Решение №СП/74073/23 Решение по жалобе СПАО "Ингосстрах" на решение Псковского УФ... от 13 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «01» сентября 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено «08» сентября 2023 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы
(далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>»; «<...>»;
«<...>»; «<...>»; «<...>»,

в присутствии, в том числе по видео-конференц-связи: от СПАО «Ингосстрах» – «<...>» (по доверенности); от Псковского УФАС России:
«<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу СПАО «Ингосстрах» на решение Псковского УФАС России от 05.05.2023
по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/17-72/2022 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено
на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба СПАО «Ингосстрах» на решение Псковского УФАС России
от
05.05.2023 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/17-72/2022 (далее также – Жалоба, Решение, Дело).

Решением Псковского УФАС России ГППО «Славяне» и СПАО «Ингосстрах» (далее также – ответчики по Делу) признаны нарушившими пункты 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем создания преимущественных условий, а также заключения соглашения между организатором и участником торгов при проведении запроса котировок в электронной форме на заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности (далее – ОСАГО) (извещение № 32110441193).

Предписание ответчикам по Делу не выдавалось. Согласно пункту 2 резолютивной части Решения предписание не выдавалось в связи с тем, что оно было выдано ранее (исх. № 2422/ДТ от 18.07.2022).

СПАО «Ингосстрах» с вынесенным Решением не согласно, в частности, считает, что выводы Псковского УФАС России о наличии в действиях
СПАО «Ингосстрах» нарушения антимонопольного законодательства
не соответствуют обстоятельствам Дела и не подтверждаются имеющимися в Деле доказательствами, при рассмотрении Дела были допущены процессуальные нарушения.

В ходе рассмотрения Жалобы установлено следующее.

Псковским УФАС России по итогам рассмотрения представленных УЭБиПК УМВД России по Псковской области материалов о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГППО «Славяне» и
СПАО «Ингосстрах» возбуждено Дело,
по результатам рассмотрения которого решением Псковского УФАС России от 18.07.2022 по Делу ГППО «Славяне» и СПАО «Ингосстрах» признаны нарушившими пункты 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем создания преимущественных условий, а также заключения соглашения между организатором и участником торгов при проведении запроса котировок в электронной форме на заключение договоров ОСАГО.

Ответчикам по Делу было выдано предписание от 18.07.2022 № 2422/ДТ
об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Апелляционная коллегия ФАС России, рассмотрев поступившую жалобу СПАО «Ингосстрах» на вышеуказанные решение и предписание Псковского
УФАС России от 18.07.2022 по Делу, вынесла решение от 21.11.2022
№ СП/109339/22, согласно которому отменила указанные акты территориального антимонопольного органа, признав их нарушающими единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, и вернула Дело на новое рассмотрение.

По итогам повторного рассмотрения Дела решением Псковского УФАС России
по
Делу от 05.05.2023 ГППО «Славяне» и СПАО «Ингосстрах» признаны нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В рамках повторного рассмотрения Дела Псковским УФАС России были установлены следующие фактические обстоятельства.

ГППО «Славяне» в силу требований законодательства Российской Федерации при проведении закупок обязано соблюдать требования Федерального закона
от 18.
07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Положение о закупках товаров, работ, услуг утверждено приказом ГППО «Славяне» от 13.05.2021 № 220 (далее – Положение).

02.07.2021 ГППО «Славяне» в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на заключение договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (извещение № 32110441193) (далее – Запрос котировок) с начальной максимальной ценой договора (далее НМЦД) 433 516, 64  руб.

Единственная заявка, поданная на участие в Запросе котировок, поступила
от СПАО «Ингосстрах»,
вследствие чего указанная закупка была признана несостоявшейся согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 12.07.2021 № 4557639/7956624 и 23.07.2021 между ГППО «Славяне»
и СПАО «Ингосстрах» заключен договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
№ 1207 (далее – Договор) со сроком исполнения с 01.08.2021 по 01.08.2022.

Согласно материалам Дела в период с 25.06.2021 по 01.07.2021 (до размещения в ЕИС Запроса котировок) между специалистом по закупкам ГППО «Славяне» «<...>» с почты «<...>» и директором филиала СПАО «Ингосстрах» в Псковской области «<...>» с почты «<...>» велась переписка, в которой обсуждалась в том числе документация Запроса котировок, при этом СПАО «Ингосстрах» вносились в неё корректировки.

В ходе указанной переписки ответчиками по Делу также согласовывалась дата размещения извещения о проведении Запроса котировок.

Псковским УФАС России также установлено, что «<...>» в соответствии с протоколом подведения итогов Запроса котировок  от 12.07.2021 № 4557639/7956624 участвовала в принятии решения о заключении Договора с СПАО «Ингосстрах».

Согласно решению Псковского УФАС России от 18.07.2022
17.08.2021 Договор был расторгнут по инициативе ГППО «Славяне» в связи
с «тяжелым финансовым положением предприятия».
Вместе с тем Псковским УФАС России установлено, что ГППО «Славяне» обладало возможностью оплаты по заключенному договору, а процесс расторжения инициирован ввиду проведения УЭБиПК УМВД России по Псковской области оперативных мероприятий.

При этом в ноябре 2021 года ГППО «Славяне» путем проведения закупки
у единственного поставщика заключило ряд договоров с СПАО «Ингосстрах»
на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, 07.04.2023 отделением по Псковской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации представлен ответ на запрос Псковского УФАС России, согласно которому в период с 05.09.2020
по 08.01.2022 страховые тарифы по ОСАГО были установлены указанием Банка России от 28.07.2020 № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание Банка России № 5515-У). Снижение НМЦД не представлялось возможным с учетом требований, установленных Указанием Банка России № 5515-У.

Псковским УФАС России установлено, что для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определявшаяся в порядке, утвержденном Указанием Банка России от 28.07.2020 № 5515-У, являлась фиксированной. Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям Указания Банка России от 28.07.2020 № 5515-У, являлось
бы нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.

Таким образом, цена договора по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями законодательства, не могла изменяться в ходе размещения торгов на услуги ОСАГО, в связи с чем размещение заказчиком закупки в форме аукциона и запроса котировок на оказание услуг по ОСАГО
не отвечало целям осуществления закупок, установленным в Законе о закупках.

С учетом изложенного, Псковское УФАС России пришло к выводу,
что поскольку в рассматриваемом случае цена договора не подлежала снижению
на торгах, а победителем был бы признан участник, который первым подал свою заявку, СПАО «Ингосстрах» получило конкурентное преимущество, поскольку заранее было осведомлено о дате и времени публикации извещения № 32110441193.

Псковским УФАС России был сделан вывод, что осуществление заказчиком
и СПАО «Ингосстрах» рассматриваемых последовательных согласованных действий по заключению договора ОСАГО нарушает положения антимонопольного законодательства, в связи с чем было принято обжалуемое Решение.

По результатам рассмотрения жалобы СПАО «Ингосстрах» на решение Псковского УФАС России от 05.05.2023 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/17-72/2022 Апелляционная коллегия установила следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи
с применением судами антимонопольного законодательства» (далее Постановление Пленума № 2) пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят
или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.

Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии
с Законом о закупках (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Для установления нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции требуется, в том числе установление конкретных действий организатора соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений; установление признаков ограничения конкуренции, а также причинно-следственной связи между такими действиями и последствиями в виде недопущения, ограничения
или устранения конкуренции или возможностью их наступления.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств (аналогичная позиция изложена в Разъяснениях Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).

Для квалификации действий, совершенных при осуществлении закупочной деятельности, в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 (в части антиконкурентных соглашений), части 1 статьи 17 (за исключением пунктов 2 - 4 части 1 статьи 17) Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции (либо цель ограничения конкуренции в случае доказывания антиконкурентных соглашений, запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции) (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 04.09.2017 № ИА/60890/17).

Учитывая, что обстоятельства Дела ранее уже были рассмотрены Апелляционной коллегией и получили соответствующую оценку в решении
от
21.11.2022 № СП/109339/22 по жалобе СПАО «Ингосстрах» на решение
и предписание
Псковского УФАС России от 18.07.2022 по Делу, а также учитывая
то, что в Жалобе отсутствуют новые документы, сведения и доводы, имеющие значение для установления факта отсутствия в действиях СПАО «Ингосстрах» нарушения антимонопольного законодательства, а собранная Псковским
УФАС России
в рамках рассмотрения Дела совокупность доказательств свидетельствует о нарушении ГППО «Славяне» и СПАО «Ингосстрах» пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившемся в создании преимущественных условий, а также заключении соглашения между организатором и участником торгов при проведении запроса котировок в электронной форме
на заключение договоров ОСАГО (извещение № 32110441193)
, Апелляционная коллегия считает обоснованным вывод Псковского УФАС России о наличии
в действиях
ГППО «Славяне» и СПАО «Ингосстрах» нарушения, запрещенного антимонопольным законодательством.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции
д
ля рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также - комиссия). Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями, организациями - операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры при осуществлении ими деятельности в соответствии
с Федеральным законом «О национальной платежной системе», а также иными финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку Российской Федерации, в состав комиссии включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии.

Согласно части 5 статьи 40 Закона о защите конкуренции количество членов (включая председателя) комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, указанных в частях 3 и 4 указанной статьи, должно быть четным.

На основании пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции к финансовым организациям относятся в том числе субъекты страхового дела.

Из информации, указанной в Едином государственном реестре страхового дела, следует, что СПАО «Ингосстрах» (ИНН 7705042179) является субъектом страхового дела.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона Российской Федерации
от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой надзор осуществляется Банком России.

Учитывая, что ответчиком по Делу являлся субъект страхового дела
(СПАО «Ингосстрах»), а также то, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью субъектов страхового дела, Апелляционной коллегией в решении
от 21.11.2022
№ СП/109339/22 по жалобе СПАО «Ингосстрах» на решение и предписание Псковского УФАС России от 18.07.2022 по Делу было указано о необходимости включения в состав комиссии Псковского УФАС России по рассмотрению Дела представителей Центрального банка Российской Федерации.

Установлено, что в рамках повторного рассмотрения Дела в состав комиссии Псковского УФАС России были внесены изменения приказами указанного антимонопольного органа от 11.01.20232/23 и от 30.03.202318/23.

Согласно приказу Псковского УФАС России от 30.03.202318/23 на момент принятия Решения в состав комиссии указанного антимонопольного органа
по рассмотрению Дела были включены три сотрудника Псковского УФАС России
и два сотрудника
отделения по Псковской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

В нарушение части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции количество представителей Центрального банка Российской Федерации составило менее половины членов комиссии Псковского УФАС России по рассмотрению Дела,
а также в нарушение части 5 статьи 40 Закона о защите конкуренции состав
комиссии по рассмотрению Дела был нечетным.

Таким образом, в состав комиссии Псковского УФАС России по рассмотрению Дела необходимо было включить представителей Центрального банка Российской Федерации в количестве половины членов состава соответствующей комиссии
по Делу, в связи с чем
комиссия по Делу являлась не правомочной для его рассмотрения.

В пункте 53 Постановления Пленума № 2 указано, что несоблюдение установленного порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства может являться основанием для признания недействительными решения и (или) предписания антимонопольного органа, вынесенных
по результатам рассмотрения дела, если допущенные нарушения являлись существенными. При этом существенность нарушений оценивается исходя
из последствий, которые данными нарушениями вызваны для лица, обратившегося
в суд, а также возможного влияния допущенных нарушений на исход дела.

Апелляционная коллегия отмечает, что нарушение положений частей 3 и 5 статьи 40 Закона о защите конкуренции о формировании комиссии
при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
финансовыми организациями является существенным.

Данная позиция также согласуется с судебной практикой (например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.08.2016
№ Ф07-6512/2016 по делу № А56-57347/2015, постановление Ф
едерального арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 10.07.2014 по делу № А43-20304/2013, постановление Федерального арбитражного Суда Уральского округа от 14.03.2012 № Ф09-658/12 по делу № А47-2863/2011, постановление Федерального арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 29.06.2011 по делу
№ А43-21406/2010),
а также с практикой работы Апелляционной коллегии (например, решение Апелляционной коллегии от 20.10.2020 № СП/91405/20).

При этом позиция о том, что количество представителей Центрального банка Российской Федерации, которых необходимо включить в состав комиссии
по рассмотрению
дел о нарушении антимонопольного законодательства финансовыми организациями, должно составлять половину состава комиссии
по рассмотрению такого дела
находит своё отражение в разъяснениях
ФАС России № 18
«О полномочиях сотрудников антимонопольных органов
при проведении проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, рассмотрении заявлений и материалов
о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
и рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации»,
утверждённых протоколом заседания Президиума ФАС России
от 11.10.2019 № 8.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия установила, что Решение нарушает единообразие практики применения антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства.

Одновременно Апелляционная коллегия обращает внимание Псковского
УФАС России, что
предписание Псковского УФАС России исх. № 2422/ДТ
по Делу, выданное 18.07.2022, было отменено решением Апелляционной коллегии от 21.11.2022 № СП/109339/22 по жалобе СПАО «Ингосстрах» на решение
и предписание
Псковского УФАС России от 18.07.2022 по Делу, в связи с чем пункт 2 резолютивной части обжалуемого Решения: «предписание не выдавать в связи с тем, что оно выдано ранее (исх. № 2422/ДТ от 18.07.2022)» противоречит ранее принятому Апелляционной коллегией решению, ввиду чего при новом рассмотрении Дела Псковскому УФАС России следует решить вопрос о наличии (отсутствии) необходимости выдачи организатору торгов предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган в том числе вправе отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

1. Отменить решение Псковского УФАС России от 05.05.2023 по делу
о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/17-72/2022
.

2. Направить материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства 060/01/17-72/2022 на новое рассмотрение в Псковское
УФАС России с учетом позиции, изложенной в настоящем решении.

 

Председатель

Апелляционной коллегии:

 

 

Члены Апелляционной коллегии:

 

______________ «<...>»

 

 

______________ «<...>»

 

 

_______________ «<...>»

 

 

_______________ «<...>»

 

 

_______________ «<...>»

 

 

_______________ «<...>»

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое
по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы
на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны