Решение №СП/89201/19 РЕШЕНИЕ г. Москва ... от 11 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «01» октября 2019

Полный текст решения изготовлен «08» октября 2019


 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Апелляционная коллегия, Коллегия) в составе: <"...">,

рассмотрев жалобы ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук» и ООО «Беллуччи-Дубинни» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 10.07.2019 по делу № 04-34/1-2019, в присутствии:

представителя от Бурятского УФАС России <"..."> (посредством видеоконференц-связи),

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, размещено 20.08.2019 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

на рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступили жалобы ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук» и ООО «Беллуччи-Дубинни» (далее — Заявители) на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 10.07.2019 по делу № 04-34/1-2019 (далее — решение Бурятского УФАС России).

Решением Бурятского УФАС России ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук» и ООО «Беллуччи-Дубинни» признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий между ними при заключении договоров по четырем закупкам, проводимых ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Заявители с решением не согласны, считают, что данное решение является незаконным, необоснованным, нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просят его отменить.

В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.

Основанием для возбуждения дела № 04-34/1-2019 явились заявления гр. Жук О.В. от 20.12.2018 на наличие возможного «конфликта интересов», совершенного по итогам закупки у единственного поставщика на оказание операторских услуг по организации, подготовке и проведению IX международной научной конференции «Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая», номер извещения — 31806875782, проводимой ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук» и ООО РА «Медиатор» телеканал «Альтернативное телевидение Бурятии» от 11.01.2019 о заключении контрактов ИМБТ СО РАН с единственным поставщиком ООО «Беллуччи-Дубинни», номера договоров — 80323039823180000060000 (номер закупки — 31806875782), 80323039823170000130000 (номер закупки — 31705929544), 80323039823170000080000 (номер закупки — 317055753331), 80323039823170000070000 (номер закупки — 31705521914).

Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что по результатам проведенных закупок у единственного поставщика ФГБУН ИМБТ СО РАН были заключены следующие договоры с единственным поставщиком ООО «Беллуччи-Дубинни»:

  • 80323039823170000070000 от 15.09.2017 на оказание операторских услуг по организации, подготовке и проведению III Международного форума Ассоциация экспертных центров Китая, Монголии и России «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия: дорожная карта» на сумму — 1 500 000,00 рублей;

  • 80323039823170000130000 от 23.12.2017 на оказание услуг по переводу материалов и изданию сборника материалов Международного форума Ассоциация экспертных центров Китая, Монголии и России «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия: дорожная карта» на сумму — 510 000,00 рублей;

  • 80323039823180000060000 от 02.10.2017 на оказание операторских услуг по организации, подготовке и проведению Международной научной конференции «Мир Центральной Азии 4» на сумму — 1 500 000,00 рублей;

  • 80323039823170000080000 от 03.09.2018 на оказание операторских услуг по организации, подготовке и проведению IX международной научной конференции «Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая» на сумму - 920 000, 00 рублей.

Вышеуказанные закупки были проведены в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно подпункту 6 пункта 7.2 раздела 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУН ИМБТ СО РАН, утвержденного заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым 21.03.2014, к участникам закупки предъявляются обязательные требования, в том числе отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее — Закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 273-ФЗ понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве лицами, гражданами или организациями, с которыми должностное лицо или лица, состоящие с ним в близком родстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Исходя из материалов дела Бурятского УФАС России, контрактный управляющий ФГБУН ИМБТ СО РАН Мордвин Виталий Александрович является соучредителем ООО «Беллуччи-Дубинни» (согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.01.2019, размер доли составляет 50 %).

На основании изложенного Бурятское УФАС России пришло к выводу, что заказчик в данном случае был обязан отстранить ООО «Беллуччи-Дубинни» от участия в определении поставщика.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с частью 51 статьи 45 Закона о защите конкуренции Бурятским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции.

Согласно данному анализу в период 2017 — 2018 годов на рынках услуг по организации международных конференций и услуг по изданию специализированных материалов по итогам международных конференций в границах Республики Бурятия действовали также иные, кроме ООО «Беллуччи-Дубинни», хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги:

  • по организации международных конференций в границах Республики Бурятия — ООО «Байкальская ривьера», ООО «Жассо Тур», ИП Доржиева Н.А.;

  • по изданию специализированных материалов по итогам международных конференций в границах Республики Бурятия — ИП Олоев Д.Т., ФГБОУ «Бурятский государственный университет», ООО «Издательство Оттиск».

На основании изложенного, комиссией Бурятского УФАС России в действиях ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук» и ООО «Беллуччи-Дубинни» установлено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Апелляционная коллегия, изучив жалобы Заявителей на решение Бурятского УФАС России от 10.07.2019 по делу № 04-34/1-2019, пришла к следующим выводам.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещается заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 1 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (далее — Устав), утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26.07.2018 № 391 ФГБУН ИМБТ СО РАН является научной организацией.

В соответствии с пунктом 2 Устава ФГБУН ИМБТ СО РАН является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения.

Согласно пункту 20 Устава целью и предметом деятельности ФГБУН ИМБТ СО РАН являются выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, а также комплексное изучение проблем монголоведения, буддологии, тибетологии, изучение проблем монголоведения, буддологии, тибетологии, изучение закономерностей социально-экономического и межкультурного взаимодействия в Центральной и Восточной Азии.

В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Исходя из системного толкования положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях, пункта 6 Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1505-р, для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами; бюджетное учреждение создается публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Кроме того, услуги по организации международных конференций и услуги по изданию специализированных материалов по итогам международных конференций не являются государственными (муниципальными) услугами.

На основании изложенного, в данном случае ФГБУН ИМБТ СО РАН не является органом государственной власти либо органом местного самоуправления, не выполняет функции какого-либо органа государственной власти, публично-правовые функции, не обладает властными полномочиями в областях и сферах государственной деятельности.

Апелляционная коллегия приходит к выводу, что комиссией Бурятского УФАС России по делу № № 04-34/1-2019 неверно квалифицированы действия ФГБУН ИМБТ СО РАН и ООО «Беллуччи-Дубинни» по статье 16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях ФГБУН ИМБТ СО РАН и ООО «Беллуччи-Дубинни», выразившихся в согласованных действиях между ними при заключении договоров по четырем закупкам, проводимых ФГБУН ИМБТ СО РАН, где соучредителем ООО «Беллуччи-Дубинни» и контрактным управляющим ФГБУН ИМБТ СО РАН является одно и то же лицо - Мордвин В.А., что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, отсутствует состав нарушения, предусмотренный статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, с соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определено, как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Апелляционная коллегия отмечает, из содержания части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий хозяйствующих субъектов в качестве нарушения указанной нормы необходимо установить наличие соглашения, установить последствия в виде ограничения конкуренции, а также доказать, что такие последствия возникли, либо могли возникнуть в результате заключения и реализации соглашения.

Учитывая вышеизложенное, Апелляционная коллегия считает обоснованным вывод комиссии Бурятского УФАС России о наличии антиконкурентного соглашения между ФГБУН ИМБТ СО РАН и ООО «Беллуччи-Дубинни» ввиду следующего:

  • контрактный управляющий ФГБУН ИМБТ СО РАН является также соучредителем ООО «Беллуччи-Дубинни» и имеет заинтересованность в заключении данных договоров;

  • установлено, что рынки услуг по организации международных конференций и услуг по изданию специализированных материалов по итогам международных конференций являются конкурентными;

  • несмотря на наличие выбора контрагентов, четыре договора заключены с единственным поставщиком.

На основании изложенного, действия ФГБУН ИМБТ СО РАН и ООО «Беллуччи-Дубинни» необходимо квалифицировать по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения пункта 1 резолютивной части решения Бурятского УФАС России в части квалификации действий ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук» и ООО «Беллуччи-Дубинни» по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения о выполнении работ по четырем закупкам, проводимых ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук», что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия


 

РЕШИЛА:

изменить решение Бурятского УФАС России от 10.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 04-34/1-2019, изложив пункт 1 резолютивной части в следующей редакции:

«1. Признать ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук» и ООО «Беллуччи-Дубинни» нарушившими часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения о выполнении работ по четырем закупкам, проводимых ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук», что приводит или может привести к ограничению конкуренции».

 

<"...">

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны