Решение №09/57222/19 Решение о рассмотрении жалобы <...> от 5 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Р Е Ш Е Н И Е

о рассмотрении жалобы на постановление Московского областного УФАС России от 11.04.2019 о прекращении производства по делу № 05-21/433-18 об административном правонарушении

 

28 июня 2019 г. г. Москва

 

Я, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев жалобу <...> на постановление от 11.04.2019 о прекращении производства по делу № 05-21/433-18 об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Московское областное УФАС России) в отношении Акционерного общества «Мособлгаз» (адрес: с.п. Барвихинское, д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, д. 1, корп. Б, этаж 9, кабинет 901, Одинцовский район, Московская область, 143082; ИНН 5032292612, КПП 503201001, ОГРН 1175024034734; дата регистрации в качестве юридического лица - 29.12.2017) (далее - Общество, АО «Мособлгаз»), в присутствии потерпевшего <...> (далее — Потерпевший), которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), в отсутствие законного представителя АО «Мособлгаз», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии защитников АО «Мособлгаз» <...> по доверенности от 09.01.2019 № 12-07/1307, <...> по доверенности от 29.12.2018 № 12-07/1405 (далее — защитники АО «Мособлгаз»), которым разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП (далее — Жалоба),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

<...> обратился в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с жалобой на постановление от 11.04.2019 о прекращении производства по делу № 05-21/433-18 об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Постановление), в которой просит постановление отменить.

В ходе рассмотрения Жалобы Потерпевший поддержал доводы, изложенные в Жалобе, защитники АО «Мособлгаз» возражали против удовлетворения Жалобы.

Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Постановления, устанавливая правильность применения Московским областным УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и вынесении Постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, установлены основания для удовлетворения Жалобы и отмены обжалуемого Постановления.

Согласно материалам дела № 05-21/433-18 об административном правонарушении, 15.08.2017 <...> заключил с АО «Мособлгаз» договор № 13/ТП17/1-К0946 о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/о Дядьковский, с/т «ДЭМЗ», уч. 21 (кадастровый номер <...> :04:0130423:45). Срок выполнения мероприятий по договору № 13/ТП17/1-К0946 составляет один год со дня заключения.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, АО «Мособлгаз» выполнило мероприятия по проектированию и строительству газопровода до границ земельного участка <...> в срок, предусмотренный договором № 13/ТП17/1-К0946, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газопотребления от 20.07.2018.

Согласно подпункту «н» пункта 83 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения) договор о подключении должен содержать в качестве существенного условия порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.

Пунктом 97 Правил подключения предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.

В силу подпункта «б» пункта 98 Правил подключения исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

В соответствии с пунктом 12 договора № 13/ТП17/1-К0946 порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливается в следующем порядке:

исполнитель уведомляет заявителя средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заявителем такого уведомления, о дате и времени мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки (точек) подключения не позднее, чем за 10 дней до его проведения;

по результатам проведения мониторинга исполнитель выдает заявителю необходимые рекомендации средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заявителем таких рекомендаций;

мониторинг исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки (точек) подключения производится исполнителем не менее 1 раза в течение срока действия настоящего договора;

Согласно материалам дела, 22.06.2018 <...> уведомил АО «Мособлгаз» о выполнении технических условий к договору № 13/ТП17/1-К0946, а также о готовности проведения мониторинга скрытых работ.

По результатам рассмотрения указанного уведомления АО «Мособлгаз» направило в адрес <...> письмо от 29.06.2018 № Исх-1191 с разъяснениями о том, что для осуществления мониторинга скрытых работ необходимо согласно пункту 10.1.1 СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 780 (далее – СП 62.13330.2011), представить документ, подтверждающий осуществление строительного контроля.

Согласно материалам дела № 05-21/433-18 об административном правонарушении, АО «Мособлгаз» в письме от 29.06.2018 № Исх-1191 проинформировало <...> о том, что для подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) необходимо представить документы, оформляемые при сдаче сети газопотребления в эксплуатацию:

- акт о техническом состоянии дымоходов и вентиляционных каналов в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 11, подпункта «а» пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410);

- акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления в эксплуатацию в соответствии с требованиями пункта 10.6.2 по форме Ж СП 62.13330.2011 (применяется на обязательной основе в соответствии с пунктом 44 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521);

- упрощенный вариант строительного паспорта газопровода (при наличии) по форме приложения Э Свода правил СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»;

- протокол проверки наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами электрооборудования (если установлено энергозависимое оборудование, оснащенное электрической автоматикой) в соответствии с требованиями главы 1.7 «Заземление и защитные меры электробезопасности» Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204;

- паспорта и сертификаты на применяемые материалы, оборудование и изделия (при наличии) в соответствии с пунктом 10.1.1 СП 62.13330.2011 (как указано выше, применяется на обязательной основе).

В соответствии с письменными пояснениями АО «Мособлгаз», <...> также проинформирован письмом от 29.06.2018 № Исх-1191 о том, что перед врезкой и пуском газа (фактическим присоединением газоиспользующего оборудования жилого дома к сетям газораспределения) необходимо заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – договор о техническом обслуживании ВДГО).

Согласно материалами дела об административном правонарушении 14.07.2018 <...> направил в адрес АО «Мособлгаз» письмо с отказом предоставления перечисленных АО «Мособлгаз» документов, полагая, что указанные требования нормативных правовых актов не применимы, поскольку у него установлено внутридомовое газовое оборудование, проверку состояния дымоходов и вентиляционных каналов он выполнил сам.

Согласно материалам дела, 23.07.2018 АО «Мособлгаз» по согласованию с <...> осуществлен выезд с целью проведения мониторинга выполнения <...> технических условий к договору № 13/ТП17/1-К0946.

По результатам проведения мониторинга установлена неготовность сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению к сетям газораспределения, а также в соответствии с пунктом 12 договора № 13/ТП17/1-К0946 <...> выданы рекомендации, что подтверждается актом неготовности сети газопотребления от 23.07.2018 и письмом АО «Мособлгаз» от 07.08.2018 № 11-1220-ТП.

Согласно материалами дела, <....> в октябре 2018 года устранил выявленное нарушение требований пунктов 7 и 12 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, а именно по приближению септика к трассе газопровода, что подтверждается письмами <...> 20.08.2018 и 20.10.2018, письмом АО «Мособлгаз» от 04.10.2018 № И-Ф-843.

Также, согласно материалами дела об административном правонарушении 12.12.2018 АО «Мособлгаз» повторно осуществлен мониторниг выполнения технических условий <...>, по результатам которого АО «Мособлгаз» составлен акт неготовности сети газопотребления к подключению к сетям газораспределения, а также в соответствии с пунктом 12 договора № 13/ТП17/1-К0946 <...> направлены письма от 12.12.2018 № И-Ф-1100, от 24.01.2019 № 40/19/М о необходимости представления перечисленных документов для осуществления проверки готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению к сети газораспределения и осуществления врезки и пуска газа.

После устранения <...> указанных замечаний, 09.04.2019 между <...> и АО «Мособлгаз» подписан акт о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/о Дядьковский, с/т «ДЭМЗ», уч. 21 (кадастровый номер <...> :04:0130423:45), а также осуществлен фактический пуск газа.

<...> обратился в адрес Московского областного УФАС России с жалобой на действия АО «Мособлгаз» в части нарушения Правил подключения.

По результатам рассмотрения дела № 05-21/433-18 об административном правонарушении, Московским областным УФАС России вынесено обжалуемое Постановление.

Не согласившись с Постановлением, <...> обратился в ФАС России с жалобой.

Согласно доводам жалобы, требования АО «Мособлгаз» по представлению документов, прямо не предусмотренных Правилами подключения, является нарушением пункта 72 и 104 Правил подключения.

Указанный довод жалобы является обоснованным ввиду следующего.

Пунктом 97 Правил подключения предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе, мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.

Согласно пункту 98 Правил подключения Исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

Согласно подпункту «б» пункта 100 Правил подключения заявитель обязан при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 72 Правил подключения исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения.

Требования к техническим условиям указаны в пункте 75 Правил подключения и определяют, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:

а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);

в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).

Приведенный перечень не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных иными нормативными актами.

Следовательно, при проведении мониторинга исполнения заявителем технических условий исполнитель не вправе требовать у заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами подключения. Таким образом, составление и подписание акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) происходит после выполнения заявителем технических условий о подключении (технологическом присоединении).

Кроме того, как следует из материалов дела об административном правонарушении, при рассмотрении дела Московским областным УФАС России сделан вывод о том, что заключение договора на техническое обслуживание ВДГО предшествует подключению газоиспользующего оборудования и является обязательным для всех собственников (пользователей) домовладений, исключений нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.

При этом Московским областным УФАС России не учтено следующее.

Согласно пункту 62 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК), с соблюдением особенностей, определенных Правилами подключения.

Пунктом 97 Правил подключения установлен исчерпывающий перечень мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемых договором о подключении: разработка исполнителем (ГРО) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработка заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

В соответствии с пунктом 104 Правил подключения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами подключения.

Правила не указывают на необходимость заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для завершения подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителей.

Таким образом, предъявление излишних требований к заявителям является нарушением Правил, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 КоАП.

Вывод о неправомерности навязывания газораспределительной организацией услуг и обязательств заявителям, не предусмотренных Правилами подключения, подтверждается существующей судебной практикой, а именно постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу № А40-237549/2018.

Согласно пункту 97 Правил подключения завершающим этапом подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

Пунктом 2 Правил подключения определено, что «фактическое присоединение» - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.

Таким образом, необходимым условием для завершения подключения (технологического присоединения) является осуществление пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.

Вместе с тем отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, а также особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее — Правила поставки газа).

Пунктом 14 Правил поставки газа предусмотрено, что в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

Следовательно, началом осуществления газоснабжения объекта капитального строительства является его фактическое подключение (врезка и пуск газа) к сети газораспределения.

Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 540 ГК согласно которой в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Правилами поставки газа и Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее — Правила пользования газом), в качестве обязательного условия осуществления газоснабжения устанавливают необходимость организации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Так, в силу пунктов 7, 8, 9 Правил поставки газа для заключения договора о поставки газа заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) представляет газоснабжающей организации копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктами 6, 16 Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются обязательным условием при газоснабжении домовладения (эксплуатации газового оборудования), но, в силу действующих Правил подключения, отсутствие такого договора не может являться основанием для отказа в завершении технологического присоединения.

Нарушение субъектом естественной монополии, осуществляющим свою деятельность в сфере транспортировки газа по газопроводам, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

Таким образом, вывод Московского областного УФАС России об отсутствии в действиях АО «Мособлгаз» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, противоречит установленным по делу обстоятельствам.

В целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).

При рассмотрении жалобы обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу статьи 24.5 КоАП для прекращения производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление Московского областного УФАС России от 11.04.2019 о прекращении производства по делу № 05-21/433-18 об административном правонарушении отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Московское областное УФАС России.

В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

Начальник

Правового управления

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Молчанов

 

 

 

Связанные организации

АО "Мособлгаз"
ИНН 5032292612, ОГРН 1175024034734
Московское областное УФАС России
ИНН 7703671069, ОГРН 1087746854150