Уведомление №09/93227/19 Решение Апелляционной коллегии ФАС России по жалобе № А-40/2... от 23 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена «04» октября 2019

Полный текст решения изготовлен «11» октября 2019 г. Москва

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: «<...>», рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу № А-40/2019 «<...>»  на решение Ростовского УФАС России от  18.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1703/05, при участии (посредством видеоконференц-связи): «<...>», а также представителей: АО «ТРК «Тихий Дон» (по доверенности): «<...>»; ГУП Ростовской области «Дон-Медиа» (по доверенности): «<...>»; УФАС России: «<...>», (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба гражданина «<...>» (вх.№ 147610/19 от 21.08.2019)  на решение Ростовского УФАС России от  18.07.2019 по делу № 1703/05 о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрение указанного дела было прекращено в связи с отсутствием в действиях ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Заявитель с решением Ростовского УФАС России не согласен, считает, что указанный акт нарушает единообразие практики применения антимонопольного законодательства, просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя, не все его доводы получили оценку в оспариваемом решении Ростовского УФАС России, представленных им доказательств достаточно для установления факта заключения антиконкурентного соглашения.

В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.

В Ростовское УФАС России поступило заявление гражданина «<...>»о результатах проведения Правительством Ростовской области торгов (открытых конкурсов) на «производство и размещение социально значимых материалов на телеканале», свидетельствующих о наличии признаков заключения антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах.

Как установлено Ростовским УФАС России, Правительством Ростовской области (далее – Заказчик) проведено шесть открытых конкурсов на закупку услуг «Производство и размещение социально значимых материалов на телеканале:

1. 30.01.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0158200003316000011. НМЦК составила 16 774 480,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 25.02.2016 № ПРО1 поступили две заявки: ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон». Победителем определено ГУП РО «Дон-медиа», как участник предложивший лучшие условия исполнения контракта. 14.03.2016 между Заказчиком и ГУП РО «Дон – Медиа» заключен контракт № 125.

2. 29.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0158200003316000031. НМЦК составила 14 809 480,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 22.03.2016 № ПРО1 поступили две заявки: ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон». Победителем определено ГУП РО «Дон-медиа», как участник предложивший лучшие условия исполнения контракта. 06.04.2016 между Заказчиком и ГУП РО «Дон – Медиа» заключен контракт № 153.

3. 29.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0158200003316000034. НМЦК составила 15 849 480,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 22.03.2016 № ПРО1 поступили две заявки: ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон». Победителем определено ГУП РО «Дон-медиа», как участник предложивший лучшие условия исполнения контракта. 06.04.2016 между Заказчиком и ГУП РО «Дон – Медиа» заключен контракт № 152.

4. 28.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0158200003316000136. НМЦК составила 12 702 400,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 19.01.2017 № ПРО1 поступили две заявки: ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон». Победителем определено ГУП РО «Дон-медиа», как участник предложивший лучшие условия исполнения контракта. 31.01.2017 между Заказчиком и ГУП РО «Дон – Медиа» заключен контракт № 27.

5. 10.02.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0158200003317000004. НМЦК составила 12 047 000,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 06.03.2017 № ПРО1 поступили две заявки: ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон». Победителем определено ГУП РО «Дон-медиа», как участник предложивший лучшие условия исполнения контракта. 22.03.2017 между Заказчиком и ГУП РО «Дон – Медиа» заключен контракт № 103.

6. 10.02.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0158200003317000005. НМЦК составила 11 945 000,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 09.03.2017 № ПРО1 поступили две заявки: ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон». Победителем определено ГУП РО «Дон-медиа», как участник предложивший лучшие условия исполнения контракта. 22.03.2017 между Заказчиком и ГУП РО «Дон – Медиа» заключен контракт № 101.

Таким образом, в течение 2016 и 2017 годов Правительством Ростовской области проведено шесть открытых конкурсов на закупку услуг по производству и размещению социально значимых материалов на телеканале: №№ 0158200003316000011, 0158200003316000031, 0158200003316000034, 0158200003316000136, 0158200003317000004 и 0158200003317000005.

В указанных шести конкурсах принимали участие два хозяйствующих субъекта: ГУП РО «Дон-Медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон».

ГУП РО «Дон-Медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» подавали одинаковые ценовые предложения, равные начальной (максимальной) цене контракта, а победителем признавался участник по первоочередности подачи заявки.

По итогам оценки и сопоставления заявок победителем по всем шести конкурсам признавалось ГУП РО «Дон-Медиа» с ценовым предложением равным начальной (максимальной) цене контракта.

Отсутствуют доказательства, подтверждающие факт заключения ГУП «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» соглашения, запрещенного пунктом 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Ростовским УФАС России установлено отсутствие договоров субподряда между ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» в рамках исполнения шести рассматриваемых открытых конкурсов, что свидетельствует о том, что поведение АО «ТРК «Тихий Дон» не являлось намеренным и не было направлено на достижение заранее оговоренной цели.

Ростовское УФАС России в оспариваемом решении пришло к выводу, что достигнутый ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» результат торгов обусловлен наличием объективных причин, а не явился следствием реализации антиконкурентного соглашения.

На основании изложенного, решением Ростовского УФАС России от  18.07.2019 по делу № 1703/05 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела было прекращено в связи с отсутствием в действиях ГУП РО «Дон-медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Изучив жалобу на указанное решение, Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается заключение соглашений (картелей) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Указанная позиция находит отражение в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016, где суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их "весомость" как в отдельности, так и в совокупности».

Как следует из решения Ростовского УФАС России, доказательства заключения антиконкурентного соглашения между ГУП РО «Дон-Медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» отсутствуют. Однако Комиссия Ростовского УФАС России не исследовала всю имеющуюся в материалах дела информацию.

Более того, из оспариваемого решения и представленных материалов дела № 1703/05 не следует, что Ростовским УФАС России во исполнение требований части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Ростовским УФАС России при вынесении оспариваемого решения не были проанализированы и оценены следующие обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии в действиях ГУП РО «Дон-Медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» признаков заключения антиконкурентного соглашения:

      1. Одинаковая модель поведения во всех шести аукционах: ГУП РО «Дон-Медиа» и АО «ТРК «Тихий Дон» подают одинаковые ценовые предложения, равные НМЦК, победителем становится участник, подавший первым ценовое предложение - ГУП РО «Дон-Медиа»;

      2. Отказ АО «ТРК «Тихий Дон» от конкурентной борьбы, подтверждаемый непредставлением документов об опыте участника при его наличии и подачей ценовых предложений только после ГУП РО «Дон-Медиа» с целью предоставления преимуществ последнему;

      3. Отсутствие у АО «ТРК «Тихий Дон» возможности размещать социально значимые материалы на телеканале в случае победы в аукционах ввиду отсутствия соответствующей лицензии;

      4. Аффилированность участников торгов, которая может свидетельствовать о направленности их действий на достижение общего взаимовыгодного результата при участии в торгах;

      5. Наличие договора № 25 от 24.01.2017 между ответчиками с тем же предметом, что и по договорам, заключенным с победителем по результатам торгов на сумму 79 317 600 рублей;

      6. Наличие в штате АО «ТРК «Тихий Дон» и ГУП РО «Дон-Медиа» общих сотрудников, работающих по совместительству («<...>»).

Кроме того, комиссией Ростовского УФАС России не дана оценка следующим фактам, изложенным в обращении заявителя:

      1. Производству телепередач, в том числе социально значимых материалов, АО «ТРК «Тихий Дон» по заказу ГУП РО «Дон-Медиа», что подтверждается знаками копирайта в размещенных на сайте телеканала видеозаписях;

      2. Письму Правительства Ростовской области от 11.08.2017 № 13-953 о заключении соглашения между АО «ТРК «Тихий Дон» и ГУП РО «Дон-Медиа» 31.12.2015, согласно которому в качестве производственной студии ГУП РО «Дон-Медиа» по договорам с Правительством области выступает АО «ТРК «Тихий Дон»;

      3. В ценовом предложении АО «ТРК «Тихий Дон» затраты на размещение телепередач на телеканале «Дон 24» складываются с учетом прайс-листа на размещение телепередач, утвержденного ГУП РО «Дон-Медиа», действовавшего на момент подачи заявки;

      4. Общее место нахождения структурного подразделения победителя торгов — телеканала «Дон 24» и второго участника закупок;

      5. Подачу АО «ТРК «Тихий Дон» завышенных ценовых предложений на торгах, превышающих стоимость оказания аналогичных услуг для ГУП РО «Дон-Медиа»;

      6. О несоответствии действительности представленных победителем торгов документов в подтверждение возможности самостоятельного производства видеоматериалов для размещения в рамках проведенных закупок.

Кроме того, имеющееся в материалах дела заявление «<...>» об уточнении доказательств по делу № 1703/05, поступившее в Ростовское УФАС России 21.05.2018 (вх.№ 7431 от 21.05.2018), содержало доводы о признаках нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в координации организатором торгов деятельности участников торгов. Вместе с тем, указанный довод в ходе рассмотрения дела исследован не был и оценку в оспариваемом решении не получил.

Таким образом, в решении Ростовского УФАС не исследованы надлежащим образом все обстоятельства, информация о которых содержится в материалах дела, что нарушает положения статьи 41 Закона о защите конкуренции, а также единообразие правоприменительной практики.

Таким образом, решение Ростовского УФАС России от  18.07.2019 по делу № 1703/05 нарушает единообразие применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

1. Отменить решение Ростовского УФАС России от  18.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1703/05.

2. Направить дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1703/05 в Ростовское УФАС России на новое рассмотрение.

 

«<...>»

 

«<...>»

 

«<...>»

«<...>»

«<...>»

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны