Решение №СП/28507/24 Решение по жалобе ИП <...> на решение Башкортостанского УФАС... от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «28» марта 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено «04» апреля 2024 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: <...> – <...>; заместителя председателя Апелляционной коллегии: <...> – <...>; членов Апелляционной коллегии: <...> – <...>; <...> <...>,

в присутствии: ИП <...> (лично), представителя ИП <...>: <...> (по доверенности); представителей ГАУ Республики Башкортостан «Киностудия «Башкортостан» им. А. Абдразакова» (далее – Киностудия им. А. Абдразакова): <...> (по доверенности), <...> (по доверенности); представителей ГБУ культуры и искусства «Государственный академический ансамбль народного танца им. Ф. Гаскарова РБ» (далее – Ансамбль им. Ф. Гаскарова): <...> (по доверенности), <...> (по доверенности); представителей Башкортостанского УФАС России: <...><...>, <...> – <...>,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ИП <...> на решение Башкортостанского УФАС России от 25.12.2023 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 002/01/11-1322/2023 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ИП <...> (далее также – Заявитель) на решение Башкортостанского УФАС России от 25.12.2023 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 002/01/11-1322/2023 (далее соответственно – Жалоба, Решение, Дело).

Решением Башкортостанского УФАС России Киностудия им. А. Абдразакова, Ансамбль им. Ф. Гаскарова, ИП <...> признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции.

ИП <...> с вынесенным Решением не согласна, считает, что Решение нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просит его отменить.

Доводы ИП <...> изложены в Жалобе, в частности, Заявитель считает:

– выводы Комиссии Башкортостанского УФАС России о том, что ИП <...> заранее было известно о проведении финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (далее – Чемпионат) и о заключении договора именно с ней, противоречат обстоятельствам Дела. План Чемпионата был утвержден 23.06.2021, следовательно, ИП <...> не могла заключить антиконкурентное соглашение в марте – апреле 2021 года. Кроме того, Чемпионат был общероссийского и мирового уровня, документ о его проведении находился в открытом доступе;

– флешмоб ИП <...> назывался «100 дней до финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы», для церемонии открытия Чемпионата ролик подредактирован;

– Комиссией Башкортостанского УФАС России не были опрошены иные претенденты на заключение договоров;

– по вопросу использования товарного знака № 507399 (логотип Чемпионата) ИП <...> сообщает, что согласие на использование было получено в устном виде, официальное подтверждение было получено позже. Иные лица, с которыми могли быть заключены договоры, имели возможность поступить аналогичным образом.

В ходе рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В адрес Башкортостанского УФАС России поступили материалы прокуратуры Республики Башкортостан о возможном нарушении Киностудией им. А. Абдразакова, Ансамблем им. Ф. Гаскарова и ИП <...> антимонопольного законодательства при проведении на территории Республики Башкортостан Чемпионата.

Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 05.03.2021 № РГ-60 принято решение о проведении с 21 по 25 июля 2021 года в г. Уфа финала Чемпионата.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.06.2021 № 546-р утвержден план мероприятия по подготовке и проведению Чемпионата.

Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 09.08.2021 № РГ-254 перенесены сроки мероприятия: с 25 по 29 августа 2021 года.

09.08.2021 между Киностудией им. А. Абдразакова и ИП <...> без применения конкурентных процедур заключен договор № 125 на оказание услуг съемки флешмоба на сумму 500 тыс. руб., а также договор № 126 на поставку экипировки с логотипом Чемпионата для конкурсантов-участников флешмоба на сумму 2 430 тыс. руб. Согласно акту сдачи-приемки договор № 125 исполнен 29.09.2021.

Вместе с тем запись видеоролика произведена в апреле 2021 года, также в апреле ИП <...> заключались договоры поставки экипировки для конкурсантов-участников флешмоба.

16.08.2021 между Ансамблем им. Ф. Гаскарова и ИП <...> заключен договор на создание видеопрезентационных материалов на сумму 9 млн. руб. Вместе с тем договор по производству данного видеоконтента был заключен ИП <...> до фактического заключения указанного договора с Ансамблем им. Ф. Гаскарова.

Киностудия им. А. Абдразакова обосновывает заключение договора с ИП <...> без применения конкурентных процедур тем, что соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на Чемпионат заключено только 06.08.2021. Кроме того, Киностудия им. А. Абдразакова ссылается на подпункт 19 пункта 6.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ РБ «Киностудия «Башкортостан» им. А. Абдразакова», утвержденного решением Наблюдательного совета ГАУ РБ «Киностудия «Башкортостан» им. А. Абдразакова» от 04.08.2021 (далее – Положение о закупке), согласно которому на основании решения Закупочной комиссии независимо от суммы сделки при наличии срочной потребности в товарах, работах, услугах (в случае незамедлительного исполнения решений органов государственной власти и др.), в связи с чем, проведение иных процедур нецелесообразно и может иметь неблагоприятные последствия для Заказчика, осуществляется закупка у единственного поставщика.

Ансамбль им. Ф. Гаскарова обосновывает заключение договора с ИП <...> положением пункта 17 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), по мнению хозяйствующего субъекта, видеопрезентационные материалы являются произведением искусства.

Оценив все представленные материалы, доводы лиц, участвующих в рассмотрении Дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России пришла к выводу, что действия Киностудии им. А. Абдразакова, Ансамбля им. Ф. Гаскарова, ИП <...> свидетельствуют о заключении недопустимого в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы ИП <...> на решение Башкортостанского УФАС России от 25.12.2023 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 002/01/11-1322/2023 Апелляционная коллегия установила следующее.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона).

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств (аналогичная позиция содержится в Разъяснении Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений в том числе картелей и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).

Кроме того, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов (Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016).

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Апелляционная коллегия отмечает, что сам по себе факт заключения договоров между лицами в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Законом о контрактной системе без проведения конкурентных процедур не может использоваться в качестве достаточного доказательства заключения антиконкурентного соглашения. Данный факт может быть положен в основу доказывания антиконкурентного соглашения в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими наличие соглашения.

Так, по результатам рассмотрения Дела Башкортостанским УФАС России установлена следующая совокупность доказательств заключения ограничивающего конкуренцию соглашения.

1. В период с 09.04.2021 по 13.04.2021 ИП <...> заключались договоры с хозяйствующими субъектами (<...>, ИП <...>, ИП <...> и ООО «Торатау сервис») на оказание услуг по видеосъемке, фотосъемке мероприятия, результаты которых должны были быть использованы на церемонии открытия Чемпионата. ИП <...> завершила работы по созданию проекта 13.04.2021. Вместе с тем договор № 125 между ИП <...> и Киностудией им А. Абдразакова был заключен 09.08.2021.

2. В период с 07.04.2021 по 09.04.2021 ИП <...> заключались договоры с хозяйствующими субъектами (ООО «Абсолют-Медиа Плюс» и ООО «Аверстиль») на поставку экипировки. Поставка была осуществлена 08 - 09.04.2021. Вместе с тем 09.08.2021 между ИП <...> и Киностудией им А. Абдразакова был заключен договор № 126 на поставку экипировки для конкурсантов-участников флешмоба с нанесением логотипа Чемпионата. Из материалов Дела следует, что ИП <...> на основании пункта 2 статьи 1484, пункта 2 статьи 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации представлено согласие на использование товарного знака № 507399. При этом иные хозяйствующие субъекты не обладают разрешением на использование товарного знака № 507399, что свидетельствует о том, что ИП <...> является единственным возможным пользователем товарного знака № 507399.

3. Киностудия им А. Абдразакова, несмотря на отсутствие в плане мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата, утвержденном распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.06.2021 № 546-р, услуг по поставке экипировки для флешмоба, а также услуг по проведению и съемке флешмоба, инициировало заключение договора с ИП <...> без проведения конкурентных процедур путем направления мнимых коммерческих предложений.

4. Представленные в Башкортостанское УФАС России материалы прокуратуры содержали протокол объяснений от 27.02.2023, где старшим помощником прокурора Кировского района г. Уфы получены объяснения от ИП <...> в части того, что изготовление видеоролика осуществлялось в апреле 2021 года, то есть за 4 месяца до фактического заключения указанного договора с Киностудией им. А. Абдразакова и обосновано тем, что было поручение заказчика изготовить ролик к 100 дням до начала Чемпионата.

Материалами Дела подтверждается, что работы по изготовлению ролика ИП <...> были выполнены до заключения договора с Киностудией им А. Абдразакова. Кроме того, до заключения договора с Киностудией им. А. Абдразакова ИП <...> уже имела в наличии экипировку для конкурсантов-участников флешмоба с нанесением логотипа Чемпионата.

В связи с чем Апелляционная коллегия соглашается с выводами, указанными в Решении, что исходя из хронологии событий, а также действий, осуществленных ответчиками по Делу, не усматривается срочной потребности в выполнении данных работ у Киностудии им А. Абдразакова.

5. В период с 09.04.2021 по 10.07.2021 ИП <...> заключались договоры с иным хозяйствующим субъектом (ООО «Интерактивные технологии») на оказание услуг по созданию видеопрезентационных материалов. 16.08.2021 Ансамбль им. Ф. Гаскарова заключил с ИП <...>договор № 428 на оказание услуг по созданию видеопрезентационных материалов. Вместе с тем работы по договору ИП <...> были выполнены до заключения указанного договора.

Договор № 428 был заключен на основании пункта 17 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку, по мнению Ансамбля им. Ф. Гаскарова, создание видеопрезентационных материалов относится к произведению искусства.

По мнению Апелляционной коллегии, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что действия ответчиков по Делу являются результатом объективных причин, в материалы Дела не представлено.

При этом само по себе формальное соответствие действий лиц положениям законодательства Российской Федерации не указывает на отсутствие нарушения Закона о защите конкуренции (указанный подход находит подтверждение в судебных решениях, например, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2015 № Ф08-6401/2015 по делу № А53-22114/2014, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2023 № Ф03-6626/2022 по делу № А73-19465/2021, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 25.05.2021 № Ф09-2704/21 по делу № А60-28979/2020, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2019 № Ф09-2070/19 по делу № А07-26832/2017).

В Решении также указано, что заключение договора с единственным поставщиком, минуя проведение конкурентной процедуры, создало ИП <...> конкурентные преимущества и ограничило другим хозяйствующим субъектам доступ на товарный рынок.

Доводы Жалобы, исследованные Апелляционной коллегией, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены Решения Башкортостанского УФАС России.

Башкортостанским УФАС России установлена достаточная совокупность доказательств заключения и реализации ответчиками по Делу антиконкурентного соглашения и рассмотренные действия Киностудии им. А. Абдразакова, Ансамбля им. Ф. Гаскарова, ИП <...> правомерно квалифицированы Башкортостанским УФАС России как нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что Решение не нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе оставить жалобу
без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного орган или изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

жалобу ИП <...> на решение Башкортостанского УФАС России от 25.12.2023 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 002/01/11-1322/2023 оставить без удовлетворения.

 

 

Председатель Апелляционной коллегии:

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

______________

 

<...>

 

<...>

Члены Апелляционной коллегии:

 

 

 

______________

 

______________

 

<...>

 

<...>

 

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны