Решение №СП/31641/20 Решение по жалобе АО "Новатор" на решение и предписание Моск... от 14 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «20» февраля 2020 г.

Решение в полном объеме изготовлено «28» февраля 2020 г.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: "<...>",

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу АО «Новатор» на решение и предписание Московского УФАС России от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 077/01/11-1573/2019, в присутствии представителей: от АО «Новатор» - "<...>" (по доверенности), "<...>" (по доверенности), от Московского УФАС России: "<...>" - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России,

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено 16.01.2020 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Апелляционную коллегию в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступила жалоба АО «Новатор» (далее – Заявитель) (вх. № 779/20 от 09.01.2020) на решение и предписание Московского УФАС России (далее также — антимонопольный орган) от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 077/01/11-1573/2019 (далее — жалоба).

Оспариваемым решением Московского УФАС России АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на 2 аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0373100087417000046 и 0373100087417000083.

Комиссией Московского УФАС России АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» выданы предписания от 05.12.2019 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Заявитель жалобы с решением и предписанием Московского УФАС России не согласен, считает, что указанные акты нарушают единообразие практики применения антимонопольного законодательства, просит решение и предписание отменить. Доводы Заявителя изложены в жалобе и сводятся к тому, что по спорным аукционам в материалах дела отсутствуют, как прямые, так и косвенные доказательства наличия антиконкурентного соглашения.

В ходе рассмотрения жалобы АО «Новатор» Апелляционная коллегия установила следующее.

В Московское УФАС России поступило заявление ООО «КДК СТРОЙ» (вх. №28064-ЭП/18 от 04.06.2018), направленное также ФАС России письмом от 15.06.2018 исх. №РП/44287/18 (вх. №30870-ЭП/18 от 19.06.2018), содержащее информацию о возможных признаках нарушения Закона о защите конкуренции в ходе проведения ФГБУ «Федеральный Институт Промышленной Собственности» торгов с реестровым №0373100087417000083.

Кроме того, Московским УФАС России были проанализированы сведения, представленные оператором электронной торговой площадки АО «Единая электронная торговая площадка».

По итогам анализа вышеуказанной информации были установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Новатор», ООО «В.А.П.», ООО «СТРОЙ-СИТИ» и ООО «АСУС» в ходе электронного аукциона с реестровым № 0373100087417000083 и приказом Московского УФАС России от 12.04.2019 № 75 было возбуждено дело № 077/01/11-1573/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Дело) в отношении АО «Новатор», ООО «В.А.П.», ООО «СТРОЙ-СИТИ» и ООО «АСУС».

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела № 077/01/11-1573/2019 Комиссией Московского УФАС России были также выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» при участии в электронном аукционе с реестровым № 0373100087417000046.

Как следует из решения по Делу, на сайте zakupki.gov.ru 31.05.2017 и 15.10.2017 ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» были опубликованы 2 аукциона в электронной форме с реестровыми №№ 0373100087417000046 и 0373100087417000083, предметами которых являлись:

  • ремонт спортивного зала;

  • ремонт входной группы и лифтовых холлов по адресу: г. Москва, Бережковская наб., д 24, стр.12.

В аукционе с реестровым № 0373100087417000046 приняли участие АО «Новатор» и ООО «В.А.П.», в аукционе с реестровым № 0373100087417000083 - АО «Новатор», ООО «В.А.П.», ООО «СТРОЙ-СИТИ» и ООО «АСУС».

Общая начальная максимальная цена контрактов (далее - НМЦК) составила 13 270 594,98 руб.

В решении Московского УФАС России установлено следующее.

Наименование участника

Предложение о цене

Снижение

Дата и время подачи заявок

Наименование файла в составе заявки

Дата и время создания файла заявки

Наименование учетной записи

Дата и время изменения файла заявки

Наименование учетной записи

Аукцион № 0373100087417000046, дата проведения — 13.06.2017, НМЦК 2 775 726,98 Победитель АО «Новатор»

АО «Новатор»

2761848,35

0,5%

07.06.2017

12:38:39

Форма-2

06.06.2017

08:52:00

"<...>"

07.06.2017

04:53:00

Ольга

Громова

ООО «В.А.П.»

2761848,35

0,5%

07.06.2017

08:11:00

Форма-2

06.06.2017

08:52:00

"<...>"

06.06.2017

08:52:00

vera

Аукцион № 0373100087417000083, дата проведения — 07.11.2017, НМЦК 10 494 868,00

Победитель ООО «В.А.П.»

ООО «В.А.П.»

10022598,64

4,5%

30.10.2017

10:09

Форма-2

27.10.2017

13:48:00

"<...>"

27.10.2017

13:49:00

Солодовников Андрей

АО «Новатор»

10022598,94

4,5%

30.10.2017

15:42

Форма-2

30.10.2017

09:42:00

"<...>"

30.10.2017

10:27:00

Солодовников Андрей

ООО «Строй-Сити»

Не подавало

30.10.2017

21:22

Форма-2

27.10.2017

13:50:00

"<...>"

30.10.2017

15:24:00

admin

ООО «Асус»

Не подавало

30.10.2017

21:36

Форма-2

26.10.2017

17:13:00

"<...>"

30.10.2017

18:12:00

-

Доказательства заключения и участия в соглашении:

  • АО «Новатор» и ООО «В.А.П.», подав в ходе аукционов с реестровыми №№ 0373100087417000046 и 0373100087417000083 по одному одинаковому ценовому предложению отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы друг с другом. В результате снижение по рассматриваемым аукционам составило 0,5% и 4,5 % от НМЦК. При этом ООО «СТРОЙ-СИТИ» и ООО «АСУС» в ходе участия в аукционе с реестровым № 0373100087417000083 отказались от подачи ценовых предложений;

  • подача заявок осуществлялась в один день с разницей во времени от 4 до 11 часов, при том, что для подачи заявок в аукционе № 0373100087417000046 заказчиком предоставлялось 14 дней, а в аукционе №0373100087417000083 — 22 дня;

  • идентичное содержание файлов заявок, а именно «Форма-2» в части предлагаемых для осуществления ремонтных работ материалов и их характеристик, при том, что заказчиком указанные сведения не стандартизированы и конкретные показатели не предусмотрены;

  • совпадение свойств файлов первых частей заявок, подаваемых ответчиками для участия в аукционах.

При этом, как указано в решении и подтверждено материалами Дела, фактов, указывающих на наличие признаков заключения картельного соглашения ООО «В.А.П.» и АО «Новатор» с ООО «СТРОЙ-СИТИ» и ООО «АСУС», в том числе использование единых учетных записей, не установлено. Также в результате проведенного анализа участия указанных обществ в торгах за период с 01.01.2016 по 14.11.2019 фактов совместного участия ООО «В.А.П.» и АО «Новатор» с ООО «СТРОЙ-СИТИ» И ООО «АСУС» Комиссией Московского УФАС России не установлено.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России в решении по Делу пришла к выводу, что доказательств, указывающих на заключение ООО «В.А.П.» и АО «Новатор» с ООО «СТРОЙ-СИТИ» и ООО «АСУС» ограничивающих конкуренцию картельных соглашений, запрет на которые установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, Комиссией не установлено.

Вместе с тем Комиссией Московского УФАС России в решении по Делу отражено, что анализ банковской документации ООО «В.А.П.» показал наличие устойчивых финансово-хозяйственных взаимосвязей между АО «Новатор» и ООО «В.А.П.».

Кроме того, в решении Московского УФАС России установлено, что в рамках исполнения ООО «В.А.П.» государственного контракта № 03-17-1564-30/39 от 25.12.2017, заключенного по итогам проведения рассматриваемого аукциона с реестровым №0373100087417000083, ООО «В.А.П.» заключило с АО «Новатор» договор субподряда №29/12-17 от 29.12.2017 на сумму 10 022 598,94 руб., предметом которого являлись работы, связанные с ремонтом входной группы и лифтовых холлов по адресу: Бережковская наб., д 24, стр.12.

Комиссией Московского УФАС России были также проанализированы иные аукционы за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, в которых принимали активное участие помимо ООО «В.А.П» и АО «Новатор» различные по составу участников хозяйствующие субъекты и установлено, что в указанных аукционах общество подавало ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов (снижение НМЦК в аукционах в таких случаях составляет от 19% до 72%).

На основании изложенных доказательств Московским УФАС России было принято обжалуемое решение и выданы предписания ответчикам по Делу.

По результатам рассмотрения жалобы АО «Новатор» на решение и предписание Московского УФАС России от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 077/01/11-1573/2019, Апелляционная коллегия установила следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается заключение соглашений (картелей) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Кроме того, в соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3 (далее - Разъяснение Президиума ФАС России №3), факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. В качестве доказательств могут использоваться документы и материалы, полученные с соблюдением требований к порядку и оформлению их получения.

Указанная позиция также находит отражение в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016, где суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Как следует из Решения Московского УФАС России и материалов дела, факт заключения устного картельного соглашения между АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» при участии в аукционах с реестровыми №№ 0373100087417000046, 0373100087417000083 подтверждается следующими доказательствами:

  • поведение АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» в ходе аукционов, выражающееся в подаче по одному ценовому предложению и отказе от дальнейшей конкурентной борьбы;

  • минимальное снижение НМЦК (0,5% и 4,5%);

  • подача заявок на участие в указанных аукционах с минимальной разницей во времени;

  • идентичное содержание файлов заявок;

  • совпадение свойств файлов первых частей заявок в аукционе с реестровым № 0373100087417000046, а также использование единых учетных записей при создании и изменении файлов заявок в аукционе с реестровым № 0373100087417000083;

  • наличие устойчивых финансово-хозяйственных взаимосвязей;

  • наличие между указанными обществами договора субподряда по исполнению государственного контракта, заключенного по итогам проведения аукциона 0373100087417000083;

  • фактическая реализация хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения (картеля), выразившаяся в поддержании цен на торгах.

По мнению Апелляционной коллегии, указанная совокупность доказательств в том числе при наличии факта заключения договора субподряда между АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» по исполнению государственного контракта, заключенного по итогам проведения аукциона, является необходимой и достаточной для установления в действиях АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на аукционе с реестровым № 0373100087417000083.

При этом Апелляционная коллегия отмечает, что материалы Дела не содержат достаточной совокупности доказательств заключения и участия АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» в соглашении, реализация которого могла привести к поддержанию цены на аукционе с реестровым № 0373100087417000046.

Кроме того, выводы, к которым пришло Московское УФАС России при рассмотрении Дела в части признания нарушения при участии в аукционе с реестровым № 0373100087417000083 со стороны АО «Новатор» и ООО «В.А.П.», подтверждаются практикой применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, а также указанные выводы поддерживаются судами.

Аналогичный подход к доказыванию картеля на торгах, а именно оценки косвенных доказательств по делу в совокупности, применен в решении Апелляционной коллегии ФАС России от 14.11.2017 по жалобе АО «Мелиострой» на решение Свердловского УФАС России от 14.07.2017 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 06-04/22 (выводы данного решения подтверждены арбитражными судами по делу № А60-46349/2017); решении Иркутского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 24.02.2015 № 63 (выводы данного решения подтверждены арбитражными судами по делу № А19-2590/2016 вплоть до Верховного Суда Российской Федерации).

В решении Алтайского краевого УФАС России от 31.08.2017 по делу № 3-А/17 проанализирована следующая совокупность косвенных доказательств антиконкурентного соглашения: одновременное использование участниками аукционов одних и тех же IP-адресов при подаче заявок и участии в электронных торгах; наличие между ними устойчивых связей (характер которых исключает их юридическую подконтрольность одному лицу); использование определенной модели поведения на торгах (при совместном участии в торгах и отсутствии иных участников создавали видимость конкурентной борьбы, минимально снижая начальную цену контракта до 0,5 %, что не является типичным для них при участии в аукционах иных участников, где ими применялась иная модель поведения); взаимное получение экономической выгоды при заключении контрактов по наиболее высокой цене. Решение Алтайского краевого УФАС России поддержано судами, признано законным и обоснованным в рамках дела № А02-1841/2017. При этом суды для констатации антиконкурентного соглашения проанализировали косвенные доказательства, не обременяя процесс доказывания обязательным поиском прямого доказательства.

Таким образом, решение Московского УФАС России подлежит изменению в части установления факта заключения устного картельного соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, реализация которого могла привести к поддержанию цен на аукционе с реестровым № 0373100087417000083; исключения признания АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на аукционе с реестровым номером № 0373100087417000046.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа; изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

изменить решение Московского УФАС России от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 077/01/11-1573/2019, изложив пункт 1 в следующей редакции:

«1. Признать АО «Новатор» и ООО «В.А.П.» нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на аукционе в электронной форме с реестровым номером № 0373100087417000083».

 

"<...>"  

 

"<...>"

 

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны