Решение №СП/33344/21 Решение по жалобе ООО «Карат-Лес» на решение Красноярского У... от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «09» апреля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «16» апреля 2021 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: <...>; заместителя председателя Апелляционной коллегии: <...>; членов Апелляционной коллегии: <...>, <...>,

при участии: представителей ООО «Карат-Лес» (по доверенности): <...>, <...>(по видео-конференц-связи); представителей Красноярского УФАС России (по видео-конференц-связи): <...>, <...>,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ООО «Карат-Лес» на решение Красноярского УФАС России от 14.01.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 41-11-20 (024/01/11-2407/2020) (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

УСТАНОВИЛА:

 

На рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО «Карат-Лес» (далее — Заявитель, Общество) на решение Красноярского УФАС России от 14.01.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 41-11-20 (024/01/11-2407/2020) (далее также соответственно — Жалоба, Решение, Дело).

Решением Красноярского УФАС России от 14.01.2021 по Делу АО «Краслесинвест» и ООО «Карат-Лес» признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения, обеспечивающего заключение договоров в рамках закупочных процедур, которое привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на товарные рынки по реализации пиловочника и заготовки древесины.

Заявитель с вынесенным решением Красноярского УФАС России от 14.01.2021 по Делу не согласен и просит его отменить.

Доводы Заявителя изложены в Жалобе, в частности, Заявитель утверждает, что проведение закупки у единственного поставщика являлось допустимым вследствие введения режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края. Также Заявитель указывает, что положения договоров поставки между ответчиками, согласно которым заготовленный пиловочник находится в залоге у ООО «Карат-Лес» до момента исполнения АО «Краслесинвест» обязательств по оплате услуг по его заготовке, не являются эксклюзивными.

В ходе рассмотрения Жалобы установлено следующее.

Исходя из материалов Дела установлено, что Красноярским УФАС России Дело было возбуждено в связи с выявлением в действиях АО «Краслесинвест» и ООО «Карат-Лес» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения обращение начальника СЭБ Управления ФСБ России по Красноярскому краю от 13.05.2020.

В ходе рассмотрения Дела установлено следующее.

07.04.2008 между АО «Краслесинвест» и Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края заключен договор аренды лесных участков № 1 в целях реализации на территории Красноярского края приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство».

В рамках приоритетного инвестиционного проекта на АО «Краслесинвест» возложена, в частности, обязанность осуществлять лесозаготовительную деятельность только для обеспечения собственных производственных мощностей в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта и не допускать отчуждения заготовленной древесины, переработка которой предусмотрена технологией производства инвестиционного проекта, для иных целей.

20.02.2018 по итогам проведения АО «Краслесинвест» запроса котировок цен на товары № 020/18к (извещение № 31806089834) был заключен договор № 02-22-18-з между АО «Краслесинвест» и ООО «Карат-Лес» на возмездное оказание услуг по комплексной заготовке древесины с указанием сроков оказания услуг с 01.02.2018 по 31.12.2018 в объеме 400 000 куб.м. и с 01.01.2019 по 31.12.2019 в объеме 400 000 куб.м., а также с возможностью увеличения объема комплексной заготовки путем заключения дополнительного соглашения.

02.07.2019 Постановлением Правительства Красноярского края № 330-п введен режим чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края в связи с пожарами.

Закупочная комиссия АО «Краслесинвест» в виду острой потребности в поставке пиловочника, 12.07.2019 приняла решение заключить на основании пункта 11.3.1.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Краслесинвест» от 24.12.2018 (далее - Положения о закупках), которым предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика (в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации её последствий, в том числе если вследствие чрезвычайных обстоятельств, непреодолимой силы возникла срочная необходимость в определенных товарах, работах, услугах), договоры на поставку пиловочника с ООО «Карат-Лес» №№ КК-1, КК-2, КК-3 от 12.07.2019.

При этом пожары на территории Красноярского края согласно бухгалтерской справке АО «Краслесинвест» от 08.08.2019 по состоянию на 01.08.2019 были на территории лесоучастка «Эвенкия» (Эвенксийский муниципальный район).

Вместе с тем документарное подтверждение о пожарах в Богучанском и Кежемском районах и непосредственно в лесничествах, в которых осуществлялась деятельность по заключенным договорам №№ КК-1, КК-2, КК-3 от 12.07.2019, отсутствует.

Таким образом, по мнению Крсноярского УФАС России, заключение договоров не было направлено на цели, установленные в пункте 11.3.1.1 Положения о закупках.

Относительно наличия соглашения о заключении договоров между ООО «Краслесинвест» и ООО «Карат-лес» №№ КК-1, КК-2, КК-3 от 12.07.2019 дополнительно Красноярским УФАС России установлено следующее.

26.02.2019 между генеральным директором АО «Краслесинвест» <...> и первым заместителем генерального директора АО «Краслесинвест» <...> обсуждался вопрос о недостатке денежных средств у акционерного общества, в том числе на покрытие текущих расходов. В ходе диалога, <...> сообщает <...> следующее: «Сегодня 26 число. Если к 28 числу у меня не будет с тобой, мной и Степан Семенычем согласованы ПГТы данных по контракту, я это просто не пойму. Я тебе не дам задинамить этот контракт. Мы без денег сейчас везет по тысяче кубов отсюда, никаких действий не происходит».

Одновременно установлено, что директором ООО «Карат-Лес» на дату разговора являлся <...> (он же являлся единственным учредителем и участником ООО «Карат-Лес»).

Кроме того, АО «Краслесинвест» направило письмо от 01.03.2019 № 1-04-353 (за четыре месяца до заключения договоров поставки пиловочника) в ООО «Карат-Лес» за подписью первого заместителя генерального директора акционерного общества <...>, которое содержало предложение как о заключении договора на 5 лет на комплексную заготовку древесины, так и реализацию в пользу АО «Краслесинвест» пиловочника в объеме 50 000 куб.м.

На основании изложенного Красноярское УФАС России в решении приходит к выводу, что между диалогом <...> и <...>, направлением письма исх. № 1-04-353 от 01.03.2019 и заключением договоров №№ КК-1, КК-2, КК-3 от 12.07.2019 усматривается прямая причинно-следственная связь; указанные действия совершены последовательно друг за другом и обуславливают друг друга.

Также в Решении отмечено, что приобретение пиловочника у ООО «Карат-Лес» по договорам №№ КК-1, КК-2, КК-3 от 12.07.2019 обусловлено исключительно невыполнением планов и недостижением целевых показателей АО «Краслесинвест».

Красноярским УФАС России также установлены и указаны в решении потенциальные участники рассматриваемого товарного рынка, в частности, согласно представленным Министерством лесного хозяйства Красноярского края сведениям только на территории Хребтовского лесничества Богучанского района деятельность по заготовке древесины осуществляют 5 хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного, Красноярское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ООО «Карат-Лес» и АО «Краслесинвест» нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения, обеспечивающего заключение договоров в рамках закупочных процедур, которое привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на товарные рынки по реализации пиловочника и заготовки древесины.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Карат-Лес» на решение Красноярского УФАС России от 14.01.2021 по делу № 41-11-20 (024/01/11-2407/2020) Апелляционная коллегия установила следующее.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе, о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств (указанная позиция приводится также в разъяснениях Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).

Кроме того, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов (Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016).

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

По результатам рассмотрения Дела Красноярским УФАС России выявлена следующая совокупность косвенных доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ООО «Карат-Лес» и АО «Краслесинвест»:

- заключение между ответчиками договоров поставки без проведения конкурентных процедур в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий пир отсутствии осуществления по заключенным договорам между АО «Краслесинвест» и ООО «Карат-Лес» действий по предотвращению или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

- эксклюзивность договора по возмездному оказанию услуг
по комплексной заготовке древесины от 20.02.2018 № 02-22-18-з, заключенного по результатам проведения запроса котировок, что подтверждается включением таких условий, как использование в качестве способа исполнения обязательств залога, при том, что условия залога явно обременительны для заказчика, а также включение в цену договора оказания услуг по хранению заготовленной древесины, чего не предусматривали договоры с иными контрагентами;

- размер ущерба в результате пожаров на территории Красноярского края, повлекших утрату древесины, был определен АО «Краслесинвест» только спустя месяц после заключения между АО «Краслесиенвест» и ООО «Карат-Лес» договоров №№ КК-1, КК-2, КК-3 от 12.07.2019 по поставке пиловочника хвойных пород;

- письмо старшего вице-президента Бизнес-блока ГКР «ВЭБ.РФ» Билибина П.В. от 29.09.2020 № 21861/ДООО, содержащее указание на то, что ООО «Карат-Лес» является единственным подрядчиком АО «Краслесинвест» с эксклюзивными положениями договора;

- наличие дружеских отношений между ранее занимавшим должность генерального директора АО «Краслесинвест» <...> с ранее занимавшим должность директора ООО «Карат-Лес» и являющимся единственным участником общества <...>, что подтверждается объяснениями сотрудника, ранее занимавшего должность советника генерального директора АО «Краслесинвест» <...>;

- заявление АО «Краслесинвест» в порядке, предусмотренном примечанием 1 к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждающее заключение ограничивающего конкуренцию соглашения с ООО «Карат-Лес»;

- фактическая реализация хозяйствующими субъектами ограничивающего конкуренцию соглашения, выразившаяся в поддержании цены
на торгах.

По мнению Апелляционной коллегии, при данных обстоятельствах Красноярское УФАС России обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ООО «Карат-Лес» и АО «Краслесинвест» нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения, обеспечивающего заключение договоров в рамках закупочных процедур, которое привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на товарные рынки по реализации пиловочника и заготовки древесины.

Апелляционная коллегия ФАС России отклоняет довод Жалобы о правомерности заключения АО «Краслесинвест» договоров №№ КК-1, КК-2, КК-3 от 12.07.2019 с ООО «Карат-Лес» как с единственным поставщиком в связи с наличием в Положении о закупках соответствующего основания, предусмотренного пунктом 11.3.1.1, ввиду следующего.

Согласно пункту 11.3.1.1 Положения о закупках закупка у единственного поставщика в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации её последствий осуществляется, в том числе если вследствие чрезвычайных обстоятельств, непреодолимой силы возникла срочная необходимость в определенных товарах, работах, услугах.

При этом предметом договоров №№ КК-1, КК-2, КК-3 от 12.07.2019 между АО «Краслесинвест» и ООО «Карат-Лес» не являлось предотвращение чрезвычайной ситуации или ликвидация её последствий.

Также Апелляционная коллегия отклоняет довод Жалобы о неэсклюзивности условия договора № 02-22-18-з, согласно которому заготовленный пиловочник находится в залоге у ООО «Карат-Лес» до момента исполнения АО «Краслесинвест» обязательств по оплате услуг по его заготовке, поскольку в Решении описана и подтверждается материалами Дела информация о том, что договоры с иными контрагентами имели иное условие обеспечения исполнения соответствующих договоров, а именно условие о том, что в случае нарушения заказчиком сроков оплаты выполненных подрядчиком работ более чем на 15 календарных дней, заготовленная древесина передается подрядчику по цене пиловочника, определенной договором.

Таким образом, установленные в Решении обстоятельства, по мнению Апелляционной коллегии, свидетельствуют о заключении ООО «Карат-Лес» и АО «Краслесинвест» антиконкурентного соглашения, ограничивающего другим хозяйствующим субъектам доступ на товарные рынки по реализации пиловочника и заготовки древесины и запрещенного пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия ФАС России пришла к выводу о том, что решение Красноярского УФАС России от 14.01.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 41-11-20 (024/01/11-2407/2020) не нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобу ООО «Карат-Лес» на решение Красноярского УФАС России от 14.01.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 41-11-20 (024/01/11-2407/2020) без удовлетворения.

 

 

Председатель

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

<...>

 

 

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

<...>

 

Члены

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

 

<...>

 

 

______________

 

<...>

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны