыскном мероприятии «Оперативный эксперимент».

09.09.2020 <...>  подано заявление в СУ СК России по
Архангельской области на действия <...>.
Также при доказывании нарушения антимонопольного законодательства Архангельским УФАС России была запрошена информация у ПАО «Мегафон» о принадлежности телефонных номеров, а также направлен запрос в Администрацию морского порта Западной Арктики в морском порту Архангельск о заходе судна «Корд» в порт Архангельск из порта Мурманск и его выходе из порта Архангельск в порт Мурманск, в том числе в период с с 01.06.2020 по 15.06.2020, то есть в период действия договора суб-аренды судна 1 от 20.05.2020. Согласно полученной в ответ на запрос информации данное судно в указанный период в порт Архангельск не заходило.
На основании изложенного, Архангельское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ООО «Корд-Бункер» и ООО «СК «ЭКОТЭК» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством поддержания цен при проведении закрытого аукциона на оказание транспортных услуг по выполнению перевозок горюче-смазочных материалов (ГСМ) наливом в пункты Белого и Баренцева морей. По результатам рассмотрения жалобы ООО «Корд-Бункер» на решение Архангельского УФАС России от 27.12.2021 по Делу 029/01/11-533/2021 Апелляционная коллегия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых  вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при установлении наличия картельного соглашения подлежит доказыванию факт того, что участники картеля являются конкурентами на товарном рынке и достигнутые между ними договоренности имеют предмет, определенный в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Наличие конкурентных отношений между участниками картеля подтверждается результатами проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
Ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в силу закона предполагается.
При этом факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств (аналогичная позиция содержится в Разъяснении Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).
Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими
субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов. Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-
2426/2017 по делу No А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».
По результатам рассмотрения Дела Архангельским УФАС России установлена следующая совокупность доказательств заключения антиконкурентного соглашения:
- главный инженер <...>  выполнял в ООО «Корд-Бункер»
организационно – распорядительные и административно – хозяйственные функции, замещал директора в его отсутствие, действовал от имени Общества на основании доверенностей действовал от имени Общества на основании доверенностей
от 18.07.2017, от 18.07.2020;

- после публикации извещения о проведении аукциона в телефонном разговоре
от 22.04.2020 <...> обратился к <...> - генеральному директору
ООО «СК «ЭКОТЭК», с предложением, согласно которому ООО «Корд-Бункер» отказывается от конкурентной борьбы с ООО «СК «ЭКОТЭК» на аукционе за вознаграждение в размере 5 млн. рублей. Для перевода денежных средств было решено заключить договор субтайм-чартера;
- <...> обратился в правоохранительные органы после признания
ООО «СК «ЭКОТЭК» победителем аукциона;
- на запрос Архангельского УФАС России ПАО «Мегафон» предоставило информацию о том, что номера телефонов, с которых велись переговоры, зафиксированные в аудио-файлах уголовного дела, принадлежат непосредственно <...>  и юридическому лицу – ООО «СК «ЭКОТЭК»; - арендованное судно «Корд» ООО «СК «ЭКОТЭК» для исполнения контракта,
заключенного по результатам аукциона, не использовалось;
- перевод денежных средств на расчетный счет ООО «Корд-Бункер», произведённый в порядке оперативно – розыскных мероприятий под видом оплаты договора субтайм-чартера.
На основании изложенного, Апелляционная коллегия отмечает, что Архангельское УФАС России обоснованно пришло к выводу в Решении о наличии в действиях ООО «Корд-Бункер» и ООО «СК «ЭКОТЭК» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем поддержания цен при проведении закрытого аукциона на оказание транспортных услуг по выполнению перевозок горюче-смазочных материалов (ГСМ) наливом в пункты Белого и Баренцева морей, проводимого 21.05.2020 Минобороны России.
Апелляционной коллегией отклоняется довод Жалобы о том, что
Архангельским УФАС России дана ненадлежащая оценка договору субтайм- чартера судна «Корд», поскольку материалами Дела, в том числе полученными Архангельским УФАС России от Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, описанными в Решении и в настоящем решении, подтверждается, что указанный договор был заключен с целью осуществления выплаты вознаграждения от ООО СК «ЭКОТЭК» в пользу ООО «Корд-Бункер» за отказ последнего от конкурентной борьбы при участии в аукционе
0173100004520000421.
Также Апелляционной коллегией отклоняется довод Жалобы об
отсутствии у Архангельского УФАС России полномочий на рассмотрение Дела, в связи со следующим.
Согласно пункту 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС
Российской Федерации от 01.08.2007 24 (далее - Правила), передача антимонопольным органом заявлений, материалов, дел осуществляется, в том числе по инициативе ФАС России или по ходатайству территориального органа.
В этом случае ФАС России принимает к своему рассмотрению заявление, материалы, дело либо поручает территориальному органу рассмотреть заявление, материалы, принятые к рассмотрению другим территориальным органом, и рассмотреть дело, возбужденное другим территориальным органом, а также может поручить рассмотреть заявления, материалы,  поступившие в ФАС России, либо дело, возбужденное ФАС России, территориальному органу, на территории деятельности которого совершено нарушение антимонопольного законодательства.
Установлено, что письмом ФАС России от 20.02.2021 № 22/12751/21 в ответ на запрос Архангельского УФАС России о подтверждении полномочий по рассмотрению материалов, поступивших от Следственного управления Следственного комитета России по Архангельской области и Ненецкого автономного округа, Архангельское УФАС России было наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Корд-Бункер» и ООО «СК «ЭКОТЭК».
Таким образом, Архангельское УФАС России было наделено
полномочиями по рассмотрению Дела в соответствии с пунктом 1.4.1 Правил.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия ФАС России пришла к выводу о том, что решение Архангельского УФАС России от 27.12.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/11-533/2021 не нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
 

С учетом изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:


оставить жалобу ООО «Корд-Бункер» на решение Архангельского УФАС России от 27.12.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства 029/01/11-533/2021 без удовлетворения.


Председатель
Апелляционной коллегии: ______________ <...>
Заместитель председателя
Апелляционной коллегии: ______________ <...>
 

Члены
Апелляционной коллегии:

______________ <...>
______________ <...>
______________ <...>
 


Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».


В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны