Решение №09/50327/19 Решение об отмене определения Тверского УФАС России по жалоб... от 17 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
о рассмотрении жалобы на определение Тверского УФАС России от 15.03.2019
об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
07 июня 2019 г. г. Москва
Я, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев жалобу <...> (далее — <...>) на определение от 15.03.2019 № 03-5/1-1083ЛП об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» (адрес: ул. Фурманова, 12/4, г. Тверь, 170026, ИНН 6900000364, КПП 695201001, ОГРН 1026900564129; дата регистрации в качестве юридического лица - 18.11.1993) (далее — АО «Газпром газораспределение Тверь», Общество), вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее — Тверское УФАС России), в отсутствие <...> и законного представителя АО «Газпром газораспределение Тверь», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителя <...> - <...>, действующего по доверенности от 25.08.2018 № 69 АА 2093845,
УСТАНОВИЛ:
<...> обратилась в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с жалобой на определение Тверского УФАС России от 15.03.2019 № 03-5/1-1083ЛП об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» (далее — Определение), в которой просит определение отменить и направить заявление на новое рассмотрение.
В заседании представитель <...> поддержал доводы, изложенные в Жалобе.
Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Определения, устанавливая правильность применения Тверским УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления и вынесении Определения, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Определении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, установлены основания для удовлетворения Жалобы и отмены Определения Тверского УФАС России.
Как следует из информации и материалов по рассмотрению заявления <...>, представленной Тверским УФАС России, 30.10.2018 <...> обратилась в АО «Газпром газораспределение Тверь» с заявлением об осуществлении технологического присоединение к сетям газоснабжения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский р-он, д. Власьево, ул. Полевая, д. 8.
Технологическое присоединение <...> просила осуществить через газовую сеть, принадлежащую <...>. К заявлению было приложено согласие <...> на подключение к принадлежащей ей газовой сети.
АО «Газпром газораспределение Тверь» письмом от 06.11.2018 № 17/6328 направило Договор о подключении (технологическом присоединении) № ТОГ-Тв-Д-06523 от 06.11.2018 г. (далее - Договор № ТОГ-Тв-Д-06523 от 06.11.2018 г.).
<...> не согласилась с условиями Договора № ТОГ-Тв-Д-06523 от 06.11.2018 г. в части стоимости оплаты услуг, и письмом от 12.11.2018 просила пересчитать стоимость технологического присоединения, оставив, при этом, договор неподписанным.
Рассмотрев письмо <...> от 12.11.2018, АО «Газпром газораспределение Тверь» отказало в пересчете стоимости услуг, заявив об отсутствии соответствующих оснований.
Указанный отказ стал основанием для обращения 16.01.2019 <...> в Тверское УФАС России с жалобой на действия АО «Газпром газораспределение Тверь».
Рассмотрев указанное обращение Тверское УФАС России определением от 15.03.2019 № 03-5/1-1083ЛП отказало в возбуждении дела об административном нарушении.
В обосновании отказа Тверское УФАС России указывает, что исходя из требований пункта 26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 27.12.2017 № 560-нп для АО «Газпром газораспределение Тверь» установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Тверской области на 2018 г. в размере 44042,98 руб. с учетом НДС.
При указанных обстоятельствах, действия АО «Газпром газораспределение Тверь» при определении величины платы за технологическое присоединение не нарушают требований Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения) и в действиях последнего при определении величины платы за технологическое присоединение отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), вышестоящее должностное лицо не связано доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.11 КоАП лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Таким образом при рассмотрении жалобы <...>, с учетом имеющейся информации, полученной от АО «Газпром газораспределение Тверь», Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области надлежало установить все обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела, в том числе дать правовую оценку требованиям, изложенным в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 01.11.2018 № 04/6290 (далее — Технические условия № 04/6290).
Согласно пункту 32 Правил подключения исполнитель определяет технические условия:
а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения;
б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения;
в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Пунктом 34 Правил подключения установлено, что в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления. В случае если строительство газопровода от сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента осуществляется исполнителем по земельному участку основного абонента, к запросу о предоставлении технических условий, заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагается согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке.
Согласно пункту 28 Правил подключения технические условия должны содержать следующие данные:
а) максимальная нагрузка (часовой расход газа);
б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям;
в) срок действия технических условий;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) характеристика существующей сети газораспределения в точке присоединения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
Пунктом 75 Правил подключения установлено, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:
а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);
в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Кроме того, в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил подключения технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору о подключении, составляются в соответствии с типовыми формами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713.
В ходе рассмотрения жалобы и изучения Технических условий № 04/6290 на предмет их соответствия требованиям пунктов 28, 75 Правил подключения, а также типовой форме технических условий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713, выявлены признаки следующих нарушений:
1. В Технических условиях № 04/6290 не указан конкретный срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, а также срок действия технических условий, как этого требуют Правила подключения и Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713.
2. В разделе «Общая информация» Технических условий № 04/6290 установлено обязательство Заказчика заключить договор на ведение строительного контроля (технического надзора) за качеством выполнения строительно-монтажных работ. Однако ни Правилами подключения, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713 не установлена обязанность Заявителя заключить договор на ведение строительного контроля (технического надзора) за качеством выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с пунктом 104 Правил подключения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами подключениями.
Учитывая отсутствие информации о сроках подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, сроках действия технических условий, в совокупности с закреплением в Технических условиях № 04/6290 незаконного требования к Заявителю, такие действия АО «Газпром газораспределение Тверь» при формировании Технических условий № 04/6290 являются нарушением Правил подключения.
В соответствии со статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение Правил подключения образует состав административного правонарушения и влечет наступление административная ответственности.
Так, согласно части 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кроме того, Тверское УФАС России в письме от 25.04.2019 поясняет, что мотивированный отказ <...> от подписания договора не содержал требование об изменении технических условий. Протокол разногласий к техническим условиям <...> направила в адрес АО «Газпром
газораспределение Тверь» лишь 16.01.2019, т.е. за пределами срока, установленного пунктом 78 Правил, когда ее заявка признается аннулированной. При этом на момент обращения <...> в адрес Тверского УФАС России отсутствовал ответ АО «Газпром газораспределение Тверь» на протокол разногласий и не истек срок его рассмотрения, в связи с чем отсутствовали основания рассматривать действия АО «Газпром газораспределение Тверь» как запрещенное пунктом 104 Правил навязывание услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами. С данным выводом нельзя согласиться ввиду следующего.
Статья 9.21 КоАП имеет формальный состав, что предусматривает отсутствие необходимости доказывания в процессе рассмотрения такой категории дел последствий, к которым привело или может привести данное нарушение, в связи с чем то обстоятельство, что <...> направила в адрес АО «Газпром газораспределение Тверь» Протокол разногласий к техническим условиям лишь 16.01.2019, т.е. за пределами срока, установленного пунктом 78 Правил, когда ее заявка признается аннулированной, не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации для вывода о доказанности состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 9.21 КоАП.
Таким образом, действия (бездействие) АО «Газпром газораспределение Тверь», выразившиеся в нарушении Правил подключения в части включения в Технические условия обязательств, не предусмотренных Правилами подключения, нарушают требования 104 Правил и содержат признаки нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП.
Поскольку заявление <...>, направленное в Тверское УФАС России, содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП и которые не получили оценки при рассмотрении заявления <...> Тверским УФАС России, определение подлежит отмене.
При этом ФАС России обращает внимание на то, что в случае вынесения постановления о привлечении к административной ответственности по статье 9.21 КоАП должностное лицо антимонопольного органа вправе на основании статьи 29.13 КоАП внести субъекту естественной монополии представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Определение Тверского УФАС России от 15.03.2019 № 03-5/1-1083ЛП об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменить, возвратить заявление <...> на новое рассмотрение в Тверское УФАС России.
В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Начальник Правового управления |
|
А.В. Молчанов |
|
|
|