Решение №АГ/41905/17 Решение о рассмотрении жалобы <...> на определение об отказе... от 21 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

 

 

«29» мая 2017 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев материалы жалобы <...> на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2016 № 2726 в отношении акционерного общества «Газпром газораспределение Майкоп» (далее - АО «Газпром газораспределение Майкоп») (адрес: 385003, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Апшеронская, д.4; ИНН 0105018196, ОГРН 1020100707318, КПП 010501001; дата регистрации юридического лица: 10.06.2002), вынесенное заместителем руководителя Адыгейского УФАС России <...>, в отсутствии <...> надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила жалоба (от 25.11.2016 вх. № 174430/16) <...> (далее — Жалоба) на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2016 № 2726 в отношении АО «Газпром газораспределение Майкоп», вынесенное заместителем руководителя Адыгейского УФАС России <...>.

В Жалобе <...> просит отменить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2016 № 2726 (далее — определение), привлечь АО «Газпром газораспределение Майкоп» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

При рассмотрении материалов Жалобы установлено следующее.

В Адыгейское УФАС России 28.01.2016 г. поступило заявление <...> о привлечении АО «Газпром газораспределение Майкоп» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП в связи с направлением в ее адрес проекта договора подключения к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Майкоп» не соответствующего, по мнению заявителя, действующему законодательству в, части неправомерности требования наличия согласия третьих лиц на подключение к объектам газораспределения.

07.09.2015г. <...> обратилась в АО «Газпром газораспределение Майкоп» с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта: строящийся жилой дом, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п.Табачный, ул.Молодежная, 29.

В ответ на данное заявление письмом от 17.09.2015 №3424 АО «Газпром газораспределение Майкоп» сообщило о необходимости предоставления согласия <...>, являющейся собственником существующих сетей.

18.09.2015 <...> повторно обратилась в АО «Газпром газораспределение Майкоп» с заявлением о заключении договора о подключении технологическом присоединении без предварительной выдачи технических условий.

Письмом от 02.10.2015 № 3736 АО «Газпром газораспределение Майкоп» подтвердило, что газификация жилого дома <...> возможна только от существующих сетей, принадлежащих <...>, в связи с чем необходимо ее согласие.

В технических условиях от 04.06.2008 № 427а, выданных ОАО «Адыггаз» <...>, было установлено запроектировать и построить:

1. Распределительный газопровод низкого давления Ду 76 мм от заглушки на приусадебном участке жилого дома №1, ул. Красная, с переходом ручья и далее по приусадебным участкам четной стороны ул. Молодежная, до конца приусадебного участка жилого дома №34, ул.Молодежная, с установкой заглушки.

2. Газопровод Ду 57 мм от проектируемого газопровода, с переходом ул.Молодежная и установкой заглушки на красной линии приусадебного участка жилого дома №1 ул. Молодежная.

В особых условиях вышеуказанных технических условий установлено «После строительства, газопроводы оформить в собственность».

В соответствии с актом приемки законченного строительства объекта систем газоснабжения заказчиком строительства данного газопровода является <...>

Вместе с тем, в материалах дела, не представлены сведения (информация), подтверждающие право собственности вышеуказанной сети газораспределения по ул. Молодежная в пос. Табачный. Из акта приемки актом приемки законченного строительства объекта систем газоснабжения от 28.08.2008 невозможно сделать вывод, что собственником распределительного газопровода является <...>

В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 ГК.

Согласно статье 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Газопровод в соответствии с градостроительным кодексом является линейным объектом, следовательно, подлежит регистрации. Регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из вышеизложенного ФАС России направлен запрос (от 23.03.2017 № АГ/18749/17) в Управление Росреестра по Республике Адыгея о представлении информации о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество (линейные объекты), а именно:

      • Распределительный газопровод низкого давления Ду 76 мм от заглушки на приусадебном участке жилого дома № 1, ул. Красная, с переходом ручья и далее по приусадебным участкам четной стороны ул. Молодежная, до конца приусадебного участка жилого дома № 34 по ул. Молодежная, п. Табачный, Майкопский район, Республика Адыгея;

      • Газопровод Ду 57 мм от объекта, указанного в пункте 1, с переходом ул. Молодежная до приусадебного участка жилого дома № 1 ул. Молодежная, п. Табачный, Майкопский район, Республика Адыгея.

Исходя из представленной Управлением Росреестра по Республике Адыгея информации (от 12.04.2017 № 54055/17) и письма (от 17.04.2017 № 57228-ЭП/17) в настоящее время вышеуказанные сети газораспределения можно отнести к бесхозяйным.

Таким образом <...> собственником трубопровода не является и требование АО «Газпром газораспределение Майкоп» о согласовании с <...> технологического присоединения является неправомерным.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 Федерального закона об организации местного самоуправления в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для газоснабжения в границах муниципального образования. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен частью 3 статьи 225 ГК. Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Несмотря на то, что вышеуказанные газораспределительные сети образовались еще в 2002 году, органом, уполномоченным на решение задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, меры по постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного имущества не приняты. ОАО «Газпром газораспределение Майкоп» содействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества не оказано.

Согласно абзацу 2 статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2016) газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ОАО «Газпром газораспределение Майкоп» является газораспределительной организацией в соответствии со сведениями из реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

При этом, для ОАО «Газпром газораспределение Майкоп» в тарифе на транспортировку газа учтены объемы поставки потребителям, для которых осуществляется транспортировка по вышеуказанному газопроводу. Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Майкоп» эксплуатирует технологически связанные сети с целью получения прибыли.

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила), «исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 34 Правил, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.

Согласно пунктам 62, 74 Правил договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном ГК, с соблюдением особенностей, определенных Правилами.

В соответствии с частью 1 статьи 426 ГК лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Таким образом, газораспределительная организация не может отказать в подключении заявителя и, в случае невозможности подключиться к сетям основного абонента (или бесхозяйным), газораспределительная организация должна выдать договор о подключении к своим сетям. В материалах дела содержится договор о подключении объекта капитального строительства к принадлежащей АО «Газпром газораспределение Майкоп» на законном праве сети газораспределения № ПО-2/0147/15.

Деятельность по технологическому присоединению, находясь в сфере публичных правоотношений, накладывает на лицо, использующее сеть газораспределения для оказания услуг по транспортировке газа (газораспределительной организации) обязательства по осуществлению технологического присоединения газоиспользующего оборудования любого обратившегося к ней лица.

При этом законодательством предусмотрена возможность подключения к сетям «исполнителя» и к сетям основного абонента. Запрета на подключение к бесхозяйным сетям, связанными с сетями газораспределительной организации, нормативными правовыми актами не предусмотрено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

1. Жалобу <...> на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2016 № 2726 в отношении АО «Газпром газораспределение Майкоп», вынесенное заместителем руководителя Адыгейского УФАС России <...>, удовлетворить.

2. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2016 № 2726 в отношении АО «Газпром газораспределение Майкоп», вынесенное заместителем руководителя Адыгейского УФАС России <...>, отменить.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны