Решение №СП/100979/20 Решение по жалобе ИП «<...>» на решение Вологодского УФАС Ро... от 18 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «02» ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «10» ноября 2020 года

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>», «<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ИП «<...>» на решение Вологодского УФАС России от 31.08.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 035/01/14.1-139/2020,

в присутствии посредством видео-конференц-связи: ИП «<...>»; от Крымского УФАС России: «<...>»; «<...>»; «<...>»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

на рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ИП «<...>» на решение Вологодского УФАС России от 31.08.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 035/01/14.1-139/2020 (далее соответственно – Решение, Жалоба, Дело).

По результатам рассмотрения Дела Вологодское УФАС России признало ИП «<...>» нарушившим статью 141 Закона о защите конкуренции в отношении ИП «<...>», что выразилось в распространении в адрес директора ООО «Стройкомплектмонтаж» (далее – ООО «СКМ») негативной и недостоверной информации, дискредитирующей ИП «<...>».

ИП «<...>» с вынесенным решением Вологодского УФАС России от 31.08.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 035/01/14.1-139/2020 не согласен, просит Решение отменить.

Доводы заявителя изложены в Жалобе, в частности, заявитель указывает, что ИП «<...>» осуществляет деятельность с недействующим свидетельством о регистрации электролаборатории, а также о том, что Вологодским УФАС России не были исследованы все материалы Дела.

В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.

Вологодским УФАС России рассмотрено заявления ИП «<...>» от 05.02.2020 вх. № 585, по результатам рассмотрения которого Вологодским УФАС России ИП «<...>» выдано предупреждение от 06.02.2020 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 141 Закона о защите конкуренции (далее – Предупреждение), выразившегося в распространении писем в адрес потребителей услуг (проведения электрических измерений и электромонтажных, ремонтных работ электрического оборудования) с негативной и ложной информацией о деятельности ИП «<...>», направленное в адрес ИП «<...>» письмом Вологодского УФАС России от 06.02.2020 № 431.

В рамках рассмотрения указанного заявления Вологодским УФАС России было установлено, что до 2016 года «<...>» работал по трудовому договору на ИП «<...>».

В сентябре 2014 года «<...>» зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя с целью осуществления видов деятельности аналогичных тем, которые осуществляет ИП «<...>», в ноябре 2016 года прекратил трудовые отношения с ИП «<...>» и в мае 2017 года открыл свою электролабораторию.

Предметом оценки антимонопольного органа являлась следующая информация, содержащаяся в электронном письме ИП «<...>», направленного в адрес ООО «СКМ»: «Здравствуйте, «<...>», появилась свежая информация по ИП «<...>». Просим Вас в таком важном вопросе, как проверка электробезопасности на предприятии, отдавать предпочтение надежным поставщикам, с незапятнанной репутацией и актуальными разрешительными документами, чтобы не объясняться о нецелевом расходовании бюджетных средств и коррупционной составляющей в соответствующих органах… Не подтверждает квалификацию более 3х лет, не проверяет электроинструмент, фальсифицирует документы и т.п.».

Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения распространения писем в адрес потребителей услуг (проведение электрических измерений и электромонтажных, ремонтных работ электрического оборудования) с негативной и ложной информацией касающейся деятельности ИП «<...>» выполнено не было.

Приказом Вологодского УФАС России от 12.03.2020 № 23 в соответствии с частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции в отношении ИП «<...>» было возбуждено Дело.

В рамках рассмотрения Дела Вологодским УФАС России было установлено следующее.

ИП «<...>» и ИП «<...>» являются конкурентами на товарном рынке услуг по проведению электрических измерений, электромонтажных, ремонтных работ электрического оборудования.

В 2019 году между ИП «<...>» и ООО «СКМ» были заключены договоры на выполнение испытаний и измерений электрооборудования, электроустановок.

29.01.2020 в адрес директора ООО «СКМ» «<...>» поступило письмо, полученное от ИП «<...>» с электронного адреса «<...>» с приложением обращений и заявлений ИП «<...>» в правоохранительные, контрольно-надзорные органы о якобы незаконной и недобросовестной деятельности ИП «<...>», а также ряд ответов на обращения от указанных органов.

Указанное письмо было перенаправлено старшему инженеру ООО «СКМ» по ремонту и эксплуатации магазинов «ПЯТЕРОЧКА» «<...>», который посчитал направленную информацию дискредитирующей ИП «<...>», направив свои письменные пояснения в Вологодское УФАС России.

Вологодское УФАС России полагает, что информация, направленная ИП «<...>» в адрес директора ООО «СКМ» фактически ничем не подтверждена, носит негативный и ложный характер по отношению к ИП «<...>», как контрагенту ООО «СКМ», что является недобросовестной конкуренцией, поскольку указанные действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что может нанести вред деловой репутации ИП «<...>» и причинить убытки.

Кроме того, Вологодским УФАС России не установлено осуществление ИП «<...>» своей деятельности с просроченным удостоверением по электробезопасности, оформление им результатов и документации с фальсификацией, введение клиентов в заблуждение, наличие со стороны ИП «<...>» иных действий, в том числе недобросовестной конкуренции, указанных в заявлении ИП «<...>».

На основании изложенного, Вологодское УФАС России признало ИП «<...>» нарушившим статью 141 Закона о защите конкуренции в отношении ИП «<...>», что выразилось в распространении в адрес директора ООО «СКМ» негативной и недостоверной информации дискредитирующей ИП «<...>».

Апелляционная коллегия, изучив жалобу ИП «<...>» на решение Вологодского УФАС России от 31.08.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 035/01/14.1-139/2020, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Из приведенного определения понятия недобросовестной конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно: совершаться хозяйствующими субъектами; быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Согласно статье 141 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении: качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей; количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар; условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 24.12.2015 № ИА/74666/15, дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.

Форма распространения информации в данном случае не имеет значения - это может быть публичное выступление, публикация в средствах массовой информации интервью, направление деловых писем.

Вред может выражаться в убытках или ущербе деловой репутации.

Под убытками в соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Такое определение позволяет, в частности, считать способными причинить убытки такие утверждения, которые могут привести к потере хозяйствующим субъектом части покупателей.

Относительно деловой репутации необходимо иметь в виду пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», в соответствии с которым право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности.

Согласно статье 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства указываются фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что Вологодским УФАС России в Решении ненадлежащим образом описаны и исследованы обстоятельства дела. Вместе с тем Апелляционная коллегия соглашается с выводами Решения в связи со следующим.

Ранее Вологодским УФАС России было рассмотрено заявление ИП «<...>» от 19.03.2019 на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ИП «<...>».

По результатам рассмотрения указанного заявления Вологодским УФАС России не установлено осуществление ИП «<...>» своей деятельности с просроченным удостоверением по электробезопасности, оформление им результатов и документации с фальсификацией, введение клиентов в заблуждение, наличие со стороны ИП «<...>» иных действий недобросовестной конкуренции, указанных в заявлении ИП «<...>».

Кроме того, установлено, что ИП «<...>» 15.05.2017 выдано свидетельство № 52-26/ЭЛ-17 о регистрации электролаборатории, расположенной по юридическому адресу: 162600, Вологодская область, г. Череповец, улица Краснодонцев, дом 25, квартира 116, и фактическому адресу: 162608, Вологодская область, г. Череповец, улица Комарова, д. 6, в соответствии с которым названная электролаборатория допущена к эксплуатации и зарегистрирована в Северо-Западном управлении Ростехнадзора с правом выполнения испытаний и измерений в электроустановках с напряжением до 1000 В со сроком действия свидетельства до 15.05.2020.

По итогам рассмотрения заявления ИП «<...>» от 19.03.2019 Вологодским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении статьи 142 Закона о защите конкуренции, о чем ИП «<...>» был уведомлен письмом от 16.05.2019 № 1866.

Арбитражный суд Вологодской области в решении от 30.07.2020 по делу № А13-11485/2019 посчитал выводы Вологодского УФАС России об отсутствии доказательств наличия признаков недобросовестной конкуренции в действиях ИП «<...>», описанные в решении Вологодского УФАС России об отказе в возбуждении дела от 16.05.2019 № 1866, обоснованными. Указанное судебное решение было оставлено в силе постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 № А13-11485/2019.

Таким образом, заявляемая ИП «<...>» информация в отношении ИП «<...>», ранее уже была оценена Вологодским УФАС России как недостоверная, данный вывод подтвержден судами.

Кроме того, в материалах Дела имеется свидетельство от 15.05.2017 № 52-26/ЭЛ-17 о регистрации электролаборатории, выданное ИП «<...>», со сроком действия до 15.05.2020.

Таким образом, распространение 29.01.2020 ИП «<...>» информации об ИП «<...>» в адрес директора ООО «СКМ» было осуществлено до момента истечения срока действия свидетельства от 15.05.2017 № 52-26/ЭЛ-17 о регистрации электролаборатории, выданного ИП «<...>».

На основании изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что распространяемая информация об осуществлении ИП «<...>» деятельности с просроченным свидетельством о регистрации электролаборатории является ложной.

С учетом имеющихся в материалах Дела документов и сведений, Апелляционная коллегия соглашается с выводом Вологодского УФАС России о признании ИП «<...>» нарушившим статью 141 Закона о защите конкуренции, путем распространения негативной и недостоверной информации, дискредитирующей ИП «<...>».

Таким образом, решение Вологодского УФАС России от 31.08.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 035/01/14.1-139/2020 соответствует единообразию практики применения норм антимонопольного законодательства.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного орган или изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

РЕШИЛА:

 оставить жалобу ИП «<...>» на решение Вологодского УФАС России от 31.08.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 035/01/14.1-139/2020 без удовлетворения.

 

 

Председатель

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

«<...>»

 

 

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

 

______________

 

«<...>»

 

 

Члены

Апелляционной коллегии:

    

______________

 

 

______________

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

 

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны