Решение №СП/105270/21 Решение по жалобе АО "Гидроремонт-ВКК" на решение Хакасского... от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «19» ноября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «26» ноября 2021 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>»; «<...>»,

в присутствии (по видео-конференц-связи): от АО «Гидроремонт-ВКК»: «<...>» (по доверенности); ООО «Строительная компания Строй Лайн»: «<...>» (по доверенности); от Хакасского УФАС России: «<...>»; АО «Федеральная гидрогенерирующая компания-РусГидро» надлежащим образом уведомлено о рассмотрении, представителей для участия в заседании не заявило,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу
АО «Гидроремонт-ВКК» на решение Хакасского УФАС России от 16.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 019/01/11-105/2021 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступили жалоба АО «Гидроремонт-ВКК» (далее соответственно — Жалоба, Заявитель) на решение Хакасского УФАС России от 16.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 019/01/11-105/2021 (далее — Решение, Дело).

Решением по Делу ООО СК «Стройлайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах (открытый конкурс в электронной форме № 31806621281 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС)).

Заявитель с вынесенным решением Хакасского УФАС России не согласен и просит его отменить.

Доводы Заявителя изложены в Жалобе, в частности, Заявитель АО «Гидроремонт-ВКК» считает, что косвенные доказательства, установленные Хакасским УФАС России, не свидетельствуют о заключении ограничивающего конкуренцию соглашения между ООО Строительная компания «Стройлайн» и АО «Гидроремонт-ВКК».

В ходе рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с Приказом Хакасского УФАС России от 05.02.2021 № 8 в отношении ООО Строительная компания «Стройлайн», АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в поддержании цен на торгах (открытый конкурс в электронной форме 31806621281 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС)).

В рамках рассмотрения Дела Хакасским УФАС России установлено следующее.

19.06.2018 организатором конкурса (ПАО «РусГидро»), действующим на основании агентского договора по организации и проведению конкурентных закупочных процедур, заключенного между АО «РГС» и ПАО «РусГидро» размещено извещение № 31806621281 о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена договора 58 240 830 рублей 88 копеек.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 17.08.2018 поступило всего 4 заявки: заявки ООО «Орион», ООО «Центрстрой» отклонены; заявки АО «Гидроремонт-ВКК», ООО СК «СтройЛайн» признаны соответствующими условиям документации о закупке и приняты к дальнейшему рассмотрению.

Участники закупки – ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК» допущены к участию в переторжке заявки. Шаг переторжки: 0,1 - 5 % от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС. Переторжка назначена на 12:00 (мск) 23.08.2018.

23.08.2018 АО «Гидроремонт-ВКК» при переторжке заявки улучшило свое ценовое предложение на 0,1 % и было признано победителем закупки (протокол Закупочной комиссии от 08.10.2018).

Согласно протоколу о результатах преддоговорных переговоров по итогам проведенной закупки способом открытый одноэтапный конкурс в электронной форме на право заключения договора «Ремонт и антикоррозийная защита гидромеханического оборудования» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС) от 03.12.2018 ПАО «Русгидро» и АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» достигли следующих договоренностей, которые учтены в договоре, право на заключение которого является предметом закупки: стоимость заявки АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» на право заключения договора «Ремонт и антикоррозийная защита гидромеханического оборудования» составила 48 717 823,00 рублей без учета НДС.

По результатам открытого одноэтапного конкурса, проведенного в электронной форме, между ПАО «Русгидро» и АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» 17.12.2018 заключен договор № 1-РЕМ-2018 «Ремонт и антикоррозийная защита гидромеханического оборудования».

Из решения Хакасского УФАС России следует, что в результате телефонных переговоров должностных лиц участников закупки № 31806621281 - «<...>» и «<...>» была достигнута договоренность о поведении ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» при проведении переторжки при участии в открытом конкурсе, что подтверждается материалами уголовного дела, поступившими в Хакасское УФАС России письмом СУ МВД России по Республике Хакассия от 28.03.2020 исх. № 34/0095.

По мнению Хакасского УФАС России, договоренность состояла в том, что ООО «СК «СтройЛайн» при проведении переторжки не снижает ранее поданную цену своего предложения, что позволяет АО «Гидроремонт-ВКК» без риска проигрыша в закупке снизить цену своего предложения на минимальный шаг переторжки и победить в закупке с максимально возможной ценой.

В решении по делу также отражено, что ответчики не привели доводы, свидетельствующие о наличии разумных экономических и (или) обусловленных законодательством (в том числе отраслевым регулированием) причин в достижении соответствующих договоренностей между участниками рассматриваемого антиконкурентного соглашения.

По мнению Хакасского УФАС России, применение выработанной стратегии повлекло извлечение выгоды из картеля его участниками (АО «Гидроремонт-ВКК» признано победителем по цене, наиболее приближенной к начальной (максимальной) цене контракта, с ним заключен контракт).

В рамках рассмотрения Дела Хакасским УФАС России установлена совокупность косвенных доказательств, указывающая на заключение и реализацию ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» антиконкурентного соглашения при участии в Аукционах, в частности, единая стратегия поведения участников соглашения, выводы эксперта, указанные в заключении эксперта Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Хакассия № 4/156 от 03.07.2020.

На основании изложенного, Хакасское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» факта нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения Жалобы Заявителя на решение Хакасского УФАС России от 16.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 019/01/11-105/2021 Апелляционная коллегия установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами — конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения.

Для установления факта заключения антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо доказать совокупность следующих обстоятельств: факт достижения (заключения) хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения, наличие последствий в виде снижения, поддержания или повышения цены на торгах либо возможность их наступления.

При отсутствии одного из необходимых элементов состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, квалификация действий лица по делу о нарушении антимонопольного законодательства в качестве нарушения запрета на заключение антиконкурентного соглашения на торгах, которое привело к поддержанию цены, является незаконной.

Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10, у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Также согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона, в силу закона предполагается.

Вместе с тем, указанное не означает отсутствие необходимости доказывания наличия антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами.

Согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Аналогичная позиция отражена в Разъяснениях № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3 (далее - Разъяснение Президиума ФАС России № 3), согласно которой факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Также, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 отражено, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Как следует из Решения Хакасского УФАС России и материалов Дела, факт заключения антиконкурентного соглашения между ООО СК «Стройлайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» при участии в открытом конкурсе установлен лишь на основании анализа фактического поведения ООО СК «Стройлайн» и АО «Гидроремонт-ВКК».

По мнению Хакасского УФАС России, указанными лицами в результате телефонных переговоров была достигнута договоренность о поведении ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» при проведении переторжки при участии в открытом конкурсе, что подтверждается материалами уголовного дела, поступившими в Хакасское УФАС России письмом СУ МВД России по Республике Хакассия от 28.03.2020 исх. № 34/0095, а также выводами эксперта, указанными в заключении эксперта Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Хакассия № 4/156 от 03.07.2020.

Вместе с тем Апелляционная коллегия, проанализировав материалы Дела, не соглашается с выводами Решения Хакасского УФАС России о доказанности достигнутой договоренности ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» о поведении при проведении переторжки при участии в открытом конкурсе на основании следующего.

Установлено, что в материалах Дела имеется заключение экспертизы Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Хакассия, проведенной в рамках уголовного дела, в котором сделан вывод, что в стенограммах телефонных разговоров между «<...>» и «<...>» (должностными лицами ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК») «вероятно» имеется наличие договоренности по поводу совместной переторжки, однако установить условия этой договоренности контекст содержания разговоров не позволяет.

В материалах Дела также имеется заключение специалиста Российского экспертного фонда «ТЕХЭКО» от 28.07.2021 №14237/Ц по результатам лингвистического исследования, в котором указано, что в речевых событиях, зафиксированных в стенограммах аудиозаписей телефонных разговоров от 10.07.2018 и 22.08.2018 отсутствуют лингвистические и психологические признаки договоренности между коммуникантами («<...>» и «<...>»).

Таким образом, Апелляционная коллегия считает, что сделать вывод о наличии (отсутствии) в результате телефонных переговоров достигнутой договоренности о поведении ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» при проведении переторжки не представляется возможным, в том числе ввиду неоднозначности выводов, указанных в заключении эксперта Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Хакассия № 4/156 от 03.07.2020, а также заключении специалиста Российского экспертного фонда «ТЕХЭКО» от 28.07.2021 №14237/Ц.

Апелляционная коллегия отмечает, что содержание приведенных стенограмм, являвшихся предметом экспертных исследований, само по себе однозначно не свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения, предметом которого являлось бы поддержание цен на торгах, в связи с чем указанное доказательство в форме записи переговоров не может являться прямым доказательством факта нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в рамках рассматриваемого Дела.

По мнению Апелляционной коллегии, необходимая совокупность доказательств, которая могла бы свидетельствовать о наличии антиконкурентного соглашения, в рассматриваемом деле отсутствует. При этом само по себе бездействие одного из участников конкурсной процедуры не может свидетельствовать о заключении антиконкурентного соглашения, запрет на которое установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в отсутствие иных доказательств (прямых или совокупности косвенных доказательств).

С учетом исследования всех обстоятельств по Делу, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что описанная в решении совокупность доказательств не является достаточной для установления в действиях ООО Строительная компания «Стройлайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем решение Хакасского УФАС России от 16.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 019/01/11-105/2021 нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Согласно части 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

отменить решение Хакасского УФАС России от 16.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 019/01/11-105/2021.

 

Председатель

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

«<...>»

 

 

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

 

 

______________

 

«<...>»

 

 

Члены Апелляционной коллегии:

 

______________

 

 

______________

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны