Решение №09/97334/19 РЕШЕНИЕ г. Москва Резолютивная часть решения объявлена «... от 7 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «23» октября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» октября 2019 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Апелляционная коллегия) в составе: заместителя председателя Апелляционной коллегии: <"...">; членов Апелляционной коллегии: ,

в присутствии по видеоконференц-связи: от Иркутского УФАС России: <"...">

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу АО СК «Колымская» на решение и предписание Иркутского УФАС России от 03.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/11-53/2019 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступила жалоба АО СК «Колымская» на решение и предписание Иркутского УФАС России от 03.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/11-53/2019 (далее - Решение).

Решением Иркутского УФАС России АО «СК «Колымская», ООО РС «Иртас-Сервис» и ООО «Спас» признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), путем заключения антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по организации похорон и связанных с ними услуг (ритуальные услуги) в границах г. Иркутска, в том числе к созданию препятствий доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. АО «СК «Колымская» также признано нарушившим часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в координации экономической деятельности ООО РС «Иртас-Сервис» и ООО «Спас», путем установления цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок (далее - Решение). Обществам также выдано предписание, в том числе о прекращении антиконкурентного соглашения (далее также - Предписание).

АО «СК «Колымская» с вынесенными Решением и Предписанием Иркутского УФАС России не согласно, считает, что они нарушают единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

В частности, по мнению АО «СК «Колымская», Иркутским УФАС России не доказан факт ограничения или возможности ограничения конкуренции на товарном рынке услуг по организации похорон и связанных с ними услуг (ритуальные услуги) в границах г. Иркутска действиями АО «СК «Колымская», ООО РС «Иртас-Сервис» и ООО «Спас», а также факт создания препятствий доступу на рынок иным хозяйствующим субъектам в рамках реализации заключенных между данными организациями соглашений. На основании указанных доводов АО «СК «Колымская» просит Решение и Предписание по делу отменить.

В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.

В адрес Иркутского УФАС России обратились МУП «Ритуал» и ООО фирма «Береза» (далее – Заявители) с заявлениями о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «СК «Колымская», ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» и ООО «Спас» (далее - Ответчики).

Согласно указанным заявлениям МУП «Ритуал» и ООО фирма «Береза» в 2018 году обращались в адрес АО «СК «Колымская» с предложением о заключении договоров о сотрудничестве, однако на момент принятия Комиссией Иркутского УФАС России Решения, АО «СК «Колымская» не ответило на предложения МУП «Ритуал» и ООО фирма «Береза». Одновременно в своих заявлениях МУП «Ритуал» и ООО фирма «Береза» также указывают на наличие договорных отношений АО «СК «Колымская» с ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» (договор от 15.11.2012 № 2/СК), ООО «Спас» (договор от 01.06.2013 № 3/СК) и ООО Ритуальное агентство «Стикс» (договор от 01.10.2012 № 1), предметом которых являются взаимные обязательства сторон при оказании услуг по захоронению застрахованного лица гражданам, которые указаны в направлении АО «СК «Колымская» на оказание ритуальных услуг по договору добровольного страхования на случай смерти.

По мнению Иркутского УФАС России, АО «СК «Колымская», заключая договоры на оказание услуг с ритуальными службами, которыми определяется порядок, объем и стоимость услуг, фактически координирует экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, что приводит к установлению и поддержанию цен на услуги организации похорон и связанных с ними услуг, оказываемых ООО «Спас» и ООО «Ритуальная служба «Иртас-Сервис».

На основании изложенного приказами Иркутского УФАС России от 09.01.2019 № 2/19 и от 28.02.2019 № 78/19 возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-1/38-19 и № 1-11-20/38-19 в отношении АО «СК «Колымская», ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» и ООО «Спас» по признакам нарушения пункта 3 части 4, части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые в последствии в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения были объединены в одно производство (дело № 038/01/11-53/2019).

В качестве доказательств нарушения пункта 3 части 4, части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях АО «СК «Колымская», ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» и ООО «Спас» в Решении приведены:

    • анализ конкурентной среды услуг по организации похорон и связанных с ними услуг (далее – ритуальные услуги) в границах города Иркутска и Иркутской области за 2017 год и 9 месяцев 2018 года, согласно которому по данным Федеральной службы государственной статистики города Иркутска в 2017 году ритуальные услуги оказывали 59 хозяйствующих субъектов. При этом, как указано в Решении, ограничений для входа на рынок ритуальных услуг для потенциальных конкурентов не существует, рынок ритуальных услуг в границах города Иркутска и Иркутской области является конкурентным;

    • сведения о количестве страховых выплат АО «СК «Колымская» в денежной форме в 2017 году и за 9 месяцев 2018 года, согласно которым за 2017 год страховая выплата в денежной форме была осуществлена 77 гражданам, а за 9 месяцев 2019 года - 99 гражданам, в то время как через ритуальных агентов страховая выплата была осуществлена в 2017 году 1324 гражданам, а за 9 месяцев 2019 года - 1 033 гражданам;

    • сведения об объеме ритуальных услуг за 9 месяцев 2017 и 9 месяцев 2018 года ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» и ООО «Спас», согласно которым объемы оказанных услуг за 9 месяцев 2018 году у указанных организаций, имеющих договорные отношения с АО «СК «Колымская», выросли на 13% и 3% соответственно. В свою очередь, как указано в Решении, у МУП «Ритуал» и ООО фирма «Береза», не имеющих договорных отношений с АО «СК «Колымская», происходит снижение объема оказанных услуг на 12% и 18% соответственно;

    • анализ положений договоров о сотрудничестве, заключенных АО «СК «Колымская» с ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» и с ООО «Спас», пунктом 2.4.5 которых предусмотрена обязанность ООО «Спас» и ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» предоставлять страховщику сведения об изменении перечня и стоимости услуг не позднее 30 дней до их фактического ведения.

Как указано в Решении, дополнительными соглашениями к указанным договорам о сотрудничестве определен перечень услуг и установлены прейскуранты оказываемых услуг, то есть определены цены, по которым ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» и с ООО «Спас» обязуются оказать услуги, а АО «СК «Колымская» оплачивает данные услуги в соответствии с согласованным прейскурантом. По мнению Иркутского УФАС России, достигнутые соглашения привели к установлению и поддержанию одного уровня цен на услуги самостоятельных хозяйствующих субъектов.

На основании указанных данных Иркутское УФАС России признало АО «СК «Колымская», ООО Ритуальная служба «Иртас-Сервис» и ООО «Спас», нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с совершением действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и связанных с ними услуг (ритуальные услуги) в границах города Иркутска и Иркутского района, в том числе к созданию препятствий другим хозяйствующим субъектам (в частности, МУП «Ритуал» города Иркутска, ООО фирма «Береза») доступу на товарный рынок.

Одновременно Иркутское УФАС России признало АО «СК «Колымская» нарушившим часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с совершением действий, выразившихся в осуществлении координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, результатом чего явилось установление цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

 

По результатам рассмотрения жалобы АО СК «Колымская» на решение и предписание Иркутского УФАС России от 03.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/11-53/2019 Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности, о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

Для квалификации соглашения в качестве запрещенного в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимым условием является то, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Иными словами, соглашение с учетом конкретных обстоятельств признается недопустимым, если в результате заключения такого соглашения имело место быть как фактическое ограничение конкуренции, так и потенциальная возможность ограничения конкуренции на соответствующем рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Следует при этом отметить, что для применения запрета, предусмотренного частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, установление соответствующего факта ограничения конкуренции (возможности наступления таких последствий) должно являться именно следствием заключения соглашения, а не стечением иных, не связанных с соглашением, обстоятельств.

Таким образом, в целях принятия решения о признании соглашения соответствующим или не соответствующим части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган анализирует совокупность обстоятельств, включая доказательства факта заключения соглашения и с учетом конкретных обстоятельств факта или возможности наступления в результате реализации такого соглашения последствий, указанных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос влияния реализации договоров, заключенных между АО «СК «Колымская» и ООО РС «Иртас-Сервис» и ООО «Спас», на состояние конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг в границах города Иркутска и Иркутского района требует дополнительной проработки. При этом, в Решении отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Ответчики в рамках реализации заключенных договоров о сотрудничестве оказывали или могли оказать влияние на обращение товара на рынке оказания ритуальных услуг в границах города Иркутска и Иркутского района.

Установленное Иркутским УФАС России в рамках рассмотрения дела снижение объема оказываемых услуг ООО фирма «Береза» и МУП «Ритуал» помимо прочего может быть определено тенденцией к снижению смертности в 2016-2017 годах на 2 и 4 % соответственно в общем по региону, зафиксированному Иркутскстатом.

По мнению Апелляционной коллегии, сам по себе факт снижения объемов выручки у одних хозяйствующих субъектов и повышения у других не может свидетельствовать как достаточное обоснование вывода о создании препятствий для доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

Кроме того, Апелляционная коллегия указывает также на тот факт, что Иркутским УФАС России в рамках проведения анализа состояния конкуренции при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке ритуальных услуг, предусмотренного Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, не произведен расчет объема товарного рынка ритуальных услуг и долей хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на данном рынке, в том числе размер долей ООО РС «Иртас-Сервис» и ООО «Спас» и Заявителей.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1-3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции.

Согласно материалам дела, комиссией Иркутского УФАС России установлены следующие доказательства координации действий ритуальных служб со стороны АО «СК «Колымская»:

- страховой компанией заключены дополнительные соглашения с ООО РС «Иртас-Сервис» и ООО «Спас» к основным договорам, в соответствии с которыми был определен перечень и прейскуранты услуг, по которыми АО «СК «Колымская» оплачивала ритуальные услуги агентств.

- в договорах АО «СК «Колымская» с вышеуказанными лицами прописано положение, согласно которому в течение 30 дней с момента изменения цен и (или) условий оказания услуг по захоронению, контрагенты обязаны письменно уведомлять об этом АО «СК «Колымская».

В этой связи Апелляционная коллегия обращает внимание, что согласно определению ВС РФ от 17.02.2016 № 305 АД15-10488 согласование предполагает совершение каких-либо активных действий со стороны координатора по отношению к субъектам, чьи действия необходимо согласовать. Согласовывать действия различных субъектов возможно, например, с помощью установления единых правил поведения, понуждения к совершению или отказу от совершения определенных действий и тому подобное.

С учетом изложенного, Апелляционная коллегия отмечает необходимость дополнительной проработки фактических обстоятельств дела в целях установления наличия или отсутствия факта координации экономической деятельности страховой компанией, с точки зрения наличия активных действий со стороны АО «СК «Колымская» по отношению к ООО РС «Иртас-Сервис» и ООО «Спас», которые привели или могли привести к последствиям, указанным в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Также необходимо отметить, что согласно части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями, организациями - операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры при осуществлении ими деятельности в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», а также иными финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку Российской Федерации, в состав комиссии включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии.

Учитывая, что одним из ответчиков по делу являлся субъект страхового дела (АО СК «Колымская»), а также то, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью, в том числе субъектов страхового дела, в состав комиссии Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/11-53/2019 Иркутскому УФАС России необходимо было включить представителей Банка России.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия установила, что решение Иркутского УФАС России от 03.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/11-53/2019 нарушает единообразие практики применения антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Отменить решение и предписание Иркутского УФАС России от 03.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/11-53/2019.

2Направить дело 038/01/11-53/2019 в Иркутское УФАС России на новое рассмотрение с учетом позиции Апелляционной коллегии ФАС России, отраженной в настоящем решении.

 

<"...">

Связанные организации

Связанные организации не указаны