Решение №09/50327/19 Решение об отмене определения Тверского УФАС России по жалоб... от 17 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на определение Тверского УФАС России от 15.03.2019

об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

 

 

07 июня 2019 г. г. Москва

 

Я, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев жалобу <...> (далее — <...>) на определение от 15.03.2019 № 03-5/1-1083ЛП об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» (адрес: ул. Фурманова, 12/4, г. Тверь, 170026, ИНН 6900000364, КПП 695201001, ОГРН 1026900564129; дата регистрации в качестве юридического лица - 18.11.1993) (далее — АО «Газпром газораспределение Тверь», Общество), вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее — Тверское УФАС России), в отсутствие <...> и законного представителя АО «Газпром газораспределение Тверь», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителя <...> - <...>, действующего по доверенности от 25.08.2018 № 69 АА 2093845,

 

УСТАНОВИЛ:

 

<...> обратилась в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с жалобой на определение Тверского УФАС России от 15.03.2019 № 03-5/1-1083ЛП об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» (далее — Определение), в которой просит определение отменить и направить заявление на новое рассмотрение.

В заседании представитель <...> поддержал доводы, изложенные в Жалобе.

Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Определения, устанавливая правильность применения Тверским УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления и вынесении Определения, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Определении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, установлены основания для удовлетворения Жалобы и отмены Определения Тверского УФАС России.

Как следует из информации и материалов по рассмотрению заявления <...>, представленной Тверским УФАС России, 30.10.2018 <...> обратилась в АО «Газпром газораспределение Тверь» с заявлением об осуществлении технологического присоединение к сетям газоснабжения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский р-он, д. Власьево, ул. Полевая, д. 8.

Технологическое присоединение <...> просила осуществить через газовую сеть, принадлежащую <...>. К заявлению было приложено согласие <...> на подключение к принадлежащей ей газовой сети.

АО «Газпром газораспределение Тверь» письмом от 06.11.2018 № 17/6328 направило Договор о подключении (технологическом присоединении) № ТОГ-Тв-Д-06523 от 06.11.2018 г. (далее - Договор № ТОГ-Тв-Д-06523 от 06.11.2018 г.).

<...> не согласилась с условиями Договора № ТОГ-Тв-Д-06523 от 06.11.2018 г. в части стоимости оплаты услуг, и письмом от 12.11.2018 просила пересчитать стоимость технологического присоединения, оставив, при этом, договор неподписанным.

Рассмотрев письмо <...> от 12.11.2018, АО «Газпром газораспределение Тверь» отказало в пересчете стоимости услуг, заявив об отсутствии соответствующих оснований.

Указанный отказ стал основанием для обращения 16.01.2019 <...> в Тверское УФАС России с жалобой на действия АО «Газпром газораспределение Тверь».

Рассмотрев указанное обращение Тверское УФАС России определением от 15.03.2019 № 03-5/1-1083ЛП отказало в возбуждении дела об административном нарушении.

В обосновании отказа Тверское УФАС России указывает, что исходя из требований пункта 26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 27.12.2017 № 560-нп для АО «Газпром газораспределение Тверь» установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Тверской области на 2018 г. в размере 44042,98 руб. с учетом НДС.

При указанных обстоятельствах, действия АО «Газпром газораспределение Тверь» при определении величины платы за технологическое присоединение не нарушают требований Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения) и в действиях последнего при определении величины платы за технологическое присоединение отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), вышестоящее должностное лицо не связано доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.11 КоАП лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Таким образом при рассмотрении жалобы <...>, с учетом имеющейся информации, полученной от АО «Газпром газораспределение Тверь», Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области надлежало установить все обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела, в том числе дать правовую оценку требованиям, изложенным в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 01.11.2018 № 04/6290 (далее — Технические условия № 04/6290).

Согласно пункту 32 Правил подключения исполнитель определяет технические условия:

а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения;

б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения;

в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Пунктом 34 Правил подключения установлено, что в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления. В случае если строительство газопровода от сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента осуществляется исполнителем по земельному участку основного абонента, к запросу о предоставлении технических условий, заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагается согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке.

Согласно пункту 28 Правил подключения технические условия должны содержать следующие данные:

а) максимальная нагрузка (часовой расход газа);

б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям;

в) срок действия технических условий;

г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;

д) характеристика существующей сети газораспределения в точке присоединения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

Пунктом 75 Правил подключения установлено, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:

а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);

в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).

Кроме того, в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил подключения технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору о подключении, составляются в соответствии с типовыми формами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713.

В ходе рассмотрения жалобы и изучения Технических условий № 04/6290 на предмет их соответствия требованиям пунктов 28, 75 Правил подключения, а также типовой форме технических условий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713, выявлены признаки следующих нарушений:

1. В Технических условиях № 04/6290 не указан конкретный срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, а также срок действия технических условий, как этого требуют Правила подключения и Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713.

2. В разделе «Общая информация» Технических условий № 04/6290 установлено обязательство Заказчика заключить договор на ведение строительного контроля (технического надзора) за качеством выполнения строительно-монтажных работ. Однако ни Правилами подключения, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713 не установлена обязанность Заявителя заключить договор на ведение строительного контроля (технического надзора) за качеством выполнения строительно-монтажных работ.

В соответствии с пунктом 104 Правил подключения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами подключениями.

Учитывая отсутствие информации о сроках подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, сроках действия технических условий, в совокупности с закреплением в Технических условиях № 04/6290 незаконного требования к Заявителю, такие действия АО «Газпром газораспределение Тверь» при формировании Технических условий № 04/6290 являются нарушением Правил подключения.

В соответствии со статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение Правил подключения образует состав административного правонарушения и влечет наступление административная ответственности.

Так, согласно части 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, Тверское УФАС России в письме от 25.04.2019 поясняет, что мотивированный отказ <...> от подписания договора не содержал требование об изменении технических условий. Протокол разногласий к техническим условиям <...> направила в адрес АО «Газпром

 

 

газораспределение Тверь» лишь 16.01.2019, т.е. за пределами срока, установленного пунктом 78 Правил, когда ее заявка признается аннулированной. При этом на момент обращения <...> в адрес Тверского УФАС России отсутствовал ответ АО «Газпром газораспределение Тверь» на протокол разногласий и не истек срок его рассмотрения, в связи с чем отсутствовали основания рассматривать действия АО «Газпром газораспределение Тверь» как запрещенное пунктом 104 Правил навязывание услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами. С данным выводом нельзя согласиться ввиду следующего.

Статья 9.21 КоАП имеет формальный состав, что предусматривает отсутствие необходимости доказывания в процессе рассмотрения такой категории дел последствий, к которым привело или может привести данное нарушение, в связи с чем то обстоятельство, что <...> направила в адрес АО «Газпром газораспределение Тверь» Протокол разногласий к техническим условиям лишь 16.01.2019, т.е. за пределами срока, установленного пунктом 78 Правил, когда ее заявка признается аннулированной, не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации для вывода о доказанности состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 9.21 КоАП.

Таким образом, действия (бездействие) АО «Газпром газораспределение Тверь», выразившиеся в нарушении Правил подключения в части включения в Технические условия обязательств, не предусмотренных Правилами подключения, нарушают требования 104 Правил и содержат признаки нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП.

Поскольку заявление <...>, направленное в Тверское УФАС России, содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП и которые не получили оценки при рассмотрении заявления <...> Тверским УФАС России, определение подлежит отмене.

При этом ФАС России обращает внимание на то, что в случае вынесения постановления о привлечении к административной ответственности по статье 9.21 КоАП должностное лицо антимонопольного органа вправе на основании статьи 29.13 КоАП внести субъекту естественной монополии представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

 

РЕШИЛ:

 

Определение Тверского УФАС России от 15.03.2019 № 03-5/1-1083ЛП об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменить, возвратить заявление <...> на новое рассмотрение в Тверское УФАС России.

В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

Начальник

Правового управления

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Молчанов

 

 

 

Связанные организации

АО "Газпром газораспределение Тверь"
ИНН 6900000364, ОГРН 1026900564129
Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722