Постановление №АГ/35726/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 4-14.32-524/00-0... от 18 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.32-524/00-02-18

об административном правонарушении

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена «16» мая 2018 г.

В полном объеме постановление изготовлено «18» мая 2018 г.

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении по делу № 4-14.32-524/00-02-18, возбужденного в отношении <...................>, в отсутствии <...................>, в присутствии защитника <...................>, чьи полномочия подтверждены доверенностью от 18.04.2018 № 78 АБ 4756072, которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), а также предусмотренные статьей 25.5 КоАП права защитника,

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

 

Решением ФАС России по делу № 1-16-182/00-02-16 (в полном объеме решение изготовлено 23.05.2017, исх. № 02/36195/17) о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Решение по делу № 1-16-182/00-02-16) установлено следующее.

В соответствии с пунктом 6.1 Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления ОАО «Газпром» от 30.11.2009 № 57 (далее – Концепция), основными этапами участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации являются, в том числе, заключение соглашения о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, разработка схемы газоснабжения и газификации региона или субъекта Российской Федерации, формирование ежегодной Программы газификации регионов Российской Федерации ОАО «Газпром», разработка планов-графиков синхронизации.

Перенаименование ОАО «Газпром» в ПАО «Газпром» завершено в 2015 г. Смена организационно-правовой формы ОАО «Газпром» в ПАО «Газпром» отражена в новой редакции Устава, утвержденной 26.06.2015 годовым собранием акционеров и зарегистрирована 17.07.2015 в установленном законодательством порядке.

Во исполнение Концепции органами исполнительной власти Самарской области и хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ПАО «Газпром» была принята Корректировка схемы газоснабжения и газификации Ставропольского района Самарской области 2011 года, Программа развития газоснабжения и газификации Самарской области на период 2016 - 2020 годы, планы-графики выполнения программ.

Из материалов дела1-16-182/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Дело № 1-16-182/00-02-16) следует, что между губернатором Самарской области, Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области группой лиц ПАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз» заключено и реализовывалось антиконкурентное соглашение, которое не было выражено в качестве единого письменного документа, заключенного по правилам гражданского законодательства Российской Федерации. Указанное соглашение заключено в устной форме, с нарушением норм пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Факт заключения соглашения и его последующая реализация подтверждается тем, что его участниками совместно утверждены Корректировка схемы газоснабжения 2011 года и Программа развития газоснабжения на 2016 - 2020 годы, которые являются основанием для выполнения мероприятий по проектированию и строительству газопровода-отвода и газораспределительной станции (далее — ГРС) с.п. Подстепки и распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа. Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2015 № 780 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261 «Об утверждении Схемы территориального планирования Самарской области» данным объектам придан статус объектов регионального значения Самарской области.

Хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц ПАО «Газпром» (ООО «Волжская газовая компания» (в настоящее время – ООО «Газпром газораспределение Самара»), ОАО «Газпромрегионгаз»), с 2009 года неоднократно направляли обращения в адрес ОАО «Волжская ТГК» (в настоящее время – ПАО «Т Плюс») относительно проекта по строительству дополнительного распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа от реконструируемой ГРС (письмо ООО «Волжская газовая компания» от 21.10.2009 № 2470, письмо ОАО «Газпромрегионгаз» от 20.06.2010 № 05-10/6828). Обоснования наличия объективной технической или экономической необходимости в строительстве дополнительного источника газоснабжения ТЭЦ ВАЗа указанные выше письма не содержат. Представленная в материалы Дела № 1-16-182/00-02-16, переписка между группой лиц ПАО «Газпром» и ПАО «Т Плюс» не подтверждает наличия со стороны потребителя действий по инициированию включения распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа в программу газификации, финансируемую за счет средств ООО «Газпром межрегионгаз». В частности, ООО «Газпром газораспределение Самара» самостоятельно обратилось в Самарский филиал ОАО «Волжская ТГК» (в настоящее время – Самарский филиал ПАО «Т Плюс») за выдачей технических условий на подключение проектируемого газопровода в сети ТЭЦ ВАЗа (письмо от 02.04.2015 № 818) и внесением изменений в технические условия (письмо от 03.09.2015 № 2184), согласно которым просило потребителя указать необходимую ему максимальную нагрузку в размере 583,50 тыс. м3/час. Фактическое потребление газа ТЭЦ ВАЗа в указанном объеме не подтверждается материалами дела. Напротив, из информации, представленной ПАО «Т Плюс», следует, что текущий максимальный объем потребления газа на ТЭЦ ВАЗа составляет, исходя из располагаемых нагрузок, 460,00 тыс. м3/час. Осуществление мероприятий, связанных с увеличением объема газопотребления ТЭЦ ВАЗа свыше 460,00 тыс. м3/час, не планируется. Возможность потребления газа в объеме, предусмотренном проектной документацией (655,053 тыс. м3/час – по данным информации филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс», 650, 400 тыс. м3/час – по данным пояснений ООО «Газпром межрегионгаз», письму филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» от 27.02.2017, исх. № 51100-08-01027), документами, имеющимися в деле, не подтверждена.

Объем в размере 583,5 тыс. м3/час, указанный в письме от 03.09.2015 № 2184, является усредненным значением по отношению к проектному и текущему максимальному объему потребления. Применение усредненного показателя расхода газа действующим законодательством не предусмотрено и не подтверждается потребителем. Как следует из материалов Дела № 1-16-182/00-02-16, данная величина расхода газа определена не потребителем, исходя из планируемого объема потребления, а непосредственно группой лиц ПАО «Газпром», на основании данных технических условий на присоединение к ГРС с.п. Подстепки распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа (письмо ООО «Газпром газораспределение Самара» от 03.09.2015 № 2184).

Согласно пояснительной записке к проекту на ТЭЦ ВАЗ (пункт 12.4), расчетный максимальный расход газа на ТЭЦ при работе всех котлов на газе в максимально-зимнем режиме (при температуре наружного воздуха -30◦С и ниже) составляет 715 тыс.куб.м./час (в документе имеется внесенное от руки исправление), тогда как максимальная суммарная мощность двух ГРП составляет 600 тыс. куб.м./час. В режиме средней нагрузки за самый холодный месяц расход газа на ТЭЦ, при работе ТЭЦ только на газе, составит 590 тыс. куб.м/час, т.е. обеспечивается существующими ГРП. Как следует из письма филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» от 27.02.2017 № 51100-08-01027, максимальный проектный расход газа, потребляемый энергетическими и водогрейными котлами при единовременной работе составляет 650, 400 тыс. куб.м./час, а необходимый для покрытия максимальных располагаемых нагрузок ТЭЦ ВАЗа расход газа (в т.ч. на перспективу) составляет 460 тыс. куб.м./час. В соответствии с письмом филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» от 07.11.2016 № 51100-08-05501, расход газа на целевой состав газоиспользующего оборудования ТЭЦ ВАЗа составляет 277 тыс.куб.м./час. Таким образом, данные ПАО «Газпром», ООО «Газпром межрегионгаз» и филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» относительно проектной мощности газоиспользующего оборудования противоречат друг другу и не соответствуют представленным в материалы дела документам.

Общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее – ООО «СВГК») является газораспределительной организацией, осуществляющей эксплуатацию и развитие сетей газораспределения, расположенных на территории Самарской области, включая территорию городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский. Согласно уставу, основным видом деятельности ООО «СВГК» является оказание потребителям услуг по транспортировке газа по эксплуатируемым обществом газораспределительным сетям.

Транспортировка газа на территории города Тольятти и Ставропольского района осуществляется ООО «СВГК» по газораспределительным сетям, запитанным от газораспределительных станций (далее – ГРС) № 10, 19, 19А, 115, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Самара».

В частности, от газораспределительных сетей ООО «СВГК» запитан объект ТЭЦ ВАЗа, который является крупнейшим потребителем в регионе (согласно представленным сведениям, в 2015 г. объем транспортировки на ТЭЦ ВАЗа составил 1416 млн. м3 газа). Транспортировка газа на ТЭЦ ВАЗа осуществляется на основании договора, заключенного с ПАО «Т Плюс» филиал «Самарский», от закольцованных между собой ГРС-19, 19А по двум газопроводным ниткам:

- по газопроводу высокого давления от ГРС-19 до ТЭЦ ВАЗа, Центральный район, протяженностью 6946,2 метра, год ввода в эксплуатацию - 1971;

- по газопроводу высокого давления от ГРС-19 до ТЭЦ ВАЗа, ул. Северная, Центральный район, протяженностью 7185,65 метра, год ввода в эксплуатацию – 1984.

ООО «Газпром газораспределение Самара» (входит в группу лиц ПАО «Газпром») является газораспределительной организацией, осуществляющей услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Самарской области.

В рамках рассмотрения Дела № 1-16-182/00-02-16 установлено, что заключение и реализация соглашения, направленного на обеспечение создания альтернативного источника газоснабжения для ТЭЦ ВАЗа, транспортировка газа по которому в настоящее время обеспечивается ООО «СВГК», между органами государственной власти Самарской области и группой лиц ПАО «Газпром» не обусловлены какими-либо объективными причинами и не имеют под собой реальной технической, экономической или иной необходимости, кроме перевода потребителя ТЭЦ ВАЗа (филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс») от существующей газораспределительной организации ООО «СВГК» к иной газораспределительной организации ООО «Газпром газораспределение Самара», входящей в группу лиц ПАО «Газпром».

Соглашения (договоренности) между органами исполнительной власти Самарской области и хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ПАО «Газпром», направлены на создание нового источника газоснабжения ТЭЦ ВАЗа от ГРС с.п. Подстепки, содержатся в следующих документах:

1) корректировке схемы газоснабжения и газификации Ставропольского района Самарской области 2011 г., утвержденной губернатором Самарской области и генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз»;

2) планах-графиках синхронизации выполнения программ, в том числе план-график синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации на 2015 год Самарская область, утвержденного Губернатором Самарской области, ПАО «Газпром» и согласованного ООО «Газпром межрегионгаз»;

3) программе развития газоснабжения и газификации Самарской области на 2016 - 2020 г.г., в настоящее время утвержденной губернатором Самарской области и Председателем правления ПАО «Газпром».

Предметом соглашения, рассматриваемого в рамках Дела 1-16-182/00-02-16, является изменение существующей схемы газоснабжения Ставропольского района и городского округа Тольятти в части перевода потребителей, включая ТЭЦ ВАЗа (филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс») от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром».

Целью указанного соглашения является устранение с рынка транспортировки газа хозяйствующего субъекта – ООО «СВГК».

Реализация заключенного соглашения в части изменения существующей схемы газоснабжения Ставропольского района и городского округа Тольятти подразумевала:

- строительство нового источника газоснабжения для потребителя ТЭЦ ВАЗа, который является крупнейшим потребителем на территории Самарской области, от ГРС с.п. Подстепки (распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа) в отсутствие реальной технической, экономической или иной необходимости;

-  передача указанного распределительного газопровода на эксплуатационное обслуживание ООО «Газпром газораспределение Самара», входящему в группу лиц ПАО «Газпром», которое будет оказывать услуги по транспортировке газа на ТЭЦ ВАЗа по этому газопроводу потребителю - филиалу «Самарский» ПАО «Т Плюс»;

- создание условий, при которых транспортировка газа будет осуществляться по газораспределительным сетям от ГРС с.п. Подстепки, эксплуатируемым в дальнейшем организациями группы лиц ПАО «Газпром» (ООО «Газпром газораспределение Самара»), а не по газораспределительным сетям от действующих ГРС-19, 19А, эксплуатируемым ООО «СВГК» (вывод из эксплуатации ГРС-19, 19А суммарной мощностью 1185,00 тыс. м3/час со строительством вместо них новой ГРС мощностью 450,00 тыс. м3/час).

Реализация заключенного соглашения в части изменения существующей схемы газоснабжения Ставропольского района и городского округа Тольятти, фактически приведет (может привести) к ограничению конкуренции на рынке газоснабжения и газификации на территории Ставропольского района и городского округа Тольятти Самарской области, в частности, к ограничению конкуренции за доступ на рынок транспортировки газа (ООО «СВГК» не сможет осуществлять хозяйственную деятельность на данном товарном рынке) и, как следствие, к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на данном товарном рынке.

Решением по делу № 1-16-182/00-02-16 установлено, что со стороны органов исполнительной власти Самарской области имеет место заключение и реализация соглашения с группой лиц ПАО «Газпром», ООО «Газпром межрегионгаз», направленного на создание альтернативного источника газоснабжения для ТЭЦ ВАЗа, транспортировка газа которому в настоящее время обеспечивается ООО «СВГК», и перевод потребителя ТЭЦ ВАЗа (филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс») от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром», а именно:

- строительство газопровода-отвода и ГРС с.п. Подстепки мощностью 950 000 куб.м/час;

- строительство распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа от ГРС с.п. Подстепки до территории ТЭЦ ВАЗа, в отсутствие реальной технической, экономической или иной необходимости в выполнении указанных мероприятий. Последствием реализации имеющегося соглашения является устранение ООО «СВГК» с рынка транспортировки природного газа на объект ТЭЦ ВАЗа.

В результате рассмотрения Дела № 1-16-182/00-02-16, ФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на перевод потребителей газа Ставропольского района г.о. Тольятти Самарской области от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ООО «Газпром межрегионгаз» (Решение по делу №1-16-182/00-02-16).

Со стороны группы лиц в составе ПАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз» заключение и реализация указанного соглашения выразились в утверждении совместно с органами исполнительной власти Самарской области Корректировки схемы газоснабжения и Программы развития газоснабжения, которые являются основанием для выполнения указанных мероприятий, а также в непосредственном осуществлении при поддержке органов исполнительной власти Самарской области действий, направленных на создание альтернативного источника газоснабжения ТЭЦ ВАЗа (выполнение проектно-изыскательских работ в целях подготовки к строительству).

По результатам рассмотрения Дела № 1-16-182/00-02-16 ООО «Газпром межрегионгаз» выдано предписание ФАС России об устранении нарушений от 23.05.2017 № 02/36192/17 (далее - Предписание), срок – до 23.07.2017.

Решение по делу № 1-16-182/00-02-16 и Предписание обжалованы ООО «Газпром межрегионгаз» в Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-108744/2017).

28.11.2017 решением Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении требований ООО «Газпром межрегионгаз» о признании незаконным Решения и Предписания ФАС России отказано, законность Решения по делу № 1-16-182/00-02-16 и Предписания подтверждены постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности естественных монополий.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

В рассматриваемом случае рынок включает в себя несколько продуктовых составляющих:

- добыча газа, хранение газа, транспортировка, поставка, т.е. реализация газа в рамках договора между ПАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз»;

- реализация газа ООО «Газпром межрегионгаз» региональной газовой компании в рамках договора купли-продажи с наценкой 7,69 руб./тыс.м3 и коэффициентом калорийности;

- реализация газа ООО «Газпром межрегионгаз Самара» потребителям в рамках договора поставки с применением утвержденной ПССУ;

- транспортировка газа по газораспределительным сетям Ставропольского района и г. Тольятти (тариф ООО «Газпром газораспределение Самара»).

Географические границы рынка: территория Ставропольского района и г.о. Тольятти Самарской области.

В ходе рассмотрении дела защитником <...................> (по доверенности от 18.04.2018 № 78 АБ 4756072) направлялись письменные пояснения о возможности привлечения к ответственности иных должностных лиц ООО «Газпром межрегионгаз» (начальника Управления по работе с регионами Общества <...................>, начальника Управления по газификации и инвестиций Общества <...................>). Вместе с тем, доказательств, подтверждающих тот факт, что <...................>является ненадлежащим должностным лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 10 Устава ООО «Газпром межрегионгаз» (в новой редакции) (далее - Общество), утвержденным решением Участника ООО «Газпром межрегионгаз» от 12.03.2015 № 21, Председателем Правления ПАО «Газпром» <...................> (далее - Устав) руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором, являющимся исполнительным органом Общества.

Согласно пункту 10.3 Устава генеральный директор в своей деятельности руководствуется также единоличными решениями и указаниями единственного участника.

Пунктом 10.6 Устава генеральный директор решает все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, а также иные виды деятельности, регламентированные пунктом 10.8 Устава.

В соответствии с решением Участника Общества от 20.03.2003 № 107/к генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз» по совместительству и заключением с ним срочного трудового договора с 20.03.2003 г. назначен <...................>

Решением Участника ООО «Газпром межрегионгаз» от 17.03.2015 № 16/к <...................> избран генеральным директором с 20.03.2015 г. сроком на 3 года на условиях совместительства.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Следовательно, <...................>, являясь генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз», признанного нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, совершил правонарушение, которое выразилось в ненадлежащим исполнении своих служебных обязанностей путем реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на перевод потребителей газа Ставропольского района и г.о. Тольятти Самарской области от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром».

Ответственность за совершенное нарушение предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 14.32 КоАП заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В период совершения административного правонарушения (с 2015 г.) ответственность была предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ), согласно которой заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участия в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 1.7 КоАП закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Таким образом, санкция части 4 статьи 14.32 КоАП, введенная Федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ и отсутствующая в период совершения правонарушения (с 2015 г.), смягчает ответственность за его совершение, следовательно, в настоящий момент, с учетом изложенного, <...................> привлекается по части 4 статьи 14.32 КоАП.

Место совершения административного правонарушения: 197110, г. Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, литер А.

Время совершения административного правонарушения: период с 2015 года по настоящее время.

Объект административного правонарушения: общественные отношения, в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: в совершении <...................> координации деятельности по заключению и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, выраженного в утверждении совместно с органами исполнительной власти Самарской области Корректировки схемы газоснабжения и Программы развития газоснабжения, направленного на перевод потребителей газа Ставропольского района г.о. Тольятти Самарской области от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром».

Субъект административного правонарушения: <...................>.

Вина <...................> состоит в несоблюдении, предусмотренного частью 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрета на заключение соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и не принятии мер по его соблюдению, установлена и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, Решением по делу № 1-16-182/00-02-16.

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.32-524/00-02-18 и установленных обстоятельств, <...................> сознавал противоправный характер своего действия, предвидел его вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.

Факт совершения административного правонарушения
<...................> подтверждается протоколом № 4-14.32-524/00-02-18 от 26.04.2018 по делу об административном правонарушении, а также другими материалами дела.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В Постановлении ВАС № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Учитывая характер правонарушения, тот факт, что реализация ограничивающего конкуренцию соглашения, выраженного в утверждении совместно с органами исполнительной власти Самарской области Корректировки схемы газоснабжения и Программы развития газоснабжения, направленного на перевод потребителей газа Ставропольского района г.о. Тольятти Самарской области от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром», могло привести к сокращению хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке и к созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам (входящим в группу лиц ПАО «Газпром»), ущемив при этом интересы других хозяйствующих субъектов, и создало угрозу ограничения конкуренции на данной территории, следовательно, основания для применения статьи 2.9 КоАП отсутствуют.

Кроме того, длительность и методичность противоправного поведения, наличие отягчающих ответственность обстоятельств, включая неисполнение Предписания с даты его выдачи до настоящего времени, усиливают квалифицирующие признаки совершенного правонарушения.

В соответствии с частью 2.2. статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Следует отметить, что снижение административного штрафа является правом, а не обязанностью должностного лица, а реализация данного права не должна осуществляться бессознательно, в отсутствии к тому необходимых предпосылок.

Согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП такими предпосылками выступают: исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности должностного лица и если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением должностного лица, позволяющих применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Сведения позволяющие признать назначения наказания в виде административного штрафа излишне карательным, а равно подтверждающие, что оплата штрафа повлечет тяжелые финансовые последствия для
<...................>, отсутствуют.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением должностного лица, позволяющих применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП, в рамках производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.32-524/00-02-18 в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, установлено добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.32-524/00-02-18 в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, установлено совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год.

Срок давности привлечения <...................> к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьями 1.7, 4.1, 4.2, 4.3, частью 4 статьи 14.32 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

 

Признать <...................>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133051600001204251

ID: 0100000000004001843988643

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны