Решение №09/63974/19 Решение Апелляционной коллегии по жалобе № А-15/2019 на реше... от 25 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № А-15/2019 на решение Московского УФАС России от 07.03.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-17-1878/77-18

 

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена «05» июля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено «12» июля 2019 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее - Апелляционная коллегия) в составе: "<...>" , "<...>" , "<...>" , "<...>"

в присутствии по доверенности: от ООО «Предприятие «Микротех»: "<...>", от АО «Центральная ППК»: "<...>" , от ООО «ТрансТехСвязь»: "<...>" ., от Московского УФАС России: "<...>" ,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» на решение Московского УФАС от 07.03.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-17-1878/77-18 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступила  жалоба ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» (вх. № 58903/19 от 05.04.2019) на решение Московского УФАС от 07.03.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-17-1878/77-18 (далее – Решение).

Решением комиссии Московского УФАС России АО «Центральная ППК» признано нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупок, а также указанным решением было признано отсутствие в действиях АО «Центральная ППК» и АО «ТрансТехСвязь» нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» с вынесенным решением Московского УФАС от 07.03.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-17-1878/77-18 не согласно в части отсутствия в действиях АО «Центральная ППК» и АО «ТрансТехСвязь» нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, то есть антиконкурентного соглашения между АО «Центральная ППК» и АО «ТрансТехСвязь», считает, что Решение Московского УФАС нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, противоречит сложившейся судебной практике, решениям ФАС России.

Доводы ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» изложены в Жалобе, в частности, общество считает, что решением Московского УФАС от 07.03.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-17-1878/77-18 подлежит отмене в части признания отсутствия в действиях АО «Центральная ППК» и АО «ТрансТехСвязь» нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» в качестве доводов о достаточности совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии антиконкурентного соглашения, указывает, в том числе следующее.

1.      Комиссией Московского УФАС не учтены обстоятельства, изложенные в судебных решениях Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-253533/16-45-2226 от 21.08.2017, № А40-244715/16-11-2357 от 29.08.2017, № А40-201541/17-79-1736 от 29.01.2018, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2.      Проекты договоров к торгам с реестровыми номерами 31705026917, 31705189006, 31705498189, 31705520205, 31705625638, 31705528947 для АО «Центральная ППК» составлял сотрудник ООО «ТрансТехСвязь»;

3.      При проведении торгов имел место быть конфликт интересов между ОАО «Центральная ППК» и ООО «ТрансТехСвязь» в связи с наличием родственных отношений между учредителем ООО «ТрансТехСвязь» и начальником управления информационных технологий ОАО «Центральная ППК».

В ходе рассмотрения жалоб Апелляционной коллегией установлено следующее.

Основанием для проведения анализа соблюдения требований антимонопольного законодательства АО «Центральная ППК» (далее также - Заказчик) и АО «ТрансТехСвязь» (далее совместно - Ответчики) при проведении ряда закупочных процедур послужило поступившее в Московское УФАС России (далее также - Управление) заявление ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» (далее также - Заявитель) от 02.03.2018 № 202 (вх. № 10710-ЭП/18 от 02.03.2018) и дополнительные материалы к нему от 18.05.2018 № 238 (вх. № 25351-ЭП/18 от 18.05.2018, далее - Заявление), в котором содержались сведения о возможных признаках нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В результате анализа указанной в Заявлении информации, а также информации, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), Управлением выявлены признаки нарушения АО «Центральная ППК» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также признаки нарушения АО «Центральная ППК» и АО «ТрансТехСвязь» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании приказа Московского УФАС России от 13.08.2018 № 199 было возбуждено дело № 1-17-1410/77-18 по признакам нарушения АО «Центральная ППК» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании приказа Московского УФАС России от 31.08.2018 № 231 было возбуждено         дело № 1-17-1535/77-18 по признакам нарушения АО «Центральная ППК» и ООО «ТрансТехСвязь» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 471 Закона о защите конкуренции приказом Московского УФАС России от 19.10.2018 № 288 дела № 1-17-1410/77-18 и № 1-17-1535/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства объединены в одно производство, как имеющие однородный характер и основывающиеся на одних доказательствах, в результате чего сформировано и возбуждено дело № 1-17-1878/77-18 по признакам нарушения АО «Центральная ППК» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и признакам нарушения АО «Центральная ППК» и АО «ТрансТехСвязь» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 1-17-1878/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства и детального анализа сведений, представленных Заявителем и Ответчиками, а также сведений, содержащихся в ЕИС, Московским УФАС России проанализированы следующие закупки, проводимые Заказчиком в 2016-2017 годах:

10 конкурентных процедур с реестровыми номерами 31603836882, 31603878835, 31604065489, 31604168512, 31705026917, 31705189006, 31705498189, 31705520205, 31705528947, 31705625638, в которых ООО «ТрансТехСвязь» одержало победу,

3 закупки с реестровыми номерами 31705251209, 31705336664, 31705474818, которые были отменены ОАО «Центральная ППК» до заключения контракта,

15 закупок у единственного поставщика ООО «ТрансТехСвязь» с реестровыми номерами 31603436343, 31603555568, 31603704626, 31603746725, 31603811757, 31603862588, 31604084747, 31604436672, 31604439542, 31704869711, 31705047607, 31705149720, 31705307458, 31705562299, 31705617499.

В рамках рассмотрения дела № 1-17-1878/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства в части нарушения АО «Центральная ППК» и ООО «ТрансТехСвязь» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Московским УФАС России были направлены запросы информации операторам электронных торговых площадок АО «Сбербанк-АСТ», АО «Единая электронная торговая площадка», ООО «РТС-тендер», АО «Электронные торговые системы», АО «АГЕНТСТВО ПО ГОСЗАКАЗУ», АО «Российский аукционный дом» и АО «ОТС» (далее - Торговые площадки) с целью получения детальной информации об электронных торгах, проведенных ОАО «Центральная ППК» в 2016 и 2017 годах, участником которых являлось ООО «ТрансТехСвязь».

С целью установления информации обо всех использованных ОАО «Центральная ППК» для работы с ЕИС в сфере закупок IP-адресах (с указанием даты и времени использования) при осуществлении рассматриваемых Комиссией закупок был направлен запрос информации в Федеральное казначейство.

Московским УФАС России в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства были также исследованы аукционная документация, ход рассмотренных Московским УФАС России торгов, а также техническая информация о произведенных Ответчиками действиях посредством сети Интернет на торговых площадках за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, проведен анализ состояния конкуренции на торгах и закупок у единственного поставщика, рассмотренных Комиссией в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 1-17-1878/77-18.

По результатам анализа сведений, представленных Заявителем, Торговыми площадками и Федеральным казначейством, фактов обмена информацией, координации ОАО «Центральная ППК» действий участников, а также использования Ответчиками единой информационно-технической инфраструктуры Московским УФАС России в ходе конкурентных процедур с номерами 31603836882, 31603878835, 31604065489, 31604168512, 31705026917, 31705189006, 31705498189, 31705520205, 31705528947, 31705625638 не установлено.

В результате анализа информации, размещенной в системе Seldon.Basis, Московским УФАС России установлено, что за рассматриваемый период с 2016 по 2017 годы ОАО «Центральная ППК» было проведено более 500 закупочных процедур, при этом с ООО «ТрансТехСвязь» были заключены контракты по итогам 25 процедур (5%), а между Заявителем и ОАО «Центральная ППК» было заключено 8 контрактов (1,6%).

Таким образом, Московское УФАС России, установив отсутствие прямых доказательств, а также отсутствие совокупности косвенных фактов, указывающих на координацию Заказчиком действий участников и заключение и реализацию антиконкурентного соглашения пришло к выводу об отсутствии оснований для квалификации действий АО «Центральная ППК» и ООО «ТрансТехСвязь», как нарушающих пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части координации Заказчиком действий участников рассматриваемых закупочных процедур и заключения антиконкурентного соглашения между ними.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» на решение Московского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган пересматривает решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Решением Московского УФАС России по делу № 1-17-1878/77-18 от 07.03.2019 АО «Центральная ППК» (далее — Заказчик) признано нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в ходе проведения 7 закупок с реестровыми номерами 31705251209, 31705498189, 31705336664, 31705520205, 31705474818, 31705625638, 31604065489 на право заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг по программному обеспечению. Кроме того, в действиях АО «Центральная ППК» и ООО «ТрансТехСвязь» антимонопольным органом установлено отсутствие нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения.

При этом, в соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. На практике к таким косвенным доказательствам обычно относятся:

- отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;

- заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;

- использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;

- фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;

- оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;

- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;

- наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.

Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Исходя из материалов дела № 1-17-1878/77-18 следует, что при проведении закупок с реестровыми номерами 31705251209, 31705498189, 31705336664, 31705520205, 31705474818, 31705625638, 31604065489 на право заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг по программному обеспечению, Заказчик, отказываясь от проведения закупок (№№ 31705251209, 31705474818, 31705336664) после определения состава потенциальных участников с определенными ценовыми предложениями, объявляло новые закупки (реестровые номера: 31705498189, 31705520205, 31705625638) с аналогичным предметом, объемами и сроками поставки товара и изменяло критерии оценки заявок таким образом, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту — ООО «ТрансТехСвязь».

Также Решением установлено, что Заказчиком была обеспечена победа ООО «ТрансТехСвязь» также в закупке № 31604065489, где последний участвовал совместно с ЗАО «КРОК инкорпорейтед», не соответствующим требованиям конкурсной документации, что привело к нарушению порядка определения победителя при проведении данной закупки.

В ходе рассмотрения дела Московское УФАС России установило, что в действиях АО «Центральная ППК» имеются нарушения антимонопольного законодательства, однако доказательств, свидетельствующих о заключении АО «Центральная ППК» и ООО «ТрансТехСвязь» антиконкурентного соглашения, недостаточно, чтобы сделать вывод о наличии в действиях рассматриваемых лиц нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Довод Заявителя о том, что Московским УФАС России не были учтены обстоятельства, изложенные в судебных решениях Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-253533/16-45-2226 от 21.08.2017, № А40-244715/16-11-2357 от 29.08.2017, № А40-201541/17-79-1736 от 29.01.2018 отклоняются Апелляционной коллегией, в связи с тем, что в указанных судебных делах отсутствуют выводы суда о наличии (или) отсутствии антиконкурентного соглашения между АО «Центральная ППК» и АО «ТрансТехСвязь».

При этом совокупности имеющихся и полученных в рамках дела косвенных доказательств, при отсутствии прямых доказательств, по мнению Апелляционной коллегии, недостаточно для признания факта наличия антиконкурентного соглашения.

При данных обстоятельствах Комиссия Московского УФАС России обоснованно пришла к выводу об отсутствии в действиях АО «Центральная ППК» и ООО «ТрансТехСвязь» нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия установила, что решение Московского УФАС России от 07.03.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-17-1878/77-18 не нарушает единообразие практики применения антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобу ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» на решение Московского УФАС России от 07.03.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-17-1878/77-18 без удовлетворения.

 

"<...>"                                                                                                                                                                     "<...>"

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны