Решение №АД/49916/15 Решение по жалобе №05-19ак/2015 от 11 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление

о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 05-19ак/2015

«07» сентября 2015 г. г. Москва

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Доценко А.В., рассмотрев материалы жалобы на постановление Калужского УФАС России от 01.07.2015 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 05-19ак/2015, вынесенное руководителем Калужского УФАС России Каретиным Д.В. в отношении XXXXXXXXXXX (XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX), (далее - Жалоба), в отсутствии XXXXXXXXXXX, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения Жалобы

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области поступили заявления индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории городского поселения «Город Малоярославец» (далее - ГП «Город Малоярославец»):

  • XXXXXXXXXXXXXXXX (ИНН 420400596663);

  • XXXXXXXXXXXXXX (ИНН 401100084494);

  • XXXXXXXXXXXXXXXXXX (ИНН 401100127109);

  • XXXXXXXXXXXX (ИНН 401100174116),

по результатам рассмотрения которых, Калужским УФАС России в действиях Городской Думы ГП «Город Малоярославец» (далее - ГДГП «Город Малоярославец» установлено нарушение антимонопольного законодательства.

На основании приказа Калужского УФАС России от 26.02.2014 № 49 в отношении ГДГП «Город Малоярославец» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-20к/2014 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в не включении в схему-таблицу размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» (далее - МОГДГП «Город Малоярославец»), утвержденную Решением МОГДГП «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, НТО эксплуатация которых осуществлялась до утверждения указанной схемы что, повлекло (могло повлечь) недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-20к/2014 было установлено, что согласно ответам Малоярославецкой районной администрации МО «Малоярославецкий район» в адрес индивидуальных предпринимателей, (далее - ИП) привлеченных к участию в рассмотрении дела, на обращения о заключении договора аренды земельных участков под НТО на новый срок, единственным указанным основанием для отказа в заключении договора аренды земельных участков на которых расположены НТО, явилось не включение НТО в схему-таблицу размещения НТО на территории МОГП «Город Малоярославец», утвержденную Решением ГДМОГП «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264. В связи с чем, в действиях Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район, выразившихся в необоснованном отказе от заключения с ИП, привлеченными к участию в рассмотрении дела, договоров аренды земельных участков под НТО (продлении срока действия договоров), Комиссией Калужского УФАС России были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. На основании определения (исх. от 15.04.2014 № 02/575) Малоярославецкая районная администрация муниципального района «Малоярославецкий район» привлечена к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства № 02-20к/2014 в качестве ответчика.

Согласно позиции ГД «города Малоярославец», изложенной в письменном виде (исх. от 26.12.2013 № 201) на момент утверждения схемы размещения НТО решением Думы от 03.04.2013 № 264, в которую вошли 53 из 122 НТО, существующих на территории МО ГП «Город Малоярославец», лишь у 30 собственников НТО имелись договоры аренды земельного участка для размещения НТО. Как следует из указанных пояснений решение ГДМОГП «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264 соответствует федеральному и областному законодательству и принято с учетом нормы обеспеченности населения объектами НТО на территории муниципального образования.

Работа по включению в схему тех или иных объектов торговли осуществлялась комиссионно представителями Администрации ГП «Город Малоярославец» и Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район».

Так же, как следует из представленных пояснений, НТО, принадлежащие ИП, привлеченным к участию в деле, не включены в схему размещения НТО поскольку договоры аренды закончились (у ИП Гордиевских В.В. - 01 марта 2013 года; у ИП Новиковой И.Я. - 20 апреля 2013 года; у ИП Солдатенковой Н.П. - 04 мая 2012 года), а НТО, принадлежащий ИП Иванову Г.В. не включен в схему, поскольку срок аренды был установлен до 01.08.2013.

Как указывает ГД «города Малоярославец» (исх. от 26.12.2013 № 201) письмом (исх. от 03.04.2013 № 1211) Малоярославецкой районной администрацией муниципального района «Малоярославецкий район» была согласована схема-таблица размещения НТО без указанных собственников, поскольку не было намерения продлевать договоры аренды для размещения НТО.
Также ГД «Города Малоярославец» указано на то, что ул. Подольских Курсантов в г. Малоярославец перенасыщена торговыми площадями, в связи с чем было принято решение, что размещение НТО вдоль одной улицы с расстоянием 15-20 м друг от друга нецелесообразно.

По мнению Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» (исх. от 23.05.2014 № 1746), земельные участки предоставлялись ИП, привлеченным к участию в деле, без соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем предоставление земельных участков на новый срок не представлялось возможным. Кроме того, ИП, привлеченными к участию в деле, было осуществлено строительство магазинов, таким образом предоставление земельного участка для размещения НТО также не представляется возможным.
Согласно пояснениям Администрации ГП «Город Малоярославец», по результатам проведенного комиссией с участием представителей Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» и Администрации ГП «Город Малоярославец» изучения мест расположения НТО на территории города Малоярославец, были установлены объекты, подлежащие включению в схему НТО. Поскольку Администрация ГП «Город Малоярославец» не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, решение о составе НТО, подлежащих включению в указанную схему, принималось Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район», в том числе с учетом того, что по ряду договоров аренды земельных участков, на которых размещены НТО срок аренды продлен не будет.

Перед утверждением схемы расположения НТО ГД «город Малоярославец», указанная схема НТО, как следует из пояснений представителя Администрации ГП «Город Малоярославец» и ГПГД «Город Малоярославец» в ходе рассмотрения дела, была согласована Малоярославецкой районной администрацией муниципального района «Малоярославецкий район», никаких замечаний по составу НТО, включаемых в схему, высказано не было.

ИП, привлеченные к участию в рассмотрении дела, подтвердили доводы, изложенные в заявлениях, указали, что НТО были незаконно не включены в схему-таблицу размещения нестационарных торговых объектов на территории МОГП «Город Малоярославец», утвержденную Решением ГДМОГП «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, следствием чего явился отказ со стороны Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» в заключении договора аренды земельного участка под НТО на новый срок. Также пояснили, что все работы, связанные с реконструкцией НТО производились с учетом необходимых разрешений и согласований, претензий со стороны органов власти муниципального района и г. Малоярославец в отношении договоров аренды земельных участков под НТО и продлению их сроков до 2013 года не имелось.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Калужского УФАС России по результатам рассмотрения дела пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Особенности размещения нестационарных торговых объектов определены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3, согласно которой:
- размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 указанной статьи);

- порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объекте расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 указанной статьи);
- схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 указанной статьи);

    • - схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 указанной статьи);
      - утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 указанной статьи).
      Приказом Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 09.11.2010 № 543 утвержден Порядок разработки и утверждения органом местного самоуправления схемы размещения НТО на территории муниципальных образований Калужской области (далее - Порядок), согласно которому при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями.

      Согласно Порядку, схема разрабатывается с учетом мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а также обращений физических или юридических лиц, имеющих намерение разместить такие объекты. При этом, включение НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО осуществляется в соответствии с Правилами включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

Как следует из указанного Порядка, подготовка проекта схемы осуществляется органом местного самоуправления на основании проведенного анализа фактического размещения НТО и их потребности. Результаты проведенного анализа являются исходными данными для разработки и утверждения схемы для территории, в границах которой проводился анализ существующих НТО и мест их размещения, органами местного самоуправления муниципальных образований. Схема утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Частью 4 статьи 46 Устава МО установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калужской области, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калужской области. Уставом.

Из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО, Положения об Администрации ГП «Город Малоярославец» следует, что Администрация ГП «Город Малоярославец» является уполномоченным на разработку схемы размещения НТО органом местного самоуправления, а ГД «города Малоярославец» является, уполномоченным органом на утверждение схемы размещения НТО в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3, что также подтверждается и фактическими обстоятельствами дела.

Решением ГДМОГП «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264 утверждена схема-таблица размещения НТО на территории МОГП «Город Малоярославец».

Согласно указанной схеме-таблице, в схему включено 53 НТО, деятельность с использованием которых осуществлялась ИП (XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX) в указанную схему включены не были.

Как следует из представленных документов, подготовка проекта схемы-таблицы размещения НТО осуществлялась Администрацией ГП «Город Малоярославец», при этом в материалах дела представлены пояснения из которых следует, что осуществлялось комиссионное исследование НТО, расположенных на территории ГП «Город Малоярославец» с участием представителей Администрации «Города Малоярославец» и Малоярославецкой районной администрации муниципального района Малоярославецкий район.

Так, из материалов дела следует, что постановлением Администрации ГП «Город Малоярославец» от 17.12.2012 № 899 МУП «Управление городского хозяйства» поручено произвести сбор сведений по НТО, а также в срок до 10.02.2013 подготовить схему размещения НТО на территории муниципального образования.

На основании постановления Администрации ГП «Город Малоярославец» от 13.02.2013 № 72 создана комиссия по организации работы по проверке наличия самовольно установленных НТО, которой в срок до 21.02.2013 поручено провести работу по выявлению на территории МО «Город Малоярославец» самовольно установленных НТО, а также разработать мероприятия по приведению в соответствие с действующим законодательством работу НТО.

Для реализации вышеуказанного поручения были организованы проверки. Предметом проводимых проверок являлось именно выявление самовольно установленных НТО на территории муниципального образования, по результатам которой выявлены НТО с отсутствующими договорами аренды либо договорами аренды с истекшим сроком действия, что следует непосредственно из перечня поименованных в акте от февраля (без даты) 2013 года НТО и мест их расположения. НТО ИП, привлеченных к участию в деле (XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX), в актах проводимых проверок поименованы не были, в связи с чем у Комиссии, созданной на основании постановления Администрации ГП «Город Малоярославец» от 13.02.2013 № 72, вопросов по законности их расположения не возникало.

Вместе с тем, представленные документы, по мнению Комиссии Калужского УФАС России, не подтверждают, что указанной Комиссией осуществлялась оценка фактической потребности в НТО на территории муниципального образования.

Иных документов, подтверждающих создание каких-либо комиссий с целью установления именно фактической потребности населения в объектах нестационарной торговли в целях обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями, а также проведения иных мероприятий, направленных на установление объективно существующей потребности в НТО, итоговых документов по результатам работы комиссий или проведения иных мероприятий в материалы дела ни Администрацией ГП «Город Малоярославец», ни ГДГП «Город Малоярославец» представлено в ходе рассмотрения не было.

В связи с указанным, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что доводы Администрации ГП «Город Малоярославец» и ГДГП «Город Малоярославец» о том, что при принятии решения о включении тех или иных объектов нестационарной торговли в схему-таблицу, утвержденную решением ГД «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, указанные органы местного самоуправления руководствовались показателями обеспеченности населения в торговых объектах не обоснованны и документально не подтверждены.
Также, из представленных документов и пояснений в письменном виде (исх. от 27.06.2014 № 1778) следует, что на момент утверждения схемы-таблицы действовали договоры аренды земельных участков на 4 НТО у ОАО «Союзпечать» и на 1 НТО у ИП Абрамович О.Е. При этом отсутствие договоров аренды у иных хозяйствующих субъектов не привело к не включению НТО в таблицу-схему размещения НТО на территории МОГП «Город Малоярославец», утвержденную решением ГДМОГП «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, тогда как НТО ИП, привлеченных к участию в деле, в указанную схему включены не были в связи с тем, что согласно доводам, не имелось намерения продолжать арендные отношения с указанными хозяйствующими субъектами.
В связи с изложенным обстоятельством, включение тех или иных НТО, в схему схему-таблицу, утвержденную решением ГД «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, носило субъективный характер и не основывалось на нормах действующего законодательства.

Доводы ГДГП «Город Малоярославец» Администрации ГП «Город Малоярославец» о том, что НТО, использованием которых осуществляют хозяйственную деятельность ИП, привлеченные к участию в деле, не включены в схему-таблицу НТО в связи с тем, что Малоярославецкая районная администрация муниципального района «Малоярославецкий район» не была намерена продолжать арендные отношения также в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли.

В ходе рассмотрения дела также установлено следующее.
Из содержания договоров, заключенных с ИП, привлеченными к участию в рассмотрении дела, следует, что на дату утверждения (03.04.2013) решением ГДМОГП «Город Малоярославец» № 264 схемы-таблицы размещения НТО на территории МОГП «Город Малоярославец» закончился только срок действия договора аренды, заключенного с ИП Гордиевских В.В.

Вместе с тем, установлено, что ИП Гордиевских В.В. обращался в адрес Малоярослаевецкой администрации муниципального района «Малоярославецкий район» по вопросу заключения договора аренды земельного участка на новый срок. Согласно письму Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район от 26.03.2013 № ОГ-206 на заявление ИП Гордиевских В.В. от 12.03.2013 заявителю было указано на то, что утверждена схема размещения НТО. При этом, как следует из письма Администрации от 26.03.2013 № ОГ-206, указанный в заявлении ИП Гордиевских В.В. торговый павильон, расположенный по адресу: ул. Подольских Курсантов, не вошел в указанную схемы. Учитывая изложенное, как следует из письма Администрации от 26.03.2013 № ОГ-206, Малоярославецкая районная администрация муниципального района «Малоярославецкий район считает, что продление договора аренды земельного участка площадью 50 кв.м. под торговым павильоном не представляется возможным.

Также в материалах дела есть коллективное заявление ИП, привлеченных к участию в деле, из которого следует, что ИП 08.08.2013 обратились в адрес Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район с заявлением о рассмотрении вопроса о продлении договоров аренды земельных участков под объектами торговли, расположенными по ул. Подольских Курсантов в г. Малоярославец.

Согласно позиции Малоярославецкой районной администрацией муниципального района «Малоярославецкий район» (исх. от 09.06.2014 № 1976) земельные участки не были предоставлены в аренду на новый срок также в связи с тем, что при их предоставлении не были соблюдены требования Земельного кодекса, в частности статьи 34 Земельного кодекса . Также указано на то, что земельные участки под НТО формируются исключительно для целей не связанных со строительством, на указанных участках невозможно возводить объекты капитального строительства, которые по факту ИП были возведены (построены магазины), в связи с чем предоставление земельного участка в аренду под размещение НТО в рассматриваемых случаях противоречит действующему законодательству.

Вместе с тем, как следует из представленных документов, в том числе из переписки Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» с ИП, привлеченными к участию в деле, основанием для отказа в заключении договора на новый срок являлось то, что НТО не включены в схему- таблицу, утвержденную решением ГД «Города Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, а не какие-то иные обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Из содержания части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции следует, что органам местного самоуправления запрещается совершать действия (бездействие), которые приводят не только к реальным последствиям в виде ограничения конкуренции, но и создают угрозу конкурентной среде, создают возможность наступления таких последствий.

Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Статьей 15 ФЗ от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Согласно подпункту «д» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция и. эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Аналогичные положения содержатся и в Порядке разработки и утверждения органом местного самоуправления схемы размещения НТО на территории муниципальных образований Калужской области, утвержденном приказом Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 09.11.2010 № 543.

Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 также установлено, что утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, НТО, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.

Из анализа перечисленных норм следует, что Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 предусмотрено сохранение мест размещения НТО в случае утверждения схемы размещения НТО либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация такого объекта начаты до указанных изменений.

Кроме того, как следует из письма Минпромторга России от 27.01.2014 № ЕВ- 820/08 «О нестационарной торговле» схема размещения - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Материалами дела подтверждено, что XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX в установленном порядке зарегистрированы в качестве ИП и ими осуществлялась предпринимательская деятельность на территории МО «Город Малоярославец» с использованием НТО. Согласно сведениям из Единого государственного реестра ИП, основным видом деятельности указанных хозяйствующих субъектов является розничная торговля (в том числе в неспециализированных магазинах).

Из фактических обстоятельств дела и представленных в распоряжение Комиссии Калужского УФАС России материалов дела следует, что юридическим актом, установившим правила (а именно схема-таблица расположения НТО), обязательные для исполнения на территории муниципального образования в соответствии со статьей 46 Устава МО, является решение ГД «Города Малоярославец» от 03.04.2013 № 264.

Утверждение решением ГД «Города Малоярославец» от 03.04.2013 № 264 схемы-таблицы НТО создает для непоименованного в нем круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих до ее утверждения и намеренных продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием НТО, невозможность в последующем ее вести, что является необоснованным препятствием осуществления предпринимательской деятельности и запрещено статьей 15 Закон о защите конкуренции.

Из фактических обстоятельств дела следует, что включение тех или иных объект НТО в проект схемы-таблицы, впоследствии утвержденной решением ГД «Города Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, произведено формально, без установления наличия, либо отсутствия оснований для включения в такую схему, в том числе с учетом нормы части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3. Материалами дела подтверждено, что схема-таблица размещения нестационарных торговых объектов на территории МОГП «Город Малоярославец» была утверждена 03.04.2013, в то время как строительство, реконструкция или эксплуатация торговых объектов ИП, привлеченных к участию в деле, была начата перечисленными хозяйствующими субъектами задолго до утверждения такой схемы.

Доводы ГДГП «Город Малоярославец» о том, что именно отсутствие намерения со стороны Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» явилось основанием для не включения НТО, с использованием которых осуществляют деятельность ИП Гордиевских В.В., Новикова И.Я., Солдатенкова Н.П., Иванов Г.В., в схему-таблицу, утвержденную решением ГД «Города Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, не подтверждено в ходе рассмотрения дела.

Кроме того, из представленных документов следует, что отсутствие соответствующих договоров на земельные участки, в отношении НТО, включенных в схему-таблицу, утвержденную решением ГД «Города Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, не явилось (являлось) препятствием для включения таких объектов в указанную схему-таблицу.

Хозяйствующие субъекты, привлеченные к участию в деле, имели намерение продолжить эксплуатацию НТО путем заключения или продления договоров аренды земельных участков на новый срок, вместе с тем, именно то обстоятельство, что НТО не были включены в указанную схему повлекло отказ в заключении договоров аренды на новый срок. При этом указанные хозяйствующие субъекты обращались в уполномоченный орган (Малоярославецкую районную администрацию муниципального района «Малоярославецкий район) с заявлениями о заключении договоров аренды земельных участков на новый срок, что подтверждено материалами дела и Администрацией не оспаривается.

Таким образом, схема-таблица размещения НТО на территории МОГП «Город Малоярославец», утвержденная решением ГДМОГП «Город Малоярославец» от 03.04.2013 № 264 не соответствует статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в частности частям 1 и 6 указанной статьи, статье 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, а также части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенные обстоятельства, должностное лицо Калужского УФАС России правомерно пришло к выводы о наличии в действиях ГДГП «Город Малоярославец» нарушения части 1, в том числе пункта 2 части 1, статьи 15 Закон о защите конкуренции.

Согласно статье 29 Земельного Кодекса Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

      • Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Документы, подтверждающие соблюдение процедуры предоставления земельных участков под НТО с соблюдением установленных требований законодательства в материалы дела не представлены, что, однако, ранее не препятствовало заключению договоров на новый срок.

Согласно письменным пояснениям Малоярославецкой районной администрации Малоярославецкого района (исх. от 09.06.2014 № 1976) уведомления в адрес ИП, привлеченных к участию в деле в качестве заявителей, о расторжении договоров аренды не направлялись.

Частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ИП, привлеченные к участию в деле в период спорных взаимоотношений продолжали пользоваться земельными участками, на которых расположены НТО, с внесением арендной платы за пользование земельными участками, что представителями Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» не оспаривалось.

В ходе рассмотрения дела Малоярославецкой районной администрацией муниципального района «Малоярославецкий район» документов, подтверждающих совершение действий, направленных на приведение правоотношений по использованию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых располагаются осуществляющие деятельность НТО в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе в соответствие с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не представлено. Как отмечалось выше, основанием для не заключения договоров аренды земельных участков на новый срок являлось то, что НТО не включены в схему-таблицу, утвержденную решением ГД «Города Малоярославец» от 03.04.2013 № 264, а не какие-то иные обстоятельства.

На основании изложенных обстоятельств в действиях Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» Комиссией Калужского УФАС России установлено нарушение части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции.

Указанный документ подписан главой муниципального района – XXXXXXXXXXX

Действия главы муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» - XXXXXXXXXX, выразившиеся в утверждении решением ГДМОГП «Город Малоярославец» от № 264 схемы-таблицы размещения НТО на территории МОГП «Город Малоярославец», а также не необоснованном не включении в указанную схему НТО ИП Гордиевских В.В., Новиковой И.Я., Солдатенкова Н.П., Иванов Г.В., эксплуатация которых осуществлялась до утверждения указанной схемы что, повлекло (могло повлечь) ограничение конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в границах муниципального образования «Город Малоярославец», что приводит (может привести" ограничению конкуренции.

Таким образом, в действиях XXXXXXXXXXX содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП, в соответствии с которой действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. XXXXXXXXXXX является Главой муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец». Следовательно, XXXXXXXXXXX является должностным лицом, которое несет ответственность за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как следует из материалов дела и установленных обстоятельств, у
XXXXXXXXXXX имелась возможность не осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, однако XXXXXXXXXXX этого не сделала, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения XXXXXXXXXXX подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от 25.06.2015 № 05-19ак/2015, а также другими материалами дела.
Постановлением от 01.07.2015 о наложении штрафа по делу № 05-19ак/2015 об административном правонарушении XXXXXXXXXXX была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП.

Срок давности привлечения XXXXXXXXXXX к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения постановления не истек.
При вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 05-19ак/2015 руководителем Калужского УФАС России Д.В. Каретиным был учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающий административную ответственность, в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, установлено совершение административного правонарушения данного вида впервые.

Учитывая изложенное, должностным лицом Калужского УФАС России правомерно определен размер подлежащего наложению административного штрафа, составившего 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Таким образом, при рассмотрении Жалобы нарушений процессуального характера, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении № 05-19ак/2015 и которые могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 05-19ак/2015 от 01.07.2015 в отношении XXXXXXXXXXX, оставить без изменения, а жалобу XXXXXXXXXXX без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны