Решение №09/70813/19 Решение по жалобе <...> на определение Кемеровского УФАС Рос... от 15 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы <...> на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2018 № 03/10676

 

19 июля 2019 г. Москва

 

Я, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев жалобу <...> (далее — <...>) на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2018 № 03/10676 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Грин Хаус» (далее — ООО «УК «Грин Хаус») (адрес: ул. Орджоникидзе, д. 35, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654007; ИНН 4217053647, КПП 421701001, ОГРН 1024201467070; дата регистрации в качестве юридического лица — 01.10.2002) и общества с ограниченной ответственностью «Высота 35» (далее — ООО «Высота 35»)(адрес: ул. Орджоникидзе, д. 35, офис 303, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654007; ИНН 4217187464, КПП 421701001, ОГРН 1184205001166; дата регистрации в качестве юридического лица — 24.01.2018), вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее — Кемеровское УФАС России), в отсутствие законного представителя ООО «УК «Грин Хаус», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в отсутствие законного представителя ООО «Высота 35», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в отсутствие <...>, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, (далее — Жалоба),

 

УСТАНОВИЛ:

 

<...> (далее - Заявитель) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с жалобой определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2018 № 03/10676 в отношении ООО «УК «Грин Хаус» и ООО «Высота 35» (далее — Определение), в которой просит определение отменить.

Согласно представленным Кемеровским УФАС России сведениям, <...> обратилась в Кемеровское УФАС России с заявлением о наличии в действиях ООО «УК «Грин Хаус» и ООО «Высота 35» признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также признаков нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания таких услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа), выразившегося в необоснованном отключении энергопринимающих устройств, расположенных в принадлежащем <...> нежилом помещении по адресу: г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 35, пом. 1503 (далее — Объект) и признаков нарушения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении), выразившегося в воспрепятствовании транспортировки воды по водопроводным сетям путем отключения от холодного водоснабжения Объекта.

По результатам рассмотрения заявления <...> Кемеровским УФАС России вынесено обжалуемое определение от 31.10.2018 № 03/10676 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (далее - Определение).

Не согласившись с вынесенным Определением, <...> обратилась в ФАС России с жалобой.

Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Определения, устанавливая правильность применения Кемеровским УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления и вынесении Определения, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Определении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, основания для удовлетворения Жалобы и отмены Определения Кемеровского УФАС России не установлены.

Согласно представленным материалам, <....> является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 35, пом. 15-го этажа (часть отдельно стоящего здания), общей площадью 294,8 кв.м., кадастровый номер <...> :5:30:05:18:35:0:8073:0:0.

Между <...> и ООО «Водоканал» заключен договор № 5958 холодного водоснабжения и водоотведения от 15.03.2018 для водоснабжения и водоотведения Объекта (далее — договор № 5958).

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к Договору № 5958 границей раздела по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации ВКХ для нежилого помещения 15-го этажа является:

    • водопровод:

      Водоканал: содержит водопровод d-400 мм по ул. Орджоникидзе, через колодец ВК-1.

      Абонент: границы содержания согласовать с управляющей компанией.

    • канализация:

      Водоканал: содержит дворовую канализацию жилых домов № 46, № 48 по ул. Орджоникидзе, через колодец КК-1;

      Абонент: границы содержания согласовать с управляющей компанией.

Между <...> и ООО «ЭК СибМайнинг» заключен договор энергоснабжения № 190379-ЭН от 01.04.2018 для энергоснабжения Объекта (далее — Договор № 190379-ЭН).

Согласно приложению № 7.2 к договору № 190379-ЭН приборы учета установлены в р/щ 0,4-кВ вентиляционной камеры 16-го этажа и в р/щ 0,4-кВ помещения № 1503 г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 35, при этом указано, что собственником данных приборов учета является ООО «УК «Грин Хаус».

ООО «ЭК СибМайнинг» письмом № 2193 от 06.08.2018 сообщило <...>, что договор № 190379-ЭН расторгнут, так как ранее между ИП Ивановым (доверительным управляющим <...>) и ООО «УК «Грин Хаус» заключен договор оказания услуг, в связи с чем, у ООО «ЭК СибМайнинг» отсутствует право распоряжаться электрической энергией и мощностью.

В соответствии с абзацем 6 пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения № 442) в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

До заключения вышеуказанных договоров водоотведение, водоснабжение и подача электроэнергии Объекта осуществлялось на основании договора № 817/17 от 01.01.2017 оказания услуг коммунально-бытового назначения, заключенного ИП Ивановым Олегом Евгеньевичем (доверительным управляющим <...>) и ООО «УК «Грин Хаус» (далее — договор оказания услуг).

Согласно пункту 2.1. Договора оказания услуг ООО «УК «Грин Хаус» предоставляет ИП Иванову условия для пользования коммунальными услугами, проводит работы, обеспечивающие содержание помещения и мест общего пользования горячей и холодной водой, приемом сточных вод; обеспечение снабжения мест общего пользования электрической, тепловой энергией; учет отпуска электроэнергии, тепла; обслуживание лифтов; вывоз снега и мусора.

В соответствии с пунктом 3.1. Договора оказания услуг ИП Иванов оплачивает свою часть расходов на коммунальные и прочие услуги ООО «УК «Грин Хаус» в сумме, установленной Приложением № 2, являющимся неотъемлемой частью Договора оказания услуг. При наличии приборов учета оплата за потребленное электроснабжение и водоснабжение производится по приборам учета и плюс дополнительно 5 %.

Ежемесячно до 10 числа ИП Иванов оплачивает ООО «УК «Грин Хаус» свою часть расходов за коммунальные и прочие услуги за текущий месяц и расходы за потребленное электроснабжение и водоснабжение (на основании показаний приборов учета и плюс дополнительно 5 %), потребленных в предшествующем месяце (пункт 3.6 Договора оказания услуг).

Согласно пункту 4.1. договора № 817/17 от 01.01.2017, если просрочка платежей (или просрочка части платежей), предусмотренных пунктом 3.1. договора, за пользование коммунальными услугами составляет более 10 дней, то ООО «УК «Грин Хаус» в одностороннем порядке имеет право произвести отключение электроэнергии, холодной и горячей воды и других коммунальных услуг после письменного предупреждения.

Согласно имеющемуся в представленных материалах ответу ООО «УК «Грин Хаус» отключение электрической энергии произведено на основании пункта 4.1 Договора оказания услуг, уведомление об отключении получено <...>.

Договор предоставления услуг действовал в период с 01.01.2017 по 31.07.2018, до избрания в качестве управляющей компании ООО «Высота 35».

Согласно Протоколу № 1 внеочередного общего собрания собственниками помещений в здании, расположенном по адресу: г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 35, был выбран способ управления зданием — управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ООО «Высота 35».

Для оказания коммунальных услуг собственникам помещений здания ООО «Высота 35» с ресурсоснабжающими организациями заключены договоры энергоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения от 01.08.2018.

18.09.2018 ООО «Высота 35» направило в адрес <...> письмо с приложением (в двух экземплярах) договора № 18 от 01.08.2018 оказания услуг по содержанию здания, акта об установлении границ обслуживания и ответственности за состояние сетей и электрооборудования от 01.08.2018, а также акта разграничения эксплуатационной ответственности.

Согласно пункту 6.8 Договора № 18 оплата за электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, потребленное в целях содержания общего имущества, определяется на основании приборов учета, установленных на вводе в Здание, рассчитывается в порядке: (объем фактического потребления в Здании по общедомовому прибору учета «минус» объем фактического потребления по индивидуальным приборам учета)/17108 кв.м (общая полезная площадь Здания) х 294,8 кв.м (полезная площадь помещений Собственника).

В части обеспечения Собственника услугами тепло-, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения счет перевыставляется Исполнителем на основании выставленных счетов энергоснабжающих организаций по данным приборов учета (пункт 7.12 Договора № 18).

Согласно Акту о разграничении эксплуатационной ответственности к Договору № 18 границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным, канализационным сетям, ГВС и пожаротушения Собственником и исполнителем является:

    • водопровод:

      Исполнитель: магистральный стояк водопровода в венткамере №1, подводка от стояка до контрольного крана.

      Собственник: контрольный кран в венткамере № 1, приборы учета, разводящие подводки и сантехническое оборудование.

Согласно Акту об установлении границ обслуживания и ответственности за состояние сетей и электрооборудования к Договору № 18 (Приложение № 2) границей раздела являются контактные соединения силовых кабелей 0,4 кВ от автоматического выключателя С40А.

К эксплуатационной ответственности ООО «Высота 35» относятся:

    • кабельные линии: КЛЭП-6кВ от РУ-6Кв ПС 35/6 кВ № 5 «Новая» до РУ-6кВ РП-31 ООО «Грин» по ул. Орджоникидзе, 35;

    • подстанции: РП-31 ТМ-2х1000кВА;

    • электрощитовая: ПР-1 16 этаж — С40А.

К эксплуатационной ответственности Заявителя относятся:

    • кабельные линии: отходящие эл/кабели 0,4 кВ от нижних клемм автоматического выключателя С40А;

    • контрольный учет: № 04785624.

Данное письмо ООО «Высота 35» было получено <...>, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Согласно сведениям, полученным Кемеровским УФАС России от ООО «Высота 35», акты разграничения ответственности в адрес ООО «Высота 35» не возвращались.

Как следует из заявления <...>, направленного в Кемеровское УФАС России, в принадлежащем ей нежилом помещении с 09.07.2018 отсутствует подача холодной воды и электроэнергии,

Согласно Акту от 03.08.3018, составленному ООО «Водоканал» в присутствии <...> и представителя ООО «Высота 35» на вводе в здание питьевая вода подается, претензий по напору воды нет. В помещении № 1503 абонента <...> в точках водопотребления питьевая вода отсутствует. Причина во внутридомовых сетях. В иных помещениях 15-го этажа питьевая вода подается бесперебойно.

Согласно части 3 статьи 11 Закона о водоснабжении собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 21.02.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Согласно части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Ответственность за нарушение Правил недискриминационного доступа и за препятствование собственником или иным законным владельцем сетей транспортировке воды по по их водопроводным сетям установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Согласно Жалобе, нарушение со стороны ООО «УК «Грин Хаус» и ООО «Высота 35» выразилось в прекращении холодного водоснабжения и электроснабжения Объекта.

В Жалобе <...> указывает, что «Высота 35», оказывая услуги по транспортировке (распределению) воды по своим сетям, является субъектом естественной монополии.

Указанный довод Жалобы является подлежит отклонению ввиду следующего.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК.

Согласно части 1 статьи 290 собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК) общее имущество в многоквартином доме принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, которые владеют, пользуются им и в установленных ЖК и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

На основании системного толкования вышеуказанных норм права следует вывод, что лицо, заключившее договор на обслуживание (управление) многоквартирным домом, не приобретает права владения и распоряжения общим имуществом такого многоквартирного дома, в том числе объектами электросетевого хозяйства и водопроводными сетями, которое действующими законодательством закреплено за собственниками.

В диспозиции части 1 статьи 9.21 КоАП административная ответственность за препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа установлена для собственников либо иных законных владельцев водопроводных сетей и электросетевого хозяйства.

Как следует из представленных материалов, ООО «УК «Грин Хаус» и ООО «Высота 35» не являются сетевыми организациями, а также субъектами естественной монополии, не являются собственниками либо иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства и водопроводных сетей в здании, расположенном по адресу: г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 35, поскольку действуют на основании полномочий, предоставленных собственниками помещений в торговом центре, в связи с чем на них не распространяются требования Правил недискриминационного доступа и части 3 статьи 11 Закона о водоснабжении.

Согласно имеющемуся в материалах дела Акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2018 по 28.09.2018 между ООО «УК «Грин Хаус» и ИП Ивановым О.Е. по договору № 817/17 от 01.01.2017 оказания услуг коммунально-бытового назначения установлено наличие задолженности доверительного управляющего ИП Иванова О.Е. по оплате коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения жалобы также установлено, что на рассмотрении Арбитражного суда Кемеровской области находится дело № А27-25362/2018 по иску ООО «Высота 35» к ИП Мартюшовой Е.Ю., ИП Иванову О.Е., который мотивирован неисполнением <...> как собственником и <....> как доверительным управляющим имущества <...>, в том числе помещения в нежилом здании, расположенном по адресу: г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, дом 35, обязанности по оплате услуг по содержанию общего имущества здания, расходов на общедомовые нужды по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, задолженности по оплате агентского вознаграждения.

Из изложенного следует, что между сторонами имеется спор гражданско-правового характера, рассматриваемый в судебном порядке.

Таким образом, Кемеровским УФАС России сделан правильный вывод о том, что дело в отношении ООО «УК «Грин Хаус» и ООО «Высота 35» об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП не может быть возбуждено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу статьи 24.5 КоАП для прекращения производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

Р Е Ш И Л:

 

Определение Кемеровского УФАС России от 31.10.2018 № 03/10676 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «УК «Грин Хаус» и ООО «Высота 35» оставить без изменения, жалобу <...> без удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

Начальник

Правового

управления

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Молчанов

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Высота 35"
ИНН 4217187464, ОГРН 1184205001166
ООО "Управляющая компания "Грин Хаус"
ИНН 4217053647, ОГРН 1024201467070
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799