Решение №АГ/67444/17 Решение о рассмотрении жалобы на постановление о прекращении... от 29 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 1221-ФАС52-03/17

 

 

«28» сентября 2017 г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев материалы жалобы <...> на постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 1221-ФАС52-03/17 от 10.07.2017, вынесенное главным государственным инспектором отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России А.М. Смолиным в отношении публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (далее - ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород») (адрес: 603022, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Пушкина, д.18; ИНН 5200000102, ОГРН 1025203724171, КПП 526201001; дата регистрации юридического лица: 13.01.1994), в отсутствии <...>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в отсутствии законного представителя ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила жалоба (от 01.08.2017 вх. № 117324/17) <...> (далее — Жалоба) на постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 1221-ФАС52-03/17 от 10.07.2017, вынесенное главным государственным инспектором отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России А.М. Смолиным.

В Жалобе <...> просит отменить постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 1221-ФАС52-03/17 от 10.07.2017 (далее — постановление), привлечь ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

При рассмотрении материалов Жалобы установлено следующее.

04.08.2015 <...> обратился в ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» с заявкой о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Лукино, ул. Пырская, дом № 2, к сети газораспределения.

На основании поданной заявки ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» выдало <...> технические условия на подключение (от 05.08.2015 №1-0326 Б/2015) к проектируемому газопроводу низкого давления диаметром 219 мм, проложенному по улице Молодежной р.п. Лукино Балахнинского района Нижегородской области, а также договор о подключении № 326.

Между тем на основании пункта 78 Правил, данные технические условия, а также договор о подключении аннулированы газораспределительной организацией, о чем <...> уведомлен письмом от 02.12.2015.

08.12.2016 <...> обратился в газораспределительную организацию с заявлением об определении оптимальной точки подключения; с заявлением о выдачи технических условий на подключение <...> 08.12.2016 не обращался.

Письмом от 23.12.2016 ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» сообщило <...> о возможных точках присоединения (технологического присоединения) объекта капитального строительства (жилого дома), расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, рабочий поселок Лукино, улица Пырская, дом 2, к сети газораспределения.

Дополнительно ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» указало на готовность выдать технические условия на подключение к сети газораспределения, принадлежащей собственникам газопроводов, которые могут быть избраны точкой подключения для газификации объекта заявителя <...>, после предоставления согласия указанных лиц (основных абонентов).

28.02.2017 <...> повторно обратился в ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» с заявкой о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Лукино, ул. Пырская, дом № 2, к сетям газораспределения.

В своем заявлении <...> указывает на несогласие с требованием газораспределительной организации, поименованным в письме от 23.12.2016, о предоставлении в составе заявки согласия основных абонентов <...> и просит в отсутствие согласия последних выдать технические условия на подключение принадлежащего ему объекта к существующему газопроводу низкого давления Ду 110, 160 мм, проложенному к жилым домам №6, 7 по ул. Пырской.

Письмом от 02.03.2017 ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» повторно со ссылкой на нормы действующего законодательства, сообщило заявителю об отсутствии в составе заявки согласия основных абонентов <...>, которые могут быть избраны точкой подключения для газификации вышеназванного объекта.

При этом в письме газораспределительная организация сообщила заявителю о готовности выдать технические условия и договор о подключении к газопроводу низкого давления диаметром 219 мм, проложенному по ул. Молодежной р.п. Лукино Балахнинского района Нижегородской области (принадлежит ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» на законном основании).

В рассматриваемой ситуации ФАС России рекомендует устанавливать наличие права собственности вышеуказанной сети газораспределения.

В соответствии с актами приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы заказчиком строительства данного газопровода является <...>

Вместе с тем, в материалах дела, не представлены сведения (информация), подтверждающие право собственности вышеуказанной сети газораспределения по ул. Пырской в р.п. Лукино. Из актов приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы невозможно сделать вывод, что собственниками распределительного газопровода является <...>

В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 ГК.

Согласно статье 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Газопровод в соответствии с градостроительным кодексом является линейным объектом, следовательно, подлежит регистрации. Регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из представленной информации в настоящее время вышеуказанные сети газораспределения можно отнести к бесхозяйным.

Таким образом <...> собственниками трубопровода не являются и требование ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» о согласовании с <...> технологического присоединения является неправомерным.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения поселения относятся организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 Федерального закона об организации местного самоуправления в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для газоснабжения в границах муниципального образования. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен частью 3 статьи 225 ГК. Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Несмотря на то, что вышеуказанные газораспределительные сети образовались еще в 1994 году, органом, уполномоченным на решение задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, меры по постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного имущества не приняты. ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» содействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества не оказано.

Согласно абзацу 2 статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2016) газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» является газораспределительной организацией в соответствии со сведениями из реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

При этом, для ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» в тарифе на транспортировку газа учтены объемы поставки потребителям, для которых осуществляется транспортировка по вышеуказанному газопроводу. Таким образом, ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» эксплуатирует технологически связанные сети с целью получения прибыли.

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила), «исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 34 Правил, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.

Согласно пунктам 62, 74 Правил договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном ГК, с соблюдением особенностей, определенных Правилами.

В соответствии с частью 1 статьи 426 ГК лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Таким образом, газораспределительная организация не может отказать в подключении заявителя и, в случае невозможности подключиться к сетям основного абонента (или бесхозяйным), газораспределительная организация должна выдать договор о подключении к своим сетям. В материалах дела содержится договор о подключении объекта капитального строительства к принадлежащей ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» на законном праве сети газораспределения № 326.

Деятельность по технологическому присоединению, находясь в сфере публичных правоотношений, накладывает на лицо, использующее сеть газораспределения для оказания услуг по транспортировке газа (газораспределительной организации) обязательства по осуществлению технологического присоединения газоиспользующего оборудования любого обратившегося к ней лица.

При этом законодательством предусмотрена возможность подключения к сетям «исполнителя» и к сетям основного абонента. Запрета на подключение к бесхозяйным сетям, связанными с сетями газораспределительной организации, нормативными правовыми актами не предусмотрено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

 

РЕШИЛ:

 

1. Жалобу <...> на постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 1221-ФАС52-03/17 от 10.07.2017, вынесенное главным государственным инспектором отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России А.М. Смолиным, удовлетворить.

      • Постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 1221-ФАС52-03/17 от 10.07.2017, вынесенное главным государственным инспектором отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России А.М. Смолиным, отменить.

      • Возвратить Жалобу <...> в Нижегородское УФАС России на новое рассмотрение.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

                             А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны