Решение №09/106170/20 Решение о рассмотрении жалобы ООО "Энергобытобслуживание" от 3 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




Самарскому УФАС России


ул. Ерошевского, д. 3А,

г. Самара, 443086


to63@fas.gov.ru


ООО «Энергобытобслуживание»


ул. Никонова, 7, п. Прибрежный,

г. Самара, 443902


energobo@mail.ru


Почтаревой Л.А.


ул. Братьев Коростелевых, д. 86, кв. 2,

г. Самара, 443041


dsarmatr@yandex.ru


Почтареву А.Н.


ул. Братьев Коростелевых, д. 86, кв. 2,

г. Самара, 443041





РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление Самарского УФАС России от 08.07.2020 по делу № 063/04/9.21-236/2020 об административном правонарушении


«14» октября 2020 г. г. Москва


Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков Алексей Сергеевич, рассмотрев жалобу ООО «Энергобытобслуживание» (ИНН 6313039399, 443902, г. Самара, п. Прибрежный, ул. Никонова, 7) (далее - ООО «Энергобытобслуживание») на постановление Самарского УФАС России от 08.07.2020 по делу № 063/04/9.21-236/2020 об административном правонарушении, в присутствии потерпевших Почтаревой Л.А., Почтарева А.Н., которым разъяснены права, предусмотренные статей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в отсутствие законного представителя ООО «Энергобытобслуживание», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы (далее — Жалоба),


УСТАНОВИЛ:


Постановлением Самарского УФАС России от 08.07.2020 по делу № 063/04/9.21-236/2020 об административном правонарушении ООО «Энергобытобслуживание» (ИНН 6313039399, 443902, г. Самара, п. Прибрежный, ул. Никонова, 7), признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Не согласившись с постановлением, ООО «Энергобытобслуживание» обратилось в ФАС России с жалобой, в которой указывает на незаконность постановления.

В ходе рассмотрения жалобы потерпевшие против удовлетворения жалобы возражали.

Исследовав представленные материалы, а также доводы, указанные в жалобе, устанавливая правильность применения Самарским УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и вынесении постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в жалобе, основания для отмены обжалуемого постановления не установлены.

По результатам рассмотрения жалобы и представленных материалов установлено следующее.

Порядок подключения (технологического присоединения) и особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства) к электрическим сетям электрическим регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Почтаревой Л.A. согласно свидетельству о государственной регистрации права 63-АЕ 356236 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, 41 км Красноглинсокого шоссе, № 33, к/н. № 63:01:0304004:685 (далее- объект Почтаревой Л.A.).

Почтареву А.Н. согласно свидетельству о государственной регистрации права 63-АН № 355750 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. 41 км, тов. «Старая Жила», к/н № 63:01:0304004:1291 (далее- объект Почтарева А.Н.).

По заявлению Почтарева Андрея Николаевича и Почтаревой Ларисы Александровны на действия (бездействие) ООО «Энергобытобслуживание», Самарским УФАС России возбужденно дело № 063/04/9.21-791/2019 об административном правонарушении и сетевая организация привлечена к административной ответственности в соответствии со статьей 9.21 КоАП.

В Самарское УФАС России поступило заявление (вх. 660-гр от 25.03.2020 г.) потерпевших Почтарева Андрея Николаевича и Почтаревой Ларисы Александровны на действия (бездействие) ООО «Энергобытобслуживание». Потерпевшие в своем заявлении указывают, что пункт 10.7 и пункт 11.4 в технических условиях к договорам № 71/9 и № 70/19 от 29.11.2019 не соответствует Правилам технологического присоединения.

Самарским УФАС России установлено, что ООО «Энергобытобслуживание» совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП, путем включения в технические условия № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 обязанности потерпевших осуществить монтаж внутренних электросетей с симметричным распределением нагрузки однофазных электроприемников, не предусмотренной пунктом 25(1) Правил технологического присоединения, что также является нарушением абзаца 2 пункта 19 Правил технологического присоединения, который запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами, и проведение проверки выполнения технических условий на территории участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, в нарушении пунктов 16(3), 25(1) Правил технологического присоединения.

Также ранее в отношении ООО «Энергобытобслуживание» по заявлению Почтаревой Л.А. и Почтарева А.Н. было возбуждено дело № 063/04/9.21-791/2019 об административном правонарушении и назначено административное наказание.

Арбитражный суд Самарской области решением от 08.06.2020 по делу № А55-524/2020 отказал в удовлетворении требований ООО «Энергобытобслуживание» о признании незаконным и отмене постановления Самарского УФАС России по делу № 063/04/9.21-791/2019. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19 августа 2020 года по делу А55-524/2020 оставил решение Арбитражного суда Самарской области решение от 08.06.2020 по делу № А55- 524/2020 без изменения.

В 2020 г. Почтарев А.Н. и Почтарева JI.A. обращались в Самарское УФАС России с 10 заявлениями по вопросу осуществления сетевой организацией технологического присоединения принадлежащих им земельных участков.

Из указанного следует, что ООО «Энергобытобслуживание» систематически нарушает императивные нормы Правил технологического присоединения и не проявляет надлежащую заботу по отношению к потребителям- Почтаревой JI.A. и Почтареву А.Н. В результате указанного потерпевшие длительный период времени не могут осуществить технологическое присоединение принадлежащих им энерогопринимающих устройств.

ООО «Энергобытобслуживание» считает, что пункт 10.7 технических условий договоров № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям соответствует требованиям Правил технологического присоединения.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определён Правилами технологического присоединения (в редакции № 71, действующей с 04.07.2019 по 29.12.2019).

Согласно пункту 16(3) Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническим условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;

д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.

Согласно пункту 81 Правил технологического присоединения проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям.

В отношении заявителей, чьи технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), проверка выполнения технических условий осуществляется в соответствии с пунктами 82 - 90 настоящих Правил.

Пунктом 82 Правил технологического присоединения установлено, что проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:

а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил, требованиям технических условий;

б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.

Согласно пункту 83 Правил технологического присоединения мероприятия по проверке выполнения технических условий заявителями с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт включительно (по одному источнику электроснабжения), а также заявителями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, проводятся непосредственно в процессе проведения осмотра электроустановок заявителей.

В соответствии с пунктом 84 Правил технологического присоединения сетевая организация проводит осмотр присоединяемых электроустановок заявителя до распределительного устройства (пункта) заявителя (распределительного устройства трансформаторной подстанции, вводного устройства, вводного распределительного устройства, главного распределительного щита, узла учета) включительно

Верховный суд Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2018 71-КГ 18-3 также указал, что в пункте 16.3 Правил технологического присоединения, установлено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными пункте 14 Правил технологического присоединения (физического лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энер го принимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Подпунктом «г» пункта 25 (1) названных Правил технологического присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил технологического присоединения, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Также Верховный суд Российской Федерации указал в определении от 25.02.2014 АПЛ14-12, что заявитель осуществляет мероприятия, связанные с технологическим присоединением в границах своего участка, который является границей балансовой и эксплуатационной ответственности заявителя. Таким образом, объекты электросетевого хозяйства, строительство которых в соответствии с техническими условиями осуществлялось заявителем на территории своего земельного участка, подпадают под балансовую и эксплуатационную ответственность заявителя, следовательно, это влечет возложение на него ответственности за состояние и обслуживание электроустановок, расположенных на территории его земельного участка.

Постановлением Президиума ВАС 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

ООО «Энергобытобслуживание» пояснило Самарскому УФАС России (вх. № 4479-3 от 15.05.2020) , что подпункт 10.7 технических условий № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 о проверке выполнения заявителем пунктов 11, 12 настоящих ТУ включен в технические условия в соответствии с подпунктом «д» пункта 18, пунктом 81, подпунктом «б» пункта 82, пунктами 83 и 84 Правил технологического присоединения.

Из совокупности пунктов 16(3), 25(1), 18, 81, 82, 84 Правил технологического присоединения, следует, что сетевая организация проводит осмотр присоединяемыхэлектроустановок заявителя до узла учета - комплекта средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества электроэнергии, а также контроль и регистрацию его параметров.

Согласно ТУ № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 г. прибор учета установлен в ШУР-0,4 кВ на приемной опоре на границе земельного участка заявителей.

Таким образом, сетевая организация проводит проверку выполнения заявителями технических условий до границы участков, на которых расположены энергопринимающие устройства заявителей.

Как следует из представленной переписки между ООО «Энергобытобслуживание» и потерпевшими, сетевая организация пыталась получить допуск на территорию земельных участков потребителей, тем самым нарушая нормы пунктов 16(3), 25(1) Правил технологического присоединения.

Следовательно, ООО «Энергосбытобслуживание» нарушены пункты 16(3), 25(1) Правил технологического присоединения.

По доводу ООО «Энергобытобслуживание», что пункт 11.4 технических условий договоров № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям соответствует требованиям Правил технологического присоединения.

В подпункте 11.4 технических условий № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 г., установлено, что заявители осуществляют монтаж внутренних электросетей с симметричным распределением нагрузки однофазных электроприемников.

Согласно пункту 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Указанная норма является императивной. Перечень мероприятий, установленных в пункте 25 (1) Правил технологического присоединения закрытым.

В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энерго принимающие устройства заявителя.

ООО «Энергобытобслуживание» пояснило (вх. № 4479-3 от 15.05.2020), что подпункт 11.4 технических условий № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 предотвращает несимметрию напряжения (перекос фаз) в сетях заявителя. Данный пункт включен в технические условия сетевой организацией на основании ГОСТа 32144-2013 и ГОСТа 33073-2014 в целях соответствия показателей качества электрической энергии в сетях заявителя нормативам, обеспечения надежной и безаварийной работы энергопринимающих устройств заявителя.

Специальные требования по монтажу внутренних электросетей с симметричным распределением нагрузки однофазных электроприемников, Правилами технологического присоединения не установлены. Указанное условие может повлечь для потерпевших дополнительные затраты.

При этом ГОСТ 32144-2013 устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц. А ГОСТ 33073-2014 устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии (ЭЭ) в точках передачи/поставки ЭЭ пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества ЭЭ нормам, установленным в ГОСТ 32144, условиям договоров на поставку ЭЭ и/или на оказание услуг по передаче ЭЭ.

Таким образом, указанные государственные стандарты не распространяются на потребителей.

Пунктом 19 Правил технологического присоединения установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, не допускается.

Условия технологического присоединения к электрическим сетям являются обязательными для обеих сторон, как для сетевой организации, так и для заявителя.

Мероприятия необходимые для подключения описаны в выдаваемых технических условиях.

Технические условия, это «односторонний» документ - его условия формулируются и устанавливаются ресурсоснабжающей организацией, а не потребителем.

Для потребителя, технические условия обязательны к исполнению под угрозой, в случае их невыполнения, - не подписания акта об осуществлении технологического присоединения и соответственно не осуществления технологического присоединения и невозможности поставки электрической энергии.

Технические условия № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 императивно указывают на необходимость и обязательность потерпевших осуществить монтаж внутренних электросетей с симметричным распределением нагрузки однофазных электроприемников, что не предусмотрено императивными нормами Правил технологического присоединения, тем самым сетевая организация возлагает на потерпевших дополнительные затраты.

Следовательно, ООО «Энергосбытобслуживание» нарушен пункт 25(1) и пункт 19 Правил технологического присоединения.

Общество ссылается на письмо ФАС России исх. от 08.12.2016 № ВК/85190/16; решение Краснодарского УФАС России по делу № 380/2016; постановление Омского УФАС России по делу № АП-04-06/30-2018 где установлено, что способ осуществлении технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно, что не отменяет обязанность сетевой организации как субъекта естественной монополии, профессионального участника, соблюдать императивные требования пункта 19 и пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

При этом, ООО «Энергобытобслуживание» в своем заявлении о признании незаконным и отмене постановления по делу № 063/04/9.21-236/2020 об административном правонарушении не оспаривает нарушение пункта 19 Правил технологического присоединения.

ООО «Энергобытобслуживание» считает, что Самарское УФАС России и потерпевшие не являются профессиональными участниками товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, не обладают необходимыми техническими знаниями и поэтому не вправе решать какие мероприятия надо выполнить потерпевшему и заявителю при технологическом присоединении, а какие нет.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП.

Согласно пункту 6 Приказа ФАС России от 23.07.2015 649/15 территориальный антимонопольный орган осуществляет контроль: за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о естественных монополиях; за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии на территории региона, занимающих исключительное положение на указанных рынках.

Как указывалось ранее, способ осуществлении технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно, что не отменяет обязанность сетевой организации как субъекта естественной монополии, профессионального участника, соблюдать императивные требования пункта 19 и пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

ООО «Энергобытобслуживание» нарушило указанные императивные требования.

Почтарев А.Н. и Почтарева Л.A. не являются профессиональными участниками товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, а, следовательно, ООО «Энергобытобслуживание» в соответствии со своим статусом сетевой организации должно проявлять надлежащую заботу по отношению к потребителям. Вместо этого сетевая организация пренебрежительно относится к исполнению своих публично - правовых обязанностей.

По доводу ООО «Энергобытобслуживание», что ранее при рассмотрении дела № 063/04/9.21-791/2019 об административном правонарушении Самарским УФАС России, а также Арбитражным судом Самарской области при рассмотрении дела № А55-524/2020 была дана правовая оценка договорам № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и техническим условиям.

Договоры № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия к указанным договорам не были предметами рассмотрения дела № 063/04/9.21-791/2019.

Самарским УФАС России и судом первой инстанции сделан вывод, что в связи с вменяемым в деле № 063/04/9.21-791/2019 нарушением (направление проектов договоров, не соответствующих утвержденной типовой форме), сетевая организация направила в адрес потерпевших договоры, соответствующие типовой форме.

В связи с поданным Почтаревым А. Н. и Почтаревой JI. А. на действия (бездействие) ООО «Энергобытобслуживание». Потерпевшие в своем заявлении указывают, что в технических условиях № 71/9 и № 70/19 от 29.11.2019 пункт 10.7 и пункт 11.4 ТУ не соответствует Правилам технологического присоединения, Управление рассмотрела технические условия к договорам № 71/19 и № 70/19 от 29.11.2019 об осуществлении технологического присоединения и установило не соответствие указанных технических условий Правилам технологического присоединения.

При вынесении постановления были учтены все обстоятельства дела. При производстве по делу Самарским УФАС России нарушений, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

Материалами дела № 063/04/9.21-236/2020 установлена и доказана вина ООО «Энергобытобслуживание» в совершении административного правонарушения.

По доводу сетевой организации об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, Самарское УФАС России сообщает следующее.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Часть 1 статьи 9.21 КоАП предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом правонарушения по статье 9.21 КоАП являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в том числе, в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Энергобытобслуживание» предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований закона в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения ООО «Энергобытобслуживание» приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, ООО «Энергобытобслуживание» не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО «Энергобытобслуживание» к исполнению своих публично - правовых обязанностей.

Из вышесказанного следует, что Самарское УФАС России полно и всесторонне исследовало представленные доказательства, установило все имеющие значение для дела обстоятельства, сделало правильные выводы по существу дела, а также не допустило при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,


Р Е Ш И Л:


Постановление постановление Самарского УФАС России от 08.07.2020 по делу № 063/04/9.21-236/2020 об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу ООО «Энергобытобслуживание» без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.



Заместитель

начальника

Правового

управления









А.С. Крюков






Исп. Дабижа Станислав Викторович

тел. 8(499)755-23-23 вн. 097-359

2020-115366(1)




Связанные организации

Самарское УФАС России
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129
Почтарева Л.А.
ИНН , ОГРН
ООО "Энергобытобслуживание"
ИНН 6313039399, ОГРН 1026300841577
Почтарев А.Н.
ИНН , ОГРН