Решение №АК/43142/13 Решение по жалобе ООО «Росгосстрах» от 31 октября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № 32

 

«2» сентября 2013 г. г. Москва

 

Я, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы жалобы ООО «Росгосстрах» (место нахождения: 119991, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 40, стр. 3) на постановление по делу № 32 от 13.08.2012 в отношении ООО «Росгосстрах», вынесенное руководителем Сахалинского УФАС России Тыченком Г.Н. (далее — Жалоба), в отсутствие законного представителя ООО «Росгосстрах», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения Жалобы, в присутствии защитника ООО «Росгосстрах» по доверенности от 28.08.2013 № 1213-Дхк Потаповой Е.В., которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссией Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела № 08-08/2012 о нарушении антимонопольного законодательства 28.06.2012 установлено, что ООО «Росгосстрах» является страховой организацией, которая осуществляет, в том числе, и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно действующему законодательству для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику, в том числе, талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.

При обращении в ООО «Росгосстрах» с целью заключения договора ОСАГО в случае, если у владельцев транспортных средств отсутствует талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, страхователям предлагается пройти технический осмотр в ЗАО «Техосмотр». В случае согласия, страховая организация со страхователем заключает договор о проведении технического осмотра в ЗАО «Техосмотр», взимаются денежные средства за прохождение технического осмотра, заключается договор ОСАГО и одновременно выдается страховой полис ОСАГО с отсрочкой вступления в силу по истечении 2 — 4 дней. Соответственно, у владельцев транспортных средств отсутствует необходимость прохождения технического осмотра транспортного средства, так как полис ОСАГО будет действующим независимо от того пройден технический осмотр или нет.

Для прохождения технического осмотра транспортного средства владелец транспортного средства затрачивает определенное время, а в случае обращения в ООО «Росгосстрах» для получения страхового полиса ОСАГО данная необходимость отсутствует.

Таким образом, потребитель выбирает ту страховую организацию, в которой имеется возможность получить полис ОСАГО без дополнительных затрат времени.

В данном случае ООО «Росгосстрах», в лице филиала ООО «Росгосстрах» по Сахалинской области, воздействуя на общие условия обращения товаров одностороннем порядке посредством привлечения потенциальных потребителей указанной услуги путем незаконного упрощения процедуры получения полиса ОСАГО и получения таким образом, преимуществ перед конкурентами, что дает возможность увеличить объем реализации услуги и, соответственно, получаемую прибыль ООО «Росгосстрах».

Действия со стороны ООО «Росгосстрах» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и причиняют убытки иным страховым организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Сахалинской области.

Указанные действия ООО «Росгосстрах» противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее — Закон о техническом осмотре) талон технического осмотра — документ, подтверждающий соответствие технического состояния транспортного средства обязательным требованием безопасности транспортных средств и допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Частями 1, 2 статьи 19 Закон о техническом осмотре установлено, что талон технического осмотра составляется на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей и выдается владельцу транспортного средства или его представители оператором технического осмотра. В диагностическую карту вносится перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей. Этот перечень заверяется подписью технического состояния транспортного средства. Диагностическая карта должна содержать заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства. Талон технического осмотра является документом строгой отчетности.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об ОСАГО обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 Закона об ОСАГО.

Согласно части 1 статьи 5 Закона об ОСАГО порядок реализации определенных данным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

В соответствии со статьей 15 Закона об ОСАГО и Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 (далее - Правила ОСАГО) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев).

Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа страховщиком в заключении Договора обязательного страхования.

Таким образом, наличие талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, является обязательным условием при заключении договора обязательного страхования.

В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Решением по делу № 08-08/2012 от 28.06.2013 Комиссией Сахалинского УФАС России в действиях ООО «Росгосстрах» установлено нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключение договора ОСАГО без наличия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора ОСАГО, ответственность за указанное правонарушение установлена частью 1 статьи 14.33 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП и частью 2 статьи 14.33 КоАП — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как правомерно установлено должностным лицом Сахалинского УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении № 32 у ООО «Росгосстрах» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ООО «Росгосстрах» этого не сделало виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.33 КоАП.

При рассмотрении Жалобы также установлено, что вышеуказанная деятельность осуществлялась ООО «Росгосстрах» в лице своих филиалов на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Сахалинской области.

Вместе с тем, при рассмотрении Жалобы установлено, что ранее, а именно 31.05.2012 постановлением по делу об административном правонарушении № 21-05/43-12 АДА от 31.05.2012, ООО «Росгосстрах» привлечено к административной ответственности за вышеуказанное административное правонарушение Камчатским УФАС России.

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.

Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление по административному делу № 32 от 13.08.2012 в отношении ООО «Росгосстрах», вынесенное руководителем Сахалинского УФАС России Тыченком Г.Н., отменить, производство по делу прекратить в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны