Решение №АГ/31790/14 Решение ФАС России о рассмотрении жалобы от 8 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы

на постановление о наложении штрафа

 

«6» августа2014 г.                                                                               г. Москва

 

Я, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев материалы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
№ 05-21/137-12 от 19.12.2012 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении <...> (далее — Жалоба), в отсутствие
<...>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила Жалоба (вх. от 16.04.2014 № 35688/14), по результатам рассмотрения которой установлено следующее.

Московским областным УФАС России возбуждено дело № 05-15/40-11 по признакам нарушения части1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ОАО «МОЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров ОАО «МОЭСК» (Протокол № 4 от 31.06.2007).
ОАО «МОЭСК» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области от 22.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1057746555811. В соответствии с Уставом ОАО «МОЭСК» место нахождения юридического лица: 142100, Московская область, г. Подольск,
ул. Орджоникидзе, д. 27.

В соответствии с пунктом 3.2. Устава Общества, основным видом деятельности ОАО «МОЭСК» является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

Таким образом, ОАО «МОЭСК» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 8 сентября 2009 № 6057/09.

Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ОАО «МОЭСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК».

Согласно материалам дела № 05-15/40-11 о нарушении антимонопольного законодательства, гр. <...> <...> имеет в собственности садовый домик, расположенный по адресу: Московская область, Егорьевский район, СНТ «Бруски», уч. 44 (Свидетельство о государственной регистрации права 50-НД №964913).

Технологическое присоединение необходимо заявителю исключительно для бытовых нужд, с максимальной единовременной мощностью до 5 кВт.

28.07.2010 гр. <...> <...> обратилась в адрес ОАО «МОЭСК» с заявкой на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Егорьевский район, СНТ «Бруски», уч. 44.

Данная заявка была зарегистрирована в ОАО «МОЭСК» 28.07.2010 за
№ В-10-00-902031/102.

17.11.2010 ОАО «МОЭСК» в адрес гр. <...> <...> было направлено письмо № 27/10-1362 от 14.09.2010, в котором содержалась информация о том, что для заключения договора об осуществлении технологического присоединения заявителю необходимо представить в ОАО «МОЭСК» дополнительные документы, а именно:

  • У став СНТ «Бруски».

  • Документ, подтверждающий является ли или не является <...> <...> членом СНТ «Бруски».

  • В случае если <...> <...> не является членом СНТ «Бруски», документ регламентирующий взаимоотношения СНТ «Бруски» и граждан ведущих индивидуальное хозяйство на территории данного СТ.

  • Решение общего собрания о незаключении единого договора между СНТ «Бруски» и сетевой организацией.

  • Согласие об использовании земель, находящихся в собственности СНТ «Бруски для прохождения по ним электрических сетей ОАО «МОЭСК».

02.12.2010 гр. <...>. направила в адрес ОАО «МОЭСК» письмо, в котором указала, что не является членом СНТ «Бруски» и ведет садоводство в индивидуальном порядке. К письму была приложена справка, выданная председателем СНТ «Бруски», о том, что гр. <...> <...> не является членом СНТ «Бруски».

10.12.2010 ОАО «МОЭСК» направило заявителю письмо №27/10-1877, которое фактически содержало отказ в технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Егорьевский район, СНТ «Бруски», уч. 44 в связи с тем, что садовый дом гр. <...> <...> находится на территории СНТ «Бруски».

Согласно статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетике» договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства является публичным.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно- диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана направить заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения сетевая организация исполняет обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения в части урегулирования отношений с иными лицами.

Таким образом, ОАО «МОЭСК» не направило в адрес гр. <...> <...> договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим распределительным сетям в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

На основании изложенного, Комиссией Московского областного У ФАС России в действиях ОАО «МОЭСК» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей
ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов гр. <...> <...>, путем ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Егорьевский район, СНТ «Бруски», уч.44, в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

На основании Приказа от 02.11.2009 № 084-Н 554к Носков О.А. назначен заместителем директора по присоединению и работе с клиентами Восточных электрических сетей филиала - ОАО «МОЭСК».

На основании Приказа от 07.11.2011 № 788/к Носков О.А. назначен Советником генерального директора ОАО «МОЭСК».

Согласно «Приказу от 04.12.2009 № 796 О распределении функциональных обязанностей между директором и заместителями филиала ОАО «МОЭСК» Восточные электрические сети» заместитель директора по присоединению и работе с клиентами Восточных электрических сетей филиала - ОАО «МОЭСК» несет ответственность в соответствии пунктом 9.

Следовательно, ответственным должностным лицом ОАО «МОЭСК» за нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов гр. <...> <...>, путем ненаправления договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Егорьевский район, СНТ «Бруски», уч. 44, в срок, установленный Правилами технологического присоединения в период с 03.11.2009 по 25.03.2011, является заместитель директора по присоединению и работе с клиентами Восточных электрических сетей филиала - ОАО «МОЭСК» Носков О.А.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Обстоятельств, отягчающих (статья 4.3 КоАП) и смягчающих
административную ответственность (статья 4.2 КоАП), не выявлено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 05-21/137-12 должностным лицом, рассматривавшим дело, правомерно установлено, что у Носкову О.А. имелась возможность не нарушать требования антимонопольного законодательства, однако Носков О.А. не сделало этого, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена частью 2
статьи 14.31 КоАП.

При вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 05-21/137-12 заместителем руководителя Московского областного УФАС России Азаренко А.А. был учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающий административную ответственность и обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Таким образом, при вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении должностным лицом, рассматривавшим дело, правомерно наложен штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, что находится в пределах санкции части 2
статьи 14.31 КоАП.

Однако при рассмотрении Жалобы установлены нарушения КоАП, которые носят существенный характер. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае, истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 05-15/40-11 принято 14.12.2011, следовательно в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия, таким образом, срок давности привлечения <...> истек 14.12.2012.

Постановление о назначении административного наказания
№ 05-21/137-12 в отношении <...> было вынесено 19.12.2012.

Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 05-21/137-12 от 19.12.2012 в отношении <...>, отменить, производство по делу прекратить в связи с истечение срока привлечения к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны