Решение №09/57222/19 Решение о рассмотрении жалобы <...> от 5 июля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е Ш Е Н И Е
о рассмотрении жалобы на постановление Московского областного УФАС России от 11.04.2019 о прекращении производства по делу № 05-21/433-18 об административном правонарушении
28 июня 2019 г. г. Москва
Я, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев жалобу <...> на постановление от 11.04.2019 о прекращении производства по делу № 05-21/433-18 об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Московское областное УФАС России) в отношении Акционерного общества «Мособлгаз» (адрес: с.п. Барвихинское, д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, д. 1, корп. Б, этаж 9, кабинет 901, Одинцовский район, Московская область, 143082; ИНН 5032292612, КПП 503201001, ОГРН 1175024034734; дата регистрации в качестве юридического лица - 29.12.2017) (далее - Общество, АО «Мособлгаз»), в присутствии потерпевшего <...> (далее — Потерпевший), которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), в отсутствие законного представителя АО «Мособлгаз», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии защитников АО «Мособлгаз» <...> по доверенности от 09.01.2019 № 12-07/1307, <...> по доверенности от 29.12.2018 № 12-07/1405 (далее — защитники АО «Мособлгаз»), которым разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП (далее — Жалоба),
У С Т А Н О В И Л:
<...> обратился в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с жалобой на постановление от 11.04.2019 о прекращении производства по делу № 05-21/433-18 об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Постановление), в которой просит постановление отменить.
В ходе рассмотрения Жалобы Потерпевший поддержал доводы, изложенные в Жалобе, защитники АО «Мособлгаз» возражали против удовлетворения Жалобы.
Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Постановления, устанавливая правильность применения Московским областным УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и вынесении Постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, установлены основания для удовлетворения Жалобы и отмены обжалуемого Постановления.
Согласно материалам дела № 05-21/433-18 об административном правонарушении, 15.08.2017 <...> заключил с АО «Мособлгаз» договор № 13/ТП17/1-К0946 о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/о Дядьковский, с/т «ДЭМЗ», уч. 21 (кадастровый номер <...> :04:0130423:45). Срок выполнения мероприятий по договору № 13/ТП17/1-К0946 составляет один год со дня заключения.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, АО «Мособлгаз» выполнило мероприятия по проектированию и строительству газопровода до границ земельного участка <...> в срок, предусмотренный договором № 13/ТП17/1-К0946, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газопотребления от 20.07.2018.
Согласно подпункту «н» пункта 83 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения) договор о подключении должен содержать в качестве существенного условия порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
Пунктом 97 Правил подключения предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
В силу подпункта «б» пункта 98 Правил подключения исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».
В соответствии с пунктом 12 договора № 13/ТП17/1-К0946 порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливается в следующем порядке:
– исполнитель уведомляет заявителя средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заявителем такого уведомления, о дате и времени мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки (точек) подключения не позднее, чем за 10 дней до его проведения;
– по результатам проведения мониторинга исполнитель выдает заявителю необходимые рекомендации средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заявителем таких рекомендаций;
– мониторинг исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки (точек) подключения производится исполнителем не менее 1 раза в течение срока действия настоящего договора;
Согласно материалам дела, 22.06.2018 <...> уведомил АО «Мособлгаз» о выполнении технических условий к договору № 13/ТП17/1-К0946, а также о готовности проведения мониторинга скрытых работ.
По результатам рассмотрения указанного уведомления АО «Мособлгаз» направило в адрес <...> письмо от 29.06.2018 № Исх-1191 с разъяснениями о том, что для осуществления мониторинга скрытых работ необходимо согласно пункту 10.1.1 СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 780 (далее – СП 62.13330.2011), представить документ, подтверждающий осуществление строительного контроля.
Согласно материалам дела № 05-21/433-18 об административном правонарушении, АО «Мособлгаз» в письме от 29.06.2018 № Исх-1191 проинформировало <...> о том, что для подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) необходимо представить документы, оформляемые при сдаче сети газопотребления в эксплуатацию:
- акт о техническом состоянии дымоходов и вентиляционных каналов в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 11, подпункта «а» пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410);
- акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления в эксплуатацию в соответствии с требованиями пункта 10.6.2 по форме Ж СП 62.13330.2011 (применяется на обязательной основе в соответствии с пунктом 44 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521);
- упрощенный вариант строительного паспорта газопровода (при наличии) по форме приложения Э Свода правил СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»;
- протокол проверки наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами электрооборудования (если установлено энергозависимое оборудование, оснащенное электрической автоматикой) в соответствии с требованиями главы 1.7 «Заземление и защитные меры электробезопасности» Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204;
- паспорта и сертификаты на применяемые материалы, оборудование и изделия (при наличии) в соответствии с пунктом 10.1.1 СП 62.13330.2011 (как указано выше, применяется на обязательной основе).
В соответствии с письменными пояснениями АО «Мособлгаз», <...> также проинформирован письмом от 29.06.2018 № Исх-1191 о том, что перед врезкой и пуском газа (фактическим присоединением газоиспользующего оборудования жилого дома к сетям газораспределения) необходимо заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – договор о техническом обслуживании ВДГО).
Согласно материалами дела об административном правонарушении 14.07.2018 <...> направил в адрес АО «Мособлгаз» письмо с отказом предоставления перечисленных АО «Мособлгаз» документов, полагая, что указанные требования нормативных правовых актов не применимы, поскольку у него установлено внутридомовое газовое оборудование, проверку состояния дымоходов и вентиляционных каналов он выполнил сам.
Согласно материалам дела, 23.07.2018 АО «Мособлгаз» по согласованию с <...> осуществлен выезд с целью проведения мониторинга выполнения <...> технических условий к договору № 13/ТП17/1-К0946.
По результатам проведения мониторинга установлена неготовность сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению к сетям газораспределения, а также в соответствии с пунктом 12 договора № 13/ТП17/1-К0946 <...> выданы рекомендации, что подтверждается актом неготовности сети газопотребления от 23.07.2018 и письмом АО «Мособлгаз» от 07.08.2018 № 11-1220-ТП.
Согласно материалами дела, <....> в октябре 2018 года устранил выявленное нарушение требований пунктов 7 и 12 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, а именно по приближению септика к трассе газопровода, что подтверждается письмами <...> 20.08.2018 и 20.10.2018, письмом АО «Мособлгаз» от 04.10.2018 № И-Ф-843.
Также, согласно материалами дела об административном правонарушении 12.12.2018 АО «Мособлгаз» повторно осуществлен мониторниг выполнения технических условий <...>, по результатам которого АО «Мособлгаз» составлен акт неготовности сети газопотребления к подключению к сетям газораспределения, а также в соответствии с пунктом 12 договора № 13/ТП17/1-К0946 <...> направлены письма от 12.12.2018 № И-Ф-1100, от 24.01.2019 № 40/19/М о необходимости представления перечисленных документов для осуществления проверки готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению к сети газораспределения и осуществления врезки и пуска газа.
После устранения <...> указанных замечаний, 09.04.2019 между <...> и АО «Мособлгаз» подписан акт о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/о Дядьковский, с/т «ДЭМЗ», уч. 21 (кадастровый номер <...> :04:0130423:45), а также осуществлен фактический пуск газа.
<...> обратился в адрес Московского областного УФАС России с жалобой на действия АО «Мособлгаз» в части нарушения Правил подключения.
По результатам рассмотрения дела № 05-21/433-18 об административном правонарушении, Московским областным УФАС России вынесено обжалуемое Постановление.
Не согласившись с Постановлением, <...> обратился в ФАС России с жалобой.
Согласно доводам жалобы, требования АО «Мособлгаз» по представлению документов, прямо не предусмотренных Правилами подключения, является нарушением пункта 72 и 104 Правил подключения.
Указанный довод жалобы является обоснованным ввиду следующего.
Пунктом 97 Правил подключения предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе, мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
Согласно пункту 98 Правил подключения Исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».
Согласно подпункту «б» пункта 100 Правил подключения заявитель обязан при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 72 Правил подключения исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения.
Требования к техническим условиям указаны в пункте 75 Правил подключения и определяют, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:
а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);
в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Приведенный перечень не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных иными нормативными актами.
Следовательно, при проведении мониторинга исполнения заявителем технических условий исполнитель не вправе требовать у заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами подключения. Таким образом, составление и подписание акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) происходит после выполнения заявителем технических условий о подключении (технологическом присоединении).
Кроме того, как следует из материалов дела об административном правонарушении, при рассмотрении дела Московским областным УФАС России сделан вывод о том, что заключение договора на техническое обслуживание ВДГО предшествует подключению газоиспользующего оборудования и является обязательным для всех собственников (пользователей) домовладений, исключений нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.
При этом Московским областным УФАС России не учтено следующее.
Согласно пункту 62 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК), с соблюдением особенностей, определенных Правилами подключения.
Пунктом 97 Правил подключения установлен исчерпывающий перечень мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемых договором о подключении: разработка исполнителем (ГРО) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработка заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
В соответствии с пунктом 104 Правил подключения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами подключения.
Правила не указывают на необходимость заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для завершения подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителей.
Таким образом, предъявление излишних требований к заявителям является нарушением Правил, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 КоАП.
Вывод о неправомерности навязывания газораспределительной организацией услуг и обязательств заявителям, не предусмотренных Правилами подключения, подтверждается существующей судебной практикой, а именно постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу № А40-237549/2018.
Согласно пункту 97 Правил подключения завершающим этапом подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пунктом 2 Правил подключения определено, что «фактическое присоединение» - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
Таким образом, необходимым условием для завершения подключения (технологического присоединения) является осуществление пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
Вместе с тем отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, а также особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее — Правила поставки газа).
Пунктом 14 Правил поставки газа предусмотрено, что в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
Следовательно, началом осуществления газоснабжения объекта капитального строительства является его фактическое подключение (врезка и пуск газа) к сети газораспределения.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 540 ГК согласно которой в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Правилами поставки газа и Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее — Правила пользования газом), в качестве обязательного условия осуществления газоснабжения устанавливают необходимость организации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Так, в силу пунктов 7, 8, 9 Правил поставки газа для заключения договора о поставки газа заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) представляет газоснабжающей организации копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктами 6, 16 Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются обязательным условием при газоснабжении домовладения (эксплуатации газового оборудования), но, в силу действующих Правил подключения, отсутствие такого договора не может являться основанием для отказа в завершении технологического присоединения.
Нарушение субъектом естественной монополии, осуществляющим свою деятельность в сфере транспортировки газа по газопроводам, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.
Таким образом, вывод Московского областного УФАС России об отсутствии в действиях АО «Мособлгаз» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
В целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).
При рассмотрении жалобы обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу статьи 24.5 КоАП для прекращения производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Московского областного УФАС России от 11.04.2019 о прекращении производства по делу № 05-21/433-18 об административном правонарушении отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Московское областное УФАС России.
В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Начальник Правового управления |
|
А.В. Молчанов |
|
|
|