Постановление №АЦ/60901/16 Постановление о наложении штрафа по делу об АП 4-14.32-21/00... от 5 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.32-21/00-22-16

 

«30» августа 2016 г. г. Москва

 

Я, Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цариковский Андрей Юрьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-21/00-22-16, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Чукотка-Лизинг» (место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Южная, д. 6; ОГРН 1138709000649; ИНН 8709014738; КПП 870901001; дата регистрации в качестве юридического лица — 03.10.2013) (далее — ООО «Чукотка-Лизинг»), в отсутствие законного представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-21/00-22-16, в присутствии защитника <...> (доверенность № 013 от 20.02.2016), которой разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а так же права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-00-129/00-22-15 Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, Государственное предприятие Чукотского автономного округа «ЧукотАВИА» (далее — ГП ЧАО «ЧукотАВИА»), ООО «Авиационная корпорация «Витязь», Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб» (далее — ГУП ЧАО «Чукотснаб»), ООО «Чукотка-Лизинг» признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, и участия в нем.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-00-129/00-22-15 установлены следующие обстоятельства.

ГУП ЧАО «Чукотснаб», являясь государственным унитарным предприятием, обязано осуществлять закупки товаров, работ, услуг с соблюдением процедуры закупки, установленной в положении о закупке, которое, в свою очередь, должно соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Анализ электронной переписки, осуществлявшейся между ГУП ЧАО «Чукотснаб» и ООО «Авиационная корпорация «Витязь», показал, что до и во время проведения закупок воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter данные организации путем переговоров в нарушение пункта 9.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее — Положение о закупках ГУП ЧАО «Чукотснаб») согласовывали условия будущих запросов предложений на поставку указанных воздушных судов, в частности начальную (максимальную) цену, размер авансовых платежей, дату изготовления воздушных судов, сроки поставки, состав основного и дополнительного оборудования (опций), необходимость представления участниками закупок гарантийного письма от изготовителя воздушных судов.

В обсуждении и согласовании условий поставки воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter также принимали участие ГП ЧАО «ЧукотАВИА» и Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа.

ООО «Авиационная корпорация «Витязь» направило в ГП ЧАО «ЧукотАВИА» коммерческое предложение (исх. № 12-02/14 от 02.04.2014) на поставку двух воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter 2015 года изготовления с планируемой датой передачи – февраль 2015 (первое воздушное судно) и март/апрель 2015 года (второе воздушное судно).

ГП ЧАО «ЧукотАВИА» письмом исх. № 1515 от 18.04.2014 направило указанное коммерческое предложение ООО «Авиационная корпорация «Витязь» в адрес Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа и в адрес ГУП ЧАО «Чукотснаб» с просьбой «рассмотреть вопрос приобретения для ГП ЧАО «ЧукотАВИА» самолётов DHC-6 Twin Otter Series 400 с дополнительными опциями согласно прилагаемой заявке по отработанной схеме финансовой аренды (лизинга)».

Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, рассмотрев предложение ГП ЧАО «ЧукотАВИА», письмом от 27.05.2014 исх. № 05/3-05/1749 направил ГУП ЧАО «Чукотснаб» коммерческое предложение ООО «Авиационная корпорация «Витязь» и просил ускорить рассмотрение вопроса приобретения для ГП ЧАО «ЧукотАВИА» самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400 с дополнительными опциями согласно прилагаемой заявке «по отработанной схеме финансовой аренды (лизинга)» и направить в адрес Департамента предложения для согласования.

В 2012 году ГУП ЧАО «Чукотснаб» уже приобретало у ООО «Авиационная корпорация «Витязь» два воздушных судна DHC-6 Series 400 Twin Otter, которые были затем проданы ООО «Чукотка-Лизинг» для передачи по договорам финансовой аренды (лизинга) ГП ЧАО «ЧукотАВИА».

Таким образом, под «отработанной схемой финансовой аренды (лизинга)» в письмах от 18.04.2014 исх. № 1515 и от 27.05.2014 исх. № 05/3-05/1749 ГП ЧАО «ЧукотАВИА» и Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа и имели ввиду приобретение ГУП ЧАО «Чукотснаб» воздушных судов у ООО «Авиационная корпорация «Витязь», затем их продажу ООО «Чукотка-Лизинг» и дальнейшую передачу воздушных судов ГП ЧАО «ЧукотАВИА» по договорам лизинга.

В свою очередь, ООО «Авиационная корпорация «Витязь» (электронным письмом от 04.06.2014 10:24) также предложило ГУП ЧАО «Чукотснаб» следующую схему закупки воздушных судов с указанием её этапов и поставщиков: ООО «Авиационная корпорация «Витязь» и ГУП ЧАО «Чукотснаб» заключают договор купли-продажи воздушных судов; Компания, купившая самолет затем продает или передает его ООО «Чукотка-Лизинг»; ООО «Чукотка-Лизинг» передает воздушные суда ГП ЧАО «ЧукотАВИА» в лизинг.

ГУП ЧАО «Чукотснаб» выразило согласие с предложенной схемой закупки (также указав аналогичных поставщиков на всех её этапах), о чем сообщило в ГП ЧАО «ЧукотАВИА», в ООО «Авиационная корпорация «Витязь», и в Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа электронным письмом от 05.06.2014 3:08, в котором, кроме того, указывалось, что воздушные суда должны быть изготовлены не позднее 2015 года и «нужно срочно оформлять предварительный и основной договоры на поставку или иным способом гарантировать поставщику покупку во избежание задержек с изготовлением».

Из вышеуказанной переписки (письма от 18.04.2014 исх. № 1515 и от 27.05.2014 исх. № 05/3-05/1749, электронные письма от 04.06.2014 10:24, от 05.06.2014 3:08) следует, что ГП ЧАО «ЧукотАВИА», ГУП ЧАО «Чукотснаб», Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, ООО «Авиационная корпорация «Витязь» и ООО «Чукотка-Лизинг» до проведения конкурентных процедур достигли договоренности по определению ООО «Авиационная корпорация «Витязь» поставщиком воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter для ГУП ЧАО «Чукотснаб», последующей их передаче ООО «Чукотка-Лизинг», а также продаже ООО «Чукотка-Лизинг» воздушных судов по договорам финансовой аренды (лизинга) ГП ЧАО «ЧукотАВИА».

Согласованная участниками соглашения схема закупки воздушных судов была впоследствии реализована.

Начиная с 06.06.2014 ГУП ЧАО «Чукотснаб» и ООО «Авиационная корпорация «Витязь» путём электронной переписки приступили к тщательному согласованию условий поставки воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter с серийными номерами № 919 и № 922. В процессе осуществляемых переговоров стороны согласовывали условия договоров купли-продажи воздушных судов и их комплектацию, а также дополнительные опции (окраска и т. д.) (в частности, электронные письма от 06.06.2014 14:35, от 17.06.2014 9:03).

18.06.2014 ГУП ЧАО «Чукотснаб» разместило на сайте http://zakupki.gov.ru информацию о проведении запроса предложений № 31401255638 (№ 445 по внутренней классификации заказчика) и запроса предложений № 31401255691 (№ 446 по внутренней классификации заказчика).

Предметом каждой закупки являлось право заключения договора на покупку гражданского воздушного судна - самолёта DHC-6 Series 400 Twin Otter с начальной (максимальной) ценой по каждому договору 7 801 609 (семь миллионов восемьсот одна тысяча шестьсот девять) долларов 44 цента США (без НДС) и сроками поставки воздушного судна не позднее 30 апреля 2015. В технических заданиях (раздел №3 документации) данных запросов предложений ГУП ЧАО «Чукотснаб» указало серийные номера закупаемых воздушных судов – № 919 и № 922, поставку которых стороны путём переписки согласовывали до объявления данных закупок. Серийный номер воздушного судна является уникальным и соответствует конкретному судну.

Таким образом, ГУП ЧАО «Чукотснаб» исключило возможность победы иных лиц, кроме ООО «Авиационная корпорация «Витязь», в данных закупках.

Непосредственно в период проведения (19.06.2014 — 27.06.2014) запросов предложений № 31401255638 (№ 445 по внутренней классификации заказчика) и № 31401255691 (№ 446 по внутренней классификации заказчика) ГУП ЧАО «Чукотснаб» и ООО «Авиационная корпорация «Витязь» в ходе электронной переписки продолжали согласовывать условия поставки самолётов DHC-6 Series 400 Twin Otter с серийными номерами № 919 и № 922 (электронные письма от 24.06.2014 9:19, от 24.06.2014 9:24, от 25.06.2014 14:03) при участии ГП ЧАО «ЧукотАВИА» (электронное письмо от 19.06.2014 3:03).

В пересылаемых проектах договоров поставки стороны указывали ООО «Авиационная корпорация «Витязь» в качестве продавца и ГУП ЧАО «Чукотснаб» в качестве покупателя.

На участие в запросах предложений были поданы заявки только ООО «ДВАЛКО», которое в своих заявках предлагало к поставке воздушные суда, произведенные в 2014 году с серийными номерами: № 871, № 901, № 905, № 906.

Характер переписки между ГП ЧАО ЧукотАВИА», ГУП ЧАО «Чукотснаб» и ООО «Авиционная корпорация «Витязь» во время объявленных публичных процедур закупок и неучастие последнего в них, а также условия документации запросов предложений в части серийных номеров воздушных судов подтверждают отсутствие у ГУП ЧАО «Чукотснаб» намерения осуществить реальный отбор какого-либо иного поставщика воздушных судов в результате проведения данных запросов предложений. Поведение сторон в период проведения запросов предложений свидетельствует о том, что целью их проведения являлось выявление потенциальных конкурентов ООО «Авиационная корпорация «Витязь» и установление для них препятствий, что подтверждается последующими изменениями требований к поставляемым воздушным судам в ноябре 2014 года.

Согласно протоколам (от 01.07.2014 № 445 и от 01.07.2014 № 446) рассмотрения и оценки заявок заявки ООО «ДВАЛКО» были отклонены закупочной комиссией ГУП ЧАО «Чукотснаб» как не надлежащим образом заверенные. В результате запросы предложений были признаны не состоявшимися.

После завершения проведения запросов предложений ООО «Авиационная корпорация «Витязь» сообщило в ГУП ЧАО «Чукотснаб» (электронным письмом от 01.07.2014 10:10), что включило в цену воздушных судов стоимость разработки индивидуального дизайна и стоимость их окраски в цветовую схему ГП ЧАО «ЧукотАВИА» - покупателя.

ГУП ЧАО «Чукотснаб» направило в Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа письмо исх. № 01-07/И2545 от 02.07.2014 в котором указало, что наиболее вероятным поставщиком воздушных судов DHC-6 Twin Otter Series 400 является ООО «Авиационная корпорация «Витязь», однако есть угроза, что данный поставщик не успеет поставить воздушные суда в необходимый срок. Кроме того, ГУП ЧАО «Чукотснаб» в своем письме просило рекомендаций и указывало, что также было получено коммерческое предложение от ООО «ДВАЛКО», которое по своим условиям (цене, комплектации) незначительно отличается от предложения ООО «Авиационная корпорация «Витязь», однако ГУП ЧАО «Чукотснаб» считает отрицательными моментами отсутствие опыта работы с данным продавцом и вероятный отказ ООО «Авиационная корпорация «Витязь» в таком случае сопровождать эксплуатацию воздушных судов.

Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, рассмотрев письмо ГУП ЧАО «Чукотснаб» исх. № 01-07/И2545 от 02.07.2014, прямо согласовал (письмом от 15.07.2014 исх. № 05/3-05/2361) заключение договора на поставку воздушных судов DHC-6 Twin Otter Series 400 из двух претендентов именно c ООО «Авиационная корпорация «Витязь».

Из анализа переписки ГУП ЧАО «Чукотснаб» и Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа становится очевидным, что речь идет о проведении конкурентных процедур и Департамент прямо согласовывает закупку у конкретного поставщика - ООО «Авиационная корпорация «Витязь», несмотря на на то, что ГУП ЧАО «Чукотснаб» указывало о наличии иного поставщика с сопоставимым по всем характеристикам предложением и возможностью более ранней поставки, что свидетельствовало о наличии конкуренции на товарном рынке.

Дальнейшее поведение ООО «Чукотка-Лизинг» и остальных участников договоренности при реализации каждого из её этапов (указанных в электронных письмах от 04.06.2014 10:24 и от 05.06.2014 3:08) подтверждают наличие между ними соглашения о заранее определённых поставщиках.

ГУП ЧАО «Чукотснаб», ООО «Авиационная корпорация «Витязь» и ГП ЧАО «ЧукотАВИА» продолжали согласование условий поставки воздушных судов посредством переписки в нарушение пункта 9.3 Положения о закупках ГУП ЧАО «Чукотснаб» вплоть до объявления запросов предложений в ноябре 2014 года (электронные письма от 24.09.2014 8:52, от 24.09.2014 9:00, от 07.10.2014 10:27, от 08.10.2014 8:25, от 14.10.2014 11:44, от 15.10.2014 3:00, от 08.10.2014 2:53, от 09.10.2014 2:24, от 15.10.2014 10:41, от 15.10.2014 10:43, от 29.10.2014 13:28, от 29.10.2014 13:34).

Осуществляя переписку с ГУП ЧАО «Чукотснаб» и выражая признательность за установление согласованных условий сделок купли-продажи в требования запросов предложений, ООО «Авиационная корпорация «Витязь» осознавало, что участвует в разработке закупочных документаций под два конкретных воздушных судна 2015 года изготовления, находящиеся в распоряжении Общества, и что это неизбежно приведёт к необоснованному ограничению числа возможных поставщиков.

06 и 07 ноября 2014 года ГУП ЧАО «Чукотснаб» повторно объявило (информация размещена на сайте http://zakupki.gov.ru) о проведении двух запросов предложений на право заключения договоров купли-продажи воздушного судна DHC-6 Series 400 Twin Otter: № 31401665418 (№ 535 по внутренней классификации заказчика) и № 31401668697 (№ 537 по внутренней классификации заказчика).

Условия поставки воздушных судов, содержащиеся в документациях данных запросов предложений, в том числе, ранее отсутствовавшее, требование о дате изготовления воздушных судов - 2015 год, соответствуют условиям, которые согласовывались ООО «Авиационная корпорация «Витязь» с ГП ЧАО «ЧукотАВИА» и ГУП ЧАО «Чукотснаб» путём электронной переписки.

Обстоятельства проведения запросов предложений в июне 2014 года в совокупности с поведением ГП ЧАО «ЧукотАВИА», ГУП ЧАО «Чукотснаб» и ООО «Авиационная корпорация «Витязь» в период их проведения свидетельствуют о том, что требование о дате изготовления воздушных судов (2015 год) было установлено в запросах предложений № 31401665418 (№ 535 по внутренней классификации заказчика) и № 31401668697 (№ 537 по внутренней классификации заказчика) в ноябре 2014 года с целью недопущения ООО «ДВАЛКО» до участия в них, поскольку из заявок ООО «ДВАЛКО» в июне 2014 года ГУП ЧАО «Чукотснаб» было известно, что данный поставщик имеет возможность предложить только воздушные суда, произведенные в 2014 году.

На участие в запросах предложений поступили заявки от ООО «Авиационная корпорация «Витязь» и ООО «ДВАЛКО».

В период подачи заявок ООО «Авиационная корпорация «Витязь» и ГУП ЧАО «Чукотснаб» пришли к выводу о необходимости внесения в закупочные документации дополнительного требования о представлении участниками гарантийного письма производителя воздушных судов (электронные письма от 11.11.2014 8:07, от 11.11.2014 17:55, от 11.11.2014 11:41, от 12.11.2014 9:30).

13 ноября 2014 года, за 5 (пять) дней до даты окончания срока подачи заявок, ГУП ЧАО «Чукотснаб» внесло соответствующее дополнительное изменение в документации запросов предложений.

ГУП ЧАО «ЧукотАВИА», участвовавшее в переписке, прямо указывало, что запросы предложений осуществлялись под конкретного поставщика - ООО «Авиационная корпорация «Витязь», а если заявку подаст какой-либо другой участник, то всегда можно прервать закупку (электронное письмо от 12.11.2014 8:58).

По результатам рассмотрения заявок на участие в данных запросах предложений заявки ООО «ДВАЛКО» были отклонены (протоколы рассмотрения и оценки заявок от 20.11.2014), в том числе, в связи с не представлением в полном объеме требуемых документов.

В тоже время ООО «Авиационная корпорация «Витязь» в нарушение пп. 6 раздела 2 «информационная карта» и п. 1.7 документаций о запросах предложений, п. 10.2.2.4 — 10.2.2.11, п. 10.6.9 Положения о закупках ГУП ЧАО «Чукотснаб» в составе своих заявок также не представило письмо на фирменном бланке Завода-изготовителя о постановке воздушного судна в производство.

Кроме того, в нарушение пп. 6 раздела 2 «информационная карта» документаций о запросах предложений, пп. 5 п. 10.2.2.2 Положения о закупках ГУП ЧАО «Чукотснаб» заявки ООО «Авиационная корпорация «Витязь» содержали не соответствующее законодательству решение об одобрении совершения крупной сделки, что в соответствии с пп. 1 п. 10.2.4.3 Положения о закупках ГУП ЧАО «Чукотснаб» являлось основанием для отказа в допуске к участию в запросах предложений.

Таким образом, ГУП ЧАО «Чукотснаб» не должно было допускать ООО «Авиационная корпорация «Витязь» до участия в запросах предложений, в том числе по одному из оснований, по которому были отклонены заявки ООО «ДВАЛКО». Однако ООО «Авиационная корпорация «Витязь» было допущено до участия в запросах предложений № 31401665418 (№ 535 по внутренней классификации заказчика) и № 31401668697 (№ 537 по внутренней классификации заказчика) как единственный участник и по результатам их проведения между ГУП ЧАО «Чукотснаб» и ООО «Авиационная корпорация «Витязь» были заключены договор № 1-МТР-КПВС от 21.11.2014 купли-продажи воздушного судна MSN 922, и договор № 2-МТР-КПВС от 21.11.2014 купли-продажи воздушного судна MSN 920 (дополнительным соглашением от 06.02.2015 серийный номер изменён на № 919) по начальной (максимальной) цене на сумму 9 520 861,73 долларов США (с НДС) каждый.

Федеральной антимонопольной службой также были направлены запросы иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по поставке воздушных судов и являющимся потенциальными участниками соответствующих закупок о причинах их неучастия в запросах предложений, проводимых ГУП ЧАО «Чукотснаб». Из представленных в ФАС России ответов ЗАО «ПРАНА-АВИА» (письмо №57/01-01/03 АТ от 04.06.2015) и ООО «Авиал ДВ» (письмо № 193 от 22.06.2015) следует, что данные хозяйствующие субъекты были ограничены в возможности принять участие в запросах предложений № 31401255638 (№ 445 по внутренней классификации заказчика), № 31401255691 (№ 446 по внутренней классификации заказчика) № 31401665418 (№ 535 по внутренней классификации заказчика), № 31401668697 (№ 537 по внутренней классификации заказчика) поскольку требования документации данных запросов предложений, а именно: серийные номера воздушных судов № 919 и № 922, сроки их поставки, дата изготовления воздушных судов – 2015 год и короткие сроки проведения запросов предложений, в которые невозможно осуществить поиск производителя, были установлены заказчиком под конкретного поставщика.

Таким образом, действия ГП ЧАО «ЧукотАВИА», Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ГУП ЧАО «Чукотснаб», ООО «Авиационная корпорация «Витязь» выразившиеся в договоренности об определении ООО «Авиационная корпорация «Витязь» поставщиком воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter для ГУП ЧАО «Чукотснаб» и об установлении ограничений иным потенциальным участникам запросов предложений на поставку соответствующих воздушных судов, в рамках реализации первого этапа антиконкурентного соглашения привели к ограничению конкуренции по отношению к иным поставщикам воздушных судов, в частности, к ООО «ДВАЛКО» при его участии в запросах предложений № 31401665418 (№ 535 по внутренней классификации заказчика) и № 31401668697 (№ 537 по внутренней классификации заказчика).

02 июня 2015 года ГП ЧАО «ЧукотАВИА» разместило на сайте http://zakupki.gov.ru информацию о проведении открытого запроса предложений31502420801 по выбору лизинговой компании на право заключения договора финансовой аренды (лизинга) самолета DHC-6 Twin Otter Series 400 (многолотовый).

ГП ЧАО «ЧукотАВИА», также как и ГУП ЧАО «Чукотснаб» является государственным унитарным предприятием и находится в ведомственном подчинении Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа (п. 1.3, 1.4 Устава).

В соответствии с документацией открытого запроса предложений № 31502420801 по лоту №1 предметом лизинга являлся самолет DHC-6 Twin Otter Series 400 с заводским серийным номером (MSN) 919, по лоту №2 - самолет DHC-6 Twin Otter Series 400 с заводским серийным номером (MSN) 922, воздушные суда должны быть не ранее 2015 года выпуска.

Таким образом, ГП ЧАО «ЧукотАВИА» объявило запрос предложений на поставку по договорам лизинга двух конкретных воздушных судов DHC-6 Twin Otter Series 400 с серийными номерами (MSN) 919 и (MSN) 922, которые ГУП ЧАО «Чукотснаб» ранее приобрело у ООО «Авиационная корпорация «Витязь», и принять участие в запросе предложений, объявленном ГП ЧАО «ЧукотАВИА», мог только участник, которому ГУП ЧАО «Чукотснаб» на своё усмотрение передаст воздушные суда с серийными номерами MSN 919 и MSN 922, в результате чего, иные потенциальные поставщики были лишены права на заключение договоров лизинга с ГП ЧАО «ЧукотАВИА».

Фактически взаимоотношения ГП ЧАО «ЧукотАВИА» и ООО «Авиационная корпорация «Витязь» носят двусторонний характер, в которых ГП ЧАО «ЧукотАВИА» является покупателем воздушных судов, а ООО «Авиационная корпорация «Витязь» поставщиком, что позволяет говорить об искусственности примененной участниками антиконкурентного соглашения схемы использования нескольких этапов закупки и привлечения ГУП ЧАО «Чукотснаб» и лизинговой компании для целей ограничения круга лиц, имеющих возможность принять участие в торгах на поставку воздушных судов.

Заявки на участие в открытом запросе предложений № 31502420801 поступили только от ООО «Чукотка-Лизинг» (протокол от 12.06.2015) и по результатам его проведения между ГП ЧАО «ЧукотАВИА» и ООО «Чукотка-Лизинг» были заключены договор финансовой аренды (лизинга) № 0919 от 16.06.2015 и договор финансовой аренды (лизинга) № 0922 от 16.06.2015.

Таким образом, при проведении ГП ЧАО «ЧукотАВИА» запроса предложений № 31502420801 в рамках реализации антиконкурентного соглашения была ограничена конкуренция.

В день заключения договоров лизинга, между ГУП ЧАО «Чукотснаб», ООО «Чукотка-Лизинг» и ГП ЧАО «ЧукотАВИА» были заключены трёхсторонние договоры: № 1/919-МТР от 16.06.2015 купли-продажи воздушного судна MSN 919 и № 2/922-МТР от 16.06.2015 купли-продажи воздушного судна MSN 922, в соответствии с которыми ООО «Чукотка-Лизинг» (Покупатель) приобретало воздушные суда у ГУП ЧАО «Чукотснаб» (Продавец) в собственность в целях дальнейшей их передачи ГП ЧАО «ЧукотАВИА» (Лизингополучатель) во временное владение и пользование по договорам финансового лизинга.

ООО «Чукотка-Лизинг» было учреждено решением ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 17.09.2013, которое, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.09.2015 № 829В/2015, является владельцем 100 (ста) процентов доли в уставном капитале данного Общества.

Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

(п. 1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

(п. 2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам.

ООО «Чукотка-Лизинг», как дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов доли принадлежит государственному унитарному предприятию ГУП ЧАО «Чукотснаб», заключать договор № 1/919-МТР от 16.06.2015 купли-продажи воздушного судна MSN 919 и договор № 2/922-МТР от 16.06.2015 купли-продажи воздушного судна MSN 922 имело право только по результатам проведения процедур, предусмотренных положением о закупке, и с соблюдением требований Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

Изъятия из действия Закона о закупках при заключении договоров финансовой аренды (лизинга) отсутствуют.

В нарушение пунктов 1, 2 части 2 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 и части 10 статьи 8 Закона о закупках информацию о проведении закупок, осуществлённых по договору № 1/919-МТР от 16.06.2015 купли-продажи воздушного судна MSN 919 и по договору № 2/922-МТР от 16.06.2015 купли-продажи воздушного судна MSN 922, на сайте http://zakupki.gov.ru ООО «Чукотка-Лизинг» не размещало, в результате чего иные потенциальные поставщики воздушных судов, кроме ГУП ЧАО «Чукотснаб», не имели возможности конкурировать за право участия в процедурах закупки ООО «Чукотка-Лизинг», следовательно, на этапе приобретения ООО «Чукотка-Лизинг» воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter была недопущена конкуренция за право их поставки.

Таким образом, между Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, ГП ЧАО «ЧукотАВИА», ГУП ЧАО «Чукотснаб», ООО «Авиационная корпорация «Витязь», ООО «Чукотка-Лизинг» было заключено антиконкурентное соглашение, реализация которого привела к ограничению конкуренции при проведении запроса предложений № 31401665418 (№ 535 по внутренней классификации заказчика), запроса предложений № 31401668697 (№ 537 по внутренней классификации заказчика), открытого запроса предложений № 31502420801, а также к недопущению конкуренции при заключении договоров № 1/919-МТР от 16.06.2015 купли-продажи воздушного судна MSN 919 и № 2/922-МТР от 16.06.2015 купли-продажи воздушного судна MSN 922. При этом реализация антиконкурентного соглашения была осуществлена при активном участии ООО «Чукотка-Лизинг».

Решение ФАС России по делу № 1-00-129/00-22-15 изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года (исх. КА/67489/15 от 27.11.2015).

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность для хозяйствующих субъектов в соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Время совершения административного правонарушения (заключение запрещенного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции, и участие в нем) - период апрель 2014 г. - 16 июня 2015 г.

Место совершения административного правонарушения (заключение запрещенного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции, и участие в нем) - Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Южная, д. 6.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением ФАС России по делу № 1-00-129/00-22-15 от 27.11.2015 (исх. от 27.11.2015 № КА/67489/15), протоколом № 4-14.32-21/00-22-16 об административном правонарушении от 24.02.2016, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Объект административного правонарушения: общественные отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Объективная сторона: в заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке реализации воздушных судов DHC-6Series 400 Twin Otter, а также участии в данном соглашении.

Субъект административного правонарушения: ООО «Чукотка-Лизинг» (место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Южная, д. 6; ОГРН 1138709000649; ИНН 8709014738; КПП 870901001; дата регистрации в качестве юридического лица — 03.10.2013).

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ООО «Чукотка-Лизинг» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ООО «Чукотка-Лизинг» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Срок давности привлечения ООО «Чукотка-Лизинг» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Учитывая, что административное правонарушение выявлено в 2015 году, административный штраф рассчитывается от суммы выручки правонарушителя за 2014 год на рынке которого совершено административное правонарушение.

Письмом от 03.02.2016 № 5 ООО «Чукотка-Лизинг» сообщило, что ведет учет доходов и расходов по методу начисления (статьи 271, 272 Налогового кодекса Российской Федерации).

В письме от 17.02.2016 № 011 ООО «Чукотка-Лизинг» направило в ФАС России сведения, что начисленная и фактически полученная выручка ООО «Чукотка-Лизинг» от реализации услуг финансовой аренды (лизинга) воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter в 2014 году составила 35 572 271,51 рубль, совокупный размер начисленной выручки ООО «Чукотка-Лизинг» от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2014 году составил 35 860 146,67 рублей.

Сумма выручки от реализации услуг финансовой аренды (лизинга) воздушных судов DHC-6 Series 400 Twin Otter превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении№ 4-14.32-21/00-22-16 обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении№ 4-14.32-21/00-22-16 установлено обстоятельство смягчающее административную ответственность: лицо не является организатором ограничивающего конкуренцию соглашения (пункт 1 примечания 3 к статье 14.32 КоАП).

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.32 КоАП, а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ООО«Чукотка-Лизинг» (место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Южная, д. 6; ОГРН 1138709000649; ИНН 8709014738; КПП 870901001; дата регистрации в качестве юридического лица — 03.10.2013), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 466 886 (четыреста шестьдесят шесть тысяч восемьсот восемьдесят шесть) рублей 06 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133090200000536523

Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент Банка России

г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

А.Ю. Цариковский

Связанные организации

Связанные организации не указаны