Решение №СП/46178/20 Решение по жалобе ООО "Мастер" на решение и предписание Кам... от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ


 

г. Москва


 

Резолютивная часть решения объявлена «19» мая 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено «26» мая 2020 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: «<...>» ; заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>» ; членов Апелляционной коллегии: «<...>» , «<...>» , «<...>» «<...>» ,

в присутствии (по видео-конференц-связи): от ООО «Мастер» (по доверенности) «<...>»; от Камчатского УФАС России:«<...>», «<...>»; «<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу
ООО «Мастер» на решение и предписание Камчатского УФАС России от 19.02.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 021-05/12-18А (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России
www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),


 

УСТАНОВИЛА:


 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО «Мастер» на решение и предписание Камчатского УФАС России от 19.02.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 021-05/12-18А (далее соответственно – Жалоба, Решение, Предписание).

Решением Камчатское УФАС России признало в действиях Министерства здравоохранения Камчатского края (далее — Минздрав Камчатского края), ООО «Мастер» и ООО «Универсал», выразившихся в заключении и реализации устного соглашения, направленного на приобретение помещений отделения врача общей практики, которое могло привести к ограничению конкуренции на рынке строительных работ по реконструкции и ремонту зданий, нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Также по итогам рассмотрения дела ответчикам по делу было выдано Предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, с указанием конкретных действий, направленных на исполнение Предписания.

ООО «Мастер» с вынесенным Решением и Предписанием Камчатского УФАС России от 19.02.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 021-05/12-18А не согласно, просит Решение и Предписание отменить.

Доводы общества изложены в жалобе. В частности, общество указывает на нарушение порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, отсутствие анализа действий ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская поликлиника № 3» (далее – Поликлиника № 3) на предмет нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также указывает, что выданное Предписание не направлено на устранение выявленного нарушения.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Минздрав Камчатского края и Поликлиника № 3, расположенная в микрорайоне «Дачная» города Петропавловска - Камчатского, в течение более 5 лет вели поиски нежилого помещения в микрорайоне «Северо-Восток» города Петропавловска- Камчатского для размещения офиса врача общей (семейной) практики, жители которого территориально закреплены за Поликлиникой № 3.

06.02.2017 ПАО «Сбербанк России» направило в Минздрав Камчатского края письмо № 8556-10-05-исх/69, содержащее предложение о приобретении в собственность (взятии в аренду) свободных площадей объектов недвижимости, находящихся в собственности ПАО «Сбербанк России». В соответствии с отчетами «Об оценке недвижимого имущества» от 17.03.2017 № 1703К/0191-1 и № 1703К/0191-2, изготовленными по заказу ПАО Сбербанк России, стоимость одного из помещений составляла 9 919 000 рублей, стоимость подвального помещения составляла 998 000 рублей.

02.03.2017 у заместителя Председателя Правительства Камчатского края состоялось совещание по вопросу рассмотрения предложения ПАО «Сбербанк России», на котором присутствовали, в том числе представители ПАО «Сбербанк России» и министр здравоохранения Камчатского края «<...>». На данном совещании Минздраву Камчатского края поручено до 09.03.2017 направить в ПАО «Сбербанк России» предложение о наличии заинтересованности в объекте для обустройства отделения врача общей практики и необходимости проведения в здании реконструкции и ремонтных работ.

В дальнейшем Поликлиникой № 3 по поручению Минздрава Камчатского края было разработано техническое задание на помещения, подобные указанным помещениям ПАО «Сбербанк России» для размещения отделения (офиса) врача общей практики (далее - Техническое задание), которое 27.03.2017 было направлено в Минздрав Камчатского края.

В тот же день - 27.03.2017 ООО «Мастер» обратилось в ПАО «Сбербанк России» с предложением купить указанные помещения, которые впоследствии были приобретены указанным обществом по договору купли-продажи от 05.05.2017 № 4/2017 по цене 9 990 000 рублей.

В последующем на основании договора купли-продажи недвижимости нежилого назначения от 21.10.2017 № 2710/2017 рассматриваемые помещения перешли в собственность ООО «Универсал», при этом ООО «Мастер» осуществило также реконструкцию рассматриваемых помещений на основании договора подряда от 28.10.2017 № 28-10/17, заключенного с ООО «Универсал» (являющимся заказчиком по договору); цена договора – 26 508 467 руб.

11.12.2017 ООО «Универсал» направило Поликлинике № 3 письмо № 867 с предложением приобрести рассматриваемые помещения за 47 041 087 рублей

Одновременно, до получения Поликлиникой № 3 предложения о приобретении помещений у ООО «Универсал» Минздрав Камчатского края 22.11.2017 направил письмо министру экономического развития и торговли Камчатского края об оптимизации утвержденных в 2017 году ассигнований в рамках реализации инвестиционной программы Камчатского края с 15 000 000 рублей до 47 041 087 рублей.

05.12.2017 Минздрав Камчатского края направил Поликлинике № 3 уведомление о получении дополнительных ассигнований в размере 32 041 087 рублей.

22.12.2017 Поликлиника № 3 направила заявку на финансирование в Минздрав Камчатского края, на основании которой было осуществлено выделение денежных средств в размере необходимом для заключения контракта.

После чего Поликлиникой № 3 с ООО «Универсал» (как с единственным поставщиком) был заключен государственный контракт от 22.12.2017 № 1/2017 на приобретение недвижимого имущества по цене 46 099 221 рублей (далее - Государственный контакт).

По результатам рассмотрения дела и исследования вышеуказанных обстоятельств Камчатское УФАС России приняло Решение, которым признало в действиях Министерства здравоохранения Камчатского края (далее — Минздрав Камчатского края), ООО «Мастер» и ООО «Универсал», выразившихся в заключении и реализации устного соглашения, направленного на приобретение помещений отделения врача общей практики, которое могло привести к ограничению конкуренции на рынке строительных работ по реконструкции и ремонту зданий, нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Мастер» на решение и предписание Камчатского УФАС России от 19.02.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 021-05/12-18А, Апелляционная коллегия установила следующее.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения. Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции — органа власти (организации, осуществляющий функции органов власти) и хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

Так, данный вывод подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.12.2019 № Ф05-19097/2019 по делу № А40-258627/18-92-2830, в котором указано, что соглашение (исходя из пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции) является согласованным волеизъявлением двух или более участников.

По результатам анализа материалов дела № 021-05/12-18А установлена следующая совокупность выявленных Камчатским УФАС России косвенных доказательств заключения антиконкурентного соглашения между Минздравом Камчатского края, ООО «Мастер» и ООО «Универсал»:

- фактическое осуществление ответчиками действий, направленных на заключение Государственного контракта, после получения предложения ПАО «Сбербанк России» о продаже подходящих помещений;

- отсутствие экономического обоснования действий ООО «Мастер» по проведению работ по капитальному ремонту недвижимого имущества под отделение врача общей практики;

- отсутствие экономического обоснования действий ООО «Универсал» по приобретению у ООО «Мастер» недвижимого имущества, предназначенного для осуществления медицинской деятельности;

- заключение Государственного контракта в отсутствие соглашения о предоставлении субсидии Поликлинике № 3 (не подписано Поликлиникой № 3);

- осуществление реконструкции объектов недвижимого имущества по Техническому заданию, подготовленному Поликлиникой № 3 по поручению Минздрава Камчатского края, до принятия соответствующего решения, предусмотренного пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Имеющаяся в материалах дела и описанная в Решении совокупность доказательств, по мнению Апелляционной коллегии, является достаточной для установления в действиях Минздрава Камчатского края, ООО «Мастер» и ООО «Универсал» нарушений пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Камчатского УФАС России от от 19.02.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 021-05/12-18А не нарушает единообразие практики применения антимонопольного законодательства.

Апелляционная коллегия отклоняет довод Жалобы о нарушении Камчатским УФАС России в рамках рассмотрения дела порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Установлено, что в материалах дела содержится Аналитический отчет от 24.01.2020, подготовленный Камчатским УФАС России по итогам проведения анализа состояния конкуренции на рынке строительных работ по реконструкции и ремонту зданий.

Указанный анализ состояния конкуренции включал в себя следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка.

Таким образом, Камчатским УФАС России в рамках рассмотрения Дела был надлежащим образом и в необходимом объеме проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке строительных работ по реконструкции и ремонту зданий.

Апелляционной коллегией также отклоняется довод Жалобы о не исследовании Камчатским УФАС России вопроса о наличии нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции также в действиях Поликлиники № 3, в связи со следующим.

В Решении Камчатским УФАС России сделан вывод о том, что являющаяся заказчиком по Государственному контракту Поликлиника № 3 не обладала необходимыми полномочиями для самостоятельного осуществления рассматриваемой в деле имущественной сделки, в то время как Минздрав Камчатского края обладал соответствующими полномочиями, в том числе по распоряжению денежными средствами, что подтверждается Положением о Министерстве здравоохранения Камчатского края. Поликлиника № 3, являясь подведомственным Минздраву Камчатского края учреждением, выполняла указания (поручения) своего учредителя и согласовывала с ним свои действия в рамках мероприятий, направленных на заключение Государственного контракта.

Также следует отметить, что в материалах дела отсутствуют и не были представлены сторонами по делу какие-либо документы, свидетельствующие о наличии волеизъявления со стороны Поликлиники № 3 к совершению действий, направленных на исполнение конкурентного соглашения.

При этом, Решением установлено, что представленные Минздравом Камчатского края письмом от 21.01.2020 № 21.21/577 копии Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на реализацию инвестиционных мероприятий от 04.10.2017 и Дополнительное соглашение от 05.12.2017 к указанному соглашению от 04.10.2017 не подписаны Поликлиникой № 3. Указанное, по мнению Апелляционной коллегии, свидетельствует о том, что у Поликлиники отсутствовала заинтересованность в получении соответствующей субсидии, которая обеспечивала возможность заключения Государственного контракта.

Относительно довода Жалобы о незаконности Предписания, в том числе в связи с его ненаправленностью на устранение выявленного нарушения, Апелляционная коллегия сообщает следующее.

Согласно пункту 1 Предписания ответчикам по Делу предписано с даты выдачи предписания не допускать действия, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Конкретные действия, необходимые для исполнения пункта 1 Предписания указаны Камчатским УФАС России в пункте 2 предписания, в соответствии с которым ответчикам по делу предписано в срок до 31 декабря 2020 года с момента получения Предписания осуществлять следующие действия:

- Министерству здравоохранения Камчатского края предварительно информировать Камчатское УФАС России о планируемых Министерством и подведомственными ему учреждениями закупках объектов недвижимого имущества, работ по строительству, реконструкции и ремонту зданий;

- ООО «Мастер» и ООО «Универсал» информировать Камчатское УФАС России о приобретении объектов недвижимого имущества (в пятидневный срок с момента совершения сделки) и о планируемых сделках по продаже объектов недвижимого имущества государственным и муниципальным заказчикам в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 16 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016 (далее - Обзор), предписание, вынесенное антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, может содержать требования, направленные на недопущение в будущем действий, аналогичных выявленному нарушению.

Также исходя их пункта 16 Обзора, предписание в части требований, направленных на предупреждение аналогичных нарушений в будущем, должно содержать конкретные указания.

Учитывая изложенное, по мнению Апелляционной коллегии, Предписание содержит в себе (в пункте 2) указание на конкретные действия, которые необходимо совершить ответчикам по Делу, для недопущения последствий, описанных в пункте 1 Предписания, в связи с чем Предписание является законным и обоснованным.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что на решение и предписание Камчатского УФАС России от 19.02.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 021-05/12-18А не нарушает единообразие практики применения антимонопольного законодательства.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа; изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобу ООО «Мастер» на решение и предписание Камчатского УФАС России от 19.02.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 021-05/12-18А без удовлетворения.

 

 

Председатель
Апеллционной коллегии

 

Заместитель председателя
Апелляционной коллегии

 

Члены
Апелляционной коллегии:

 

_______________

 

 

_______________

 

 

_______________

 

 

_______________

 

 

_______________

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны