Постановление №АГ/14749/17 Постановлене о наложении штрафа по делу № 4-14.31-149/00-03-... от 3 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.31-149/00-03-17

 

«02» марта 2017 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-149/00-03-17, возбужденного в отношении федерального бюджетного учреждения «Морская спасательная служба Росморречфлота» (далее — ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота») (место нахождения: 125993, г. Москва, ул. Петровка, д. 3/6, стр. 2; ИНН 7707274249; КПП 770701001; ОГРН 1027739737321; дата регистрации в качестве юридического лица — 17.12.1998), в отсутствие законного представителя ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.31-149/00-03-17, в присутствии защитника <...>, которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), а также предусмотренные статьей 25.5 КоАП права защитников,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» оказывает услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами в акваториях морских портов Российской Федерации.

В ФАС России поступило заявление саморегулируемой организации «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» (196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 2, лит. А, оф. 606) (далее — заявитель, Ассоциация) о наличии в действиях (бездействии) ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части установления и поддержания ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» монопольно высокой цены на рынке оказания услуг по несению готовности к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов (далее — заявление).

Из заявления следует, что в Ассоциацию обратились ее члены (ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ», ООО «Бункеровочная компания ТрансОйлБункер» и ООО «Мортранс»), осуществляющие деятельность по бункеровке судов в морских портах и портопунктах Приморского края и на северо-западе Российской Федерации по вопросу действий ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», которые имеют признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по несению готовности к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов (далее — несение готовности к ЛРН) при проведении операций с нефтепродуктами на акватории морских портов и портопунктов.

Согласно приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от компаний, осуществляющих эксплуатацию танкерного флота требуется наличие планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее — План ЛРН).

Без утверждения Плана ЛРН эксплуатация флота не допускается.

План ЛРН не подлежит утверждению при отсутствии достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, аттестованных в установленном порядке или договора с аттестованной в этой области организацией, с учетом ее дислокации.

Все обратившиеся в Ассоциацию организации имели действующие на дату обращения договоры с ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» на оказание услуг по несению готовности к ЛРН, с возможностью пролонгации на 2015 год.

Однако, ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» сообщило, что в связи с увеличением расходов на содержание аварийно-спасательного формирования и выработкой единой тарифной политики договоры не будут пролонгированы на 2015 год и предложило с 01.01.2015 заключить договоры на новых условиях, в соответствии с которыми для бункеровочных компаний из Приморского края вместо ранее действующей фиксированной суммы ежемесячного платежа за предоставление услуг по несению готовности к ЛРН вводится фиксированная сумма оплаты с каждой тонны предоставленного судам бункеровочной компанией бункерного топлива (из расчета 119 рублей за одну тонну, включая НДС, переваливаемого бункерного топлива). Данный довод подтверждается письмами ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» в адрес контрагентов от 07.11.2014 № Д-13/178, от 07.11.2014 № Д-13/191 (Приморский филиал) и от 19.11.2014 № П-У-1/521 (Балтийский филиал).

В результате изменения порядка расчетов ежемесячная стоимость предоставляемой услуги по несению готовности к ЛРН для обратившихся в Ассоциацию бункеровочных компаний из Приморского края выросла по сравнению с ранее действующей в десятки раз. В тоже время для ООО «Мортранс», осуществляющего деятельность по бункеровке судов в северо-западных российских портах, ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» предложила повысить ранее действующую фиксированную сумму оплаты с каждой тонны предоставленного судам бункеровочной компанией бункерного топлива в 2 (два) раза (из расчета 119 рублей за одну тонну, включая НДС, переваливаемого бункерного топлива).

Также заявителем отмечено, что несение готовности к ЛРН аварийно-спасательными формированиями, в том числе ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», осуществляется без присутствия их сил и средств (специализированных судов и т. д.) в местах осуществления бункеровки судов, следовательно, увеличение ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» расходов на содержание своих аварийно-спасательных формирований не может быть обусловлено несением готовности к ЛРН при осуществлении бункеровочными компаниями бункеровки судов.

Дополнительно заявителем отмечено, что на протяжении длительного периода времени ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по несению готовности к ЛРН в российских морских портах, в том числе в портах и портопунктах Приморского края (Владивосток, Находка, Славянка, Восточный, Посьет, Зарубино, Большой Камень, Ольга) и на северо-западе Российской Федерации (порт Усть-Луга, порт Высоцк).

Ассоциацией также отмечено, что указанные действия ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» ущемляют законные интересы организаций, эксплуатирующих танкерный флот в целях осуществления бункеровочной деятельности и приобретающих услугу по несению готовности к ЛРН у ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Согласно представленной Приморским УФАС России информации объем услуг по несению готовности к ЛРН на море и во внутренних водах за 2014 год по Приморскому краю в стоимостном выражении составил у ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» 38,0%.

Фактическая стоимость одной переваленной бункеровочными компаниями тонны нефтепродуктов по договорам с Приморским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» в 2014 году составила 8,73 рубля за 1 тонну.

Разрешенный к применению Приморскому филиалу ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» в 2015 году тариф в размере 119 рублей за каждую переваленную бункеровочными компаниями тонну нефтепродуктов в 13,6 раза превышает фактическую стоимость аналогичной услуги, оказанной филиалом по договорам в 2014 году.

Также Ассоциацией отмечено, что цена услуги по несению готовности к ЛРН, оказываемой ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» бункеровочным компаниям, в частности, в портах Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Тамань составляет 190 рублей за одну тонну (включая НДС).

Услуга по несению готовности к ЛРН в российских портах локализована в границах акватории каждого конкретного порта, что обусловлено требованиями действующего законодательства в указанной сфере деятельности.

В рамках рассмотрения дела № 1-11-62/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — дело № 1-11-62/00-03-15) ФАС России проведен анализ товарного рынка предоставления услуг по несению готовности к ЛРН в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), положений нормативных правовых актов и информации, представленной администрациями морских портов, аварийно-спасательными службами (формированиями) и компаниями, осуществляющими эксплуатацию танкерного флота (бункеровочных судов).

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка, определены как рынок оказания услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН.

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» – профессиональная аварийно-спасательная служба согласно свидетельству об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 10.12.2014 регистрационный № 6-1-29, выданного на основании решения Аттестационной комиссии Росморречфлота (протокол от 22.09.2014 № 43).

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» именовалось: с начала 2012 года (первая половина 2012 г.) - АСФ Федерального государственного унитарного предприятия «Аварийно-спасательных и подводно-технических работ» (ФГУП «АСПТР»), во второй половине 2012 года (до 2013 года) – АСФ Федерального государственного унитарного предприятия «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление» (ФГУП «Балтийское БАСУ»), в 2013 году (до 2014 года) – АСФ Федерального государственного бюджетного учреждения «Морская спасательная служба» (ФГБУ «Морская спасательная служба»), с 2014 года и по настоящее время - ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Географические границы рынка услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН, применительно к делу № 1-11-62/00-03-15, определены как территория акваторий отдельно взятых морских портов Российской Федерации на основании следующего:

анализ договоров по оказанию услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН показал, что во всех случаях оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами осуществляется в акватории морских портов, определяемых указанными договорами.

Деятельность по оказанию услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН неразрывно связана с оказанием услуг по перевалке нефти (нефтепродуктов) в конкретном морском порту и не может оказываться в другом морском порту.

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» оказывает услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН в морских портах (портопунктах):

- Архангельск, Сабетта (Архангельский филиал);

  • Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, Приморск (Балтийский филиал);

  • Мурманск (Северный филиал);

  • Калининград, Балтийск (Калининградский филиал);

  • Кавказ, Тамань, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Азов, Ейск, Таганрог, Туапсе (Азово-Черноморский филиал);

  • Ванино, Советская Гавань, Корсаков, Холмск, Пригородное (Сахалинский филиал);

  • Владивосток, Находка, Зарубино, Посьет, Козьмино, Славянка, Восточный, Большой Камень (Приморский филиал);

  • Петропавловск-Камчатский (Камчатский филиал).

Доли ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» на рынке услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации следующие:

 

 

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (его правопредшественники)

 

 

Порт

(портопункт)

год

Процент в натуральном выражении (тонны нефти и нефтепродуктов)

год

Процент в стоимостном выражении (тыс. рублей)

Архангельск

2014

45,65%

2013

60,52%

2014

70,19%

2015

72,63%

2015

91,22%

Сабетта

2015

100%

2015

100%

Большой порт Санкт-Петербург

2013

82,31%

2013

91,06%

2014

84,38%

2014

93,35%

2015

86,74%

2015

95,65%

Выборг

2014

100%

2013

63,14%

2014

100%

2015

100%

2015

100%

Высоцк

2015

100%

2013

45,93%

2014

69,55%

2015

100%

Усть-Луга

2013

57,91%

2013

22,67%

2014

30%

2015

97,59%

Приморск

2014

76,6%

2014

80,76%

2015

7,17%

2015

10,46%

Мурманск

2013

63,63%

2013

62,6%

2014

60,95%

2014

63,17%

2015

52,53%

2015

67,73%

Калининград

2013

29,06%

2013

70,28%

2014

53,16%

2014

93,7%

2015

50,93%

2015

99,77%

Кавказ

2013

90,01%

2013

97,87%

2014

88,51%

2014

97,51%

2015

90,85%

2015

99,67%

Тамань

2013

96,83%

2013

97,3%

2014

97,8%

2014

90,98%

2015

95,03%

2015

91,96%

Новороссийск

2013

53,27%

2013

52,73%

2014

60,18%

2014

61,89%

2015

64,61%

2015

81,56%

Ванино

2013

100%

2013

100%

2014

100%

2014

100%

2015

100%

2015

100%

Советская Гавань

2013

100%

2013

100%

2014

100%

2014

100%

2015

100%

2015

100%

Корсаков

2013

91,32%

2013

77,25%

2014

96,93%

2014

75,06%

2015

99,1%

2015

95,27%

Холмск

2013

100%

2013

100%

2014

100%

2014

100%

2015

100%

2015

100%

Пригородное

2015

100%

2015

100%

Владивосток

2013

69,63%

2013

40,3%

2014

69,13%

2014

40,92%

2015

86,32%

2015

86,14%

Находка

2013

53,36%

2013

35,06%

2014

39,74%

2014

26,19%

2015

64,37%

2015

61,38%

Восточный

2013

60,51%

2013

31,83%

2014

43,2%

2014

26,1%

2015

59,21%

2015

54,77%

Темрюк

2013

89,93%

2013

90,39%

2014

93,87%

2014

96,53%

2015

98,37%

2015

98,41%

Ейск

2013

65,06%

2013

95,14%

2014

70,77%

2014

97,15%

2015

100%

2015

100%

Сочи

2013

50%

2013

46,68%

2014

50%

2014

68,3%

2015

50%

2015

66,42%

Петропавловск-Камчатский

2013

100%

2013

100%

2014

100%

2014

100%

2015

100%

2015

100%

Зарубино

2013

65,56%

2013

65,23%

2014

74,49%

2014

56,93%

2015

76,47%

2015

92,99%

Посьет

2013

65,6%

2013

72,9%

2014

74,58%

2014

69,93%

2015

85,27%

2015

94,84%

Козьмино

2013

100%

2013

100%

2014

100%

2014

100%

2015

100%

2015

100%

Славянка

2013

66,77%

2013

54,93%

2014

79,29%

2014

55,07%

2015

67,82%

2015

72,93%

Ростов-на-Дону

 

2013

39,66%

2014

70,74%

2014

74,56%

2015

65,03%

2015

61,78%

Азов

2014

11,36%

2014

45,75%

2015

95,89%

2015

82,13%

Таганрог

2013

100%

2013

100%

2014

100%

2014

100%

2015

100%

2015

100%

Туапсе

 

2013

47,21%

2013

93,43%

2014

68,88%

2014

89,54%

2015

71,77%

2015

93,44%

 

 

АО «Роснефтефлот»

 

 

Порт

(портопункт)

год

Процент в натуральном выражении (тонны нефти и нефтепродуктов)

год

Процент в стоимостном выражении (тыс. рублей)

Владивосток

2013

21,92%

2013

53,54%

2014

26,34%

2014

52,86%

2015

7,34%

2015

12,3%

Находка

2013

46,64%

2013

64,94%

2014

60,26%

2014

73,81%

2015

31,67%

2015

38,07%

Восточный

 

 

2013

39,49%

2013

64,79%

2014

56,8%

2014

71,18%

2015

36,34%

2015

44,31%

 

Анализ конкурентной среды указанного товарного рынка показал: в 2013-2015 гг. доли ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» на рынке услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН составили от 35% до 100%, в зависимости от порта.

Совокупная доля ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и и второго ответчика по делу — АО «Роснефтефлот» в морских портах, где услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН оказываются обеими организациями, составляет более 90%.

На основании указанного анализа, с учетом норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссией ФАС России по рассмотрению дела № 1-11-62/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) установлено, что ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» занимает доминирующее положение на рынке услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН (далее — несение готовности к ЛРН) в акваториях вышеуказанных морских портов.

Частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Комиссией, в целях выявления сопоставимых товарных рынков, функционирующих в условиях конкуренции, проанализирована информация о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по несению готовности к ЛРН в морских портах Российской Федерации и установлено следующее.

Ежемесячная стоимость услуг ООО «Арктикспецсервис» по несению готовности к ЛРН включает 2 (две) составляющие:

- базовая ставка, составляющая определенную сумму;

- переменная ставка, которая зависит от объемов нефтепродуктов, обработанных за отчетный период.

Цены на оказание ООО «ЭкоСервис» (порт Мурманск) услуг по несению готовности к ЛРН договорные.

Для расчета стоимости услуг по несению готовности к ЛРН и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов применяются следующие тарифы, утверждаемые обеими сторонами по договору на оказание названных услуг:

    • 107,97 руб., в т.ч. НДС 18% за тонну — до 5 000 тонн;

    • 79,00 руб. в т.ч. НДС 18% за тонну — от 5 000 до 10 000 тонн;

    • 46,21 руб. в т.ч. НДС 18% за тонну — от 10 000 тонн.

АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (АО «ЦАСЭО»; профессиональное аварийно-спасательное формирование «ЭКОСПАС»), ОАО «Южный региональный центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОАО «ЮРЦАСЭО»), ФГУП «ПИЛАРН», ООО «Морская Экология», ООО «Контур СПб», МКУ «Владивостокская городская поисково-спасательная служба» оказание услуг по несению готовности к ЛРН осуществляют на основании ежемесячной абонентской платы.

Все вышеперечисленные организации являются аварийно-спасательными службами формированиями.

Также, Комиссией проведен сравнительный анализ цен на услуги по несению готовности к ЛРН:

 

Таблица № 1

Бункеровочные компании

Порты

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (его правопредшественники)

2013 год

2014 год

10 месяцев 2015 год

тонны

рубли

тонны

рубли

тонны

рубли

ООО «Прайм Шиппинг»

Владивосток, Находка, Восточный

257 803,84

2 320 000 ежемесячная абонентская плата

398 607

1 300 000 ежемесячная абонентская плата

83 444,5

9 929 894,95 потоннажный тариф

ООО «Невский мазут»

Большой порт Санкт-петербург

169 744

9 611 560 потоннажный тариф

199 180

15 000 000 потоннажный тариф

132 040

15 883 830 потоннажный тариф

ООО «БК Флагман Мурманск»

Мурманск

29 535

1 146 150

38 256

1 245 852

17 865

1 339 500

 

 

Таблица № 2

 

Бункеровочные компании

 

Порты

ООО «ЭкоСервис»

2013 год

2014 год

10 месяцев 2015 год

тонны

рубли

тонны

рубли

тонны

рубли

ООО «Скадар»

Мурманск

138 264

6 227 407

потоннажный тариф

204 348

8 654 177

потоннажный тариф

143 694

6 733 865

потоннажный тариф

 

ФГУП «ПИЛАРН»

ООО «МАРКА-ТЕРМИНАЛ»

Большой порт Санкт-Петербург

465 500

600 000

ежемесячная абонентская плата

439 000

600 000

ежемесячная абонентская плата

172 500

526 130

ежемесячная абонентская плата

 

МКУ «Владивостокская городская поисково-спасательная служба»

АО «ННК-Приморнефтепродукт»

Владивосток

2 395 680

492 000

ежемесячная абонентская плата

2 303 430

490 900

ежемесячная абонентская плата

970 800

204 500

ежемесячная абонентская плата

 

Из данного анализа следует, что стоимость услуг ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» по несению готовности к ЛРН существенно выше цен (тарифов), установленных организациями, оказывающими аналогичные услуги в других регионах и портах Российской Федерации, сопоставимых по составу покупателей или продавцов, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок и государственному регулированию.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела и привлечении к участию в рассмотрении дела № 1-11-62/00-03-15 заявителя от 16.12.2015 № 03/72331/15 ООО «НИКО» (далее — заявитель) привлечено к рассмотрению указанного дела в качестве заявителя.

Заявителями отмечено следующее:

1. ранее услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН аварийно-спасательной службой ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» не оплачивались бункеровочными компаниями, а оплачивались только мероприятия по реальной ликвидации разливов нефтепродуктов;

2. с учетом установленного в договорах ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» разделения оплаты на оплату услуги по несению готовности к ЛРН и оплату собственно ликвидации разливов нефтепродуктов увеличение разливов должно приводить к увеличению оплаты их ликвидации, но никак не к увеличению оплаты «несение готовности»;

3. при фактическом разливе нефтепродуктов аварийно-спасательными службами (формированиями), в том числе ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», выставляются отдельные счета на оплату услуг по ликвидации разливов нефтепродуктов.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» информация по обоснованию статей затрат, учтенных при расчете (установлении) тарифа на несение готовности к ЛРН, в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 1-11-62/00-03-15 от 13.11.2015 № 03/64867/15, представлена не в полном объеме.

Кроме того, по мнению Комиссии, с учетом доводов заявителей по делу № 1-11-62/00-03-15, значительная часть затрат, учтенных ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» при расчете (установлении) тарифа на несение готовности к ЛРН ни напрямую, ни косвенно не относится к услуге по несению готовности к ЛРН, а должна быть отнесена к оказанию непосредственно ликвидации разливов нефтепродуктов.

С учетом установленного в договорах ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» разделения оплаты на оплату услуги по несению готовности к ЛРН и оплату собственно ликвидации разливов нефтепродуктов увеличение разливов должно приводить к увеличению оплаты их ликвидации, но никак не к увеличению оплаты «несение готовности».

При фактическом разливе нефти и нефтепродуктов аварийно-спасательными службами (формированиями), в том числе ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», выставляются отдельные счета на оплату услуг по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Комиссией установлено, в период, когда ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» рассматривался вопрос об изменении тарифной политики (переход на тариф за одну тонну топлива) изменений законодательства, которыми введены дополнительные требования к оснащению аварийно-спасательных формирований, повлекшие проведение дополнительных затрат не установлено.

В настоящее время, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации не утверждены.

Дополнительно необходимо отметить, что регламент, определяющий расчет сил и средств, привлекаемых для несения готовности к ЛРН и ликвидации возможных разливов нефтепродуктов, на момент вынесения решения по делу № 1-11-62/00-03-15, ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» не разработан.

Также из представленных реестров договоров на оказание услуг по несению готовности к ЛРН и заявок на заключение договоров на оказание услуг по несению готовности к ЛРН следует, что за период 2013 — 9 месяцев 2015 гг. состав покупателей данных услуг изменился незначительно.

Таким образом, условия обращения товара (оказание услуг по несению готовности к ЛРН) на товарном рынке остались неизменными, т. к. в анализируемый период (2013 — 9 месяцев 2015 гг.) тарифное регулирование не применялось, налогообложение и иные меры государственного регулирования остались неизменными.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Решением комиссии ФАС России по делу № 1-11-62/00-03-15 от 04.03.2016 № 03/19469/16 признан факт нарушения ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем изменения системы тарификации услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов (ЛРН) при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами в акваториях морских портов Российской Федерации, что привело к кратному увеличению цены на указанные услуги и к ущемлению интересов потребителей — хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Суд первой инстанции поддержал ФАС России, о чем свидетельствует соответствующее Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2016 по делу № А40-116286/2016.

Временем совершения административного правонарушения является 01.01.2015 г.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»: 125993, г. Москва, ул. Петровка, д. 3/6, стр. 2.

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: совершение ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП, выразившееся в изменении системы тарификации услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов (ЛРН) при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами в акваториях морских портов Российской Федерации, что привело к кратному увеличению цены на указанные услуги и к ущемлению интересов потребителей — хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Субъект административного правонарушения: ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (место нахождения: 125993, г. Москва, ул. Петровка, д. 3/6, стр. 2; ИНН 7707274249; КПП 770701001; ОГРН 1027739737321; дата регистрации в качестве юридического лица — 17.12.1998).

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.31-149/00-03-17 и установленных обстоятельств, у ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» имелась возможность не совершать указанное деяние, однако ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом № 4-14.31-149/00-03-17 об административном правонарушении от 22.02.2017, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом у ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Срок давности привлечения ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела в отношении ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

При рассмотрении дела в отношении ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.31 КоАП, а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (место нахождения: 125993, г. Москва, ул. Петровка, д. 3/6, стр. 2; ИНН 7707274249; КПП 770701001; ОГРН 1027739737321; дата регистрации в качестве юридического лица — 17.12.1998) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133030300000712968

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 стати 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

А. Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны