Решение №09/74156/19 Решение по жалобе № А-32/2019 специализированной некоммерчес... от 23 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «09» августа 2019

Полный текст решения изготовлен «16» августа 2019

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Апелляционная коллегия) в составе: «<…>»; членов Коллегии: «<…>»,«<…>»,

рассмотрев жалобу № А-32/2019 специализированной некоммерческой организации — фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее – Заявитель жалобы, Фонд, Заказчик)  исх.№ 2830 от 27.05.2019 (вх.№ 100091/19 от 11.06.2019) на решение  Челябинского УФАС России от 29.04.2019 по делу № 13-03/18 о нарушении антимонопольного законодательства,

в присутствии: «<…>» – представителя специализированной некоммерческой организации — фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (по доверенности); «<…>» - представителя ООО «ЖилКомСервис» (по доверенности); «<…>» (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба специализированной некоммерческой организации — фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области»   на решение  Челябинского УФАС России (далее также – антимонопольный орган) от 29.04.2019 по делу № 13-03/18 о нарушении антимонопольного законодательства

Решением Комиссии Челябинского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 29.04.2019 по делу № 13-03/18  Заказчик  и ООО «Жилкомсервис» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). В действиях Заказчика  и ООО «Жилкомсервис» было установлено заключение соглашения, имеющего своей целью и приводящего к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО «Жилкомсервис» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (извещение № 206950000011800061).

Заказчик с решением Челябинского УФАС России не согласен, считает, что указанный акт противоречит Закону о защите конкуренции, нарушает единообразие практики применения антимонопольного законодательства, просит решение отменить.

Доводы Заказчика  изложены в жалобе и сводятся к следующему.

По мнению  Фонда, изложенные в оспариваемом решении Челябинского УФАС России выводы носят предположительный характер, при этом конкретные обстоятельства, объективно свидетельствующие о состоявшемся соглашении, имеющим целью и приводящего к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО «Жилкомсервис», не установлены. Кроме того, помимо ООО «Жилкомсервис» к участию в торгах было допущено и ООО «Щербинский лифтостроительный завод», при этом на момент допуска участников аукциона заказчик не располагал информацией о том, что последний не будет принимать участие в аукционном торге.

По результатам анализа материалов дела № 13-03/18 Челябинским УФАС России установлена следующая совокупность выявленных Челябинским УФАС России косвенных доказательств заключения антиконкурентного соглашения между Заказчиком  и ООО «Жилкомсервис».

Согласно информации, представленной ЗАО «Сбербанк-АСТ», 23.05.2018  в Единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке utp.sberbank-ast.ru Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 206950000011800033 на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт. Начальная (максимальная) цена: 219 736 837,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.06.2018 8:30.

 На участие в аукционе № 206950000011800033 подано 7 заявок: ООО «Импорт-Лифт», ПАО «Карачаровский механический завод», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ООО «КУРС», ООО «Первая лифтовая компания», ООО Производственное объединение «Евролифтмаш», ООО «СКМ».

ООО «Жилкомсервис» заявку на участие в данном аукционе не подавало.

В соответствии с пунктом 133 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, (далее - Положение № 615) заказчик вправе отказаться от проведения электронного аукциона не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Однако на основании приказа от 15.06.2018 № 117/5 и в нарушение пункта 133 Положения № 615 указанный аукцион был отменен Заказчиком  после окончания срока приема заявок – 15.06.2018.

При этом доказательства наличия объективных причин для отмены аукциона № 206950000011800033 после окончания срока приема заявок  Заказчиком   в материалах дела отсутствуют.

В тот же день 15.06.2018 был объявлен новый электронный аукцион (извещение № 206950000011800061) на те же объекты и ту же начальную (максимальную) цену договора, что и аукцион № 206950000011800033.

 На участие в  аукционе № 206950000011800061 было подано  6 заявок (ПАО «Карачаровский механический завод», ООО «Импорт-Лифт», ООО «СКМ», ООО «РУСКО ЛИФТ», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ООО «Жилкомсервис»).

К участию в аукционе было допущено только два участника (ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ООО «Жилкомсервис»).

ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» в аукционном торге не участвовало, предложения о цене не подавало.

Победителем признано ООО «Жилкомсервис» с предложенной ценой 218 638 152,81 рублей (снижение на минимальный шаг аукциона - 0,5 % (1 098 684,18 руб.).

Согласно протоколу заседания комиссии по осуществлению закупок по вопросу рассмотрения заявок от 09.07.2018 заявки ООО «РУСКО ЛИФТ» и ООО «СКМ», ООО «Импорт-Лифт»  и ПАО «Карачаровский механический завод» отклонены по причине отсутствия сведений об участниках электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части выполнения соответствующих работ и (или) услуг) (далее - Реестр).

При этом решениями Челябинского УФАС России по жалобам № 48-03-18.1/2018 (исх.№ 9754/03 от 20.07.2018) и № 49-03-18.1/2018 (исх.№ 9798/03 от 23.07.2018) действия Фонда по отклонению заявок ООО «РУСКО ЛИФТ» и ООО «СКМ» при проведении электронного аукциона (извещение № 206950000011800061) признаны необоснованными. Заказчику были выданы предписания № 17 (исх.№ 9755/03 от 20.07.2018) и № 18 (исх.№ 9777/03 от 23.07.2018) о не заключении договора по итогам проведения аукциона, отмене протоколов и пересмотре заявок с учетом решений Челябинского УФАС России.

Однако предписания Заказчиком не исполнены.

В ходе рассморения дела № 13-03/18 Челябинским УФАС России было установлено, что отклонение заявок ООО «Импорт-Лифт»  и ПАО «Карачаровский механический завод» было также необоснованным.

Решения Челябинского УФАС России по жалобам № 48-03-18.1/2018 и № 49-03-18.1/2018, а также предписания № 17 и № 18 направлены посредством электронной почты в адрес  Заказчика 20.07.2018 и 23.07.2018 соответственно.

На электронной площадке указанные решения и предписания размещены 24.07.2018.

В этот же день, согласно письму ЗАО «Сербанк-АСТ» от 02.08.2018 № 3553, оператором электронной площадки в адрес  Заказчика направлено уведомление об обеспечении возможности исполнения пунктов 1-3 предписаний № 17 и № 18, а именно: об отмене протоколов и повторном проведении процедуры оценки заявок на участие в аукционе.

Однако,  Заказчиком указанные предписания не исполнены.

По данным электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» по результатам данного аукциона (извещение № 206950000011800061) между Заказчиком и ООО «Жилкомсервис» несмотря на   предписания антимонопольного органа заключен договор от 25.07.2018.

Также между Заказчиком и ООО «Жилкомсервис» 27.07.2018 заключено дополнительное соглашение к указанному договору.

В ходе рассмотрения дела № 13-03/18 Челябинским УФАС России также установлено, что ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», помимо рассматриваемых аукционов, подавало заявки на участие в аукционе № 206950000011800035 (начальная (максимальная) цена договора – 23 652 200,00 руб.).

В аукционе № 206950000011800035 также, как и в аукционе № 206950000011800061, ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» ценовые предложения не делало, в аукционном торге не участвовало. При этом, в этой же закупке принимали участие ООО «Импорт-Лифт», ООО «СКМ» и ПАО «Карачаровский механический завод».

ООО «СКМ» и ПАО «Карачаровский механический завод» принимали активное участие в аукционном торге, снизив цену договора до 16 521 060,85 руб.– ПАО «Карачаровский механический завод» (снижение на 30,15%), и 16639 321,85 рублей – ООО «СКМ» (снижение на 29,65%).

ООО «Жилкомсервис» предложило цену – 21 641 762,15 руб. (снижение на 8.5%).

Кроме того, по результатам анализа электронных аукционов за 2017-2018 годы, в которых принимали участие ООО «Жилкомсервис» и ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», антимонопольным органом установлено, что ООО «Жилкомсервис» снижает цену договора в среднем от 2,5% до 36%, АО «Щербинский лифтостроительный завод» - от 1% до 8,5%.

Из 13 аукционов за указанный период времени, в которых принимали участие одновременно ООО «Жилкомсервис» и ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» выиграло только один аукцион (в 5 аукционах в торге не участвовало), в 8 аукционах победителем являлось ООО «Жилкомсервис».

 Рассмотрев жалобу и материалы дела, заслушав доводы участвующих при рассмотрении жалобы лиц, Апелляционная коллегия установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган пересматривает решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа; изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

Частью 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения  антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Кроме того, в соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3 (далее - Разъяснение Президиума ФАС России №3), факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. В качестве доказательств могут использоваться документы и материалы, полученные с соблюдением требований к порядку и оформлению их получения.

Таким образом, о заключении  Заказчиком и ООО «Жилкомсервис» соглашения, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО «Жилкомсервис» свидетельствует совокупность следующих обстоятельств:

- отказ Заказчика от проведения аукциона № 206950000011800033 (на который ООО «Жилкомсервис» заявку не подавало) без наличия каких-либо объективных причин и с нарушением установленного Положением № 615 для такого отказа срока;

-объявление в тот же день нового электронного аукциона (206950000011800061) с тем же предметом закупки;

- необоснованное отклонение четырех заявок (ООО «Руско лифт», ООО «СКМ», ПАО «Карачаровский механический завод», ООО «Импорт-Лифт») из шести поданных;

- допуск к участию в закупке только ООО «Жилкомсервис» и ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», которое не принимает участия в торге в большинстве закупок, на которые подает заявки,

- неисполнение предписаний Челябинского УФАС России о не заключении договора, об отмене протокола, составленного в ходе проведения аукциона № 206950000011800061 и повторного проведения процедуры оценки заявок,

- заключение договора и дополнительного соглашения к нему, а также исполнение договора  Фондом и ООО «Жилкомсервис» после выданного комиссией Челябинского УФАС России предписания,

- заключение контракта с минимальным снижением НМЦК — 0,5 %,

- наличие у Заказчика и ООО «Жилкомсервис» возможности для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом о защите конкуренции, но непринятие указанными лицами всех зависящих от них мер по их соблюдению.

Апелляционная коллегия констатирует, что указанных обстоятельств достаточно для установления антимонопольным органом факта заключения Фондом и ООО «Жилкомсервис» антиконкурентного соглашения.

Апелляционная коллегия приходит к выводу о направленности воли  Заказчика и ООО «Жилкомсервис» на заключение договора по результатам аукциона (№ 206950000011800061), несмотря на наличие решений антимонопольного органа и соответствующих предписаний.

 Доводы  Заказчика о том, что договор подписан вследствие ошибки сотрудников отдела закупок и организации торгов не принимаются Апелляционной коллегией  во внимание, поскольку никаких действий по устранению допущенной ошибки  Заказчик  не предпринимал, более того, 27.07.2018 заключил с ООО «Жилкомсервис» дополнительное соглашение к указанному договору и приступил к исполнению договора.

По тем же причинам не может быть принят во внимание довод ООО «Жилкомсервис» о том, что  оно действовало добросовестно и разумно.

Зная на момент подписания договора заказчиком о наличии принятых антимонопольным органом решений и предписаний, ООО «Жилкомсервис» также не предприняло никаких действий, направленных на урегулирование возникшей ситуации, не сообщило Заказчику о невозможности подписать данный договор, вместо этого подписало дополнительное соглашение к договору и также как и Заказчик  приступило к исполнению договора.

Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия соглашается с выводами Челябинского УФАС России о том, что между  Заказчиком и ООО «Жилкомсервис» имело место заключение соглашения, которое проявилось в создании  последнему преимущественных условий участия в аукционе и позволило ему быть признанным победителем в данном аукционе.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемые ответчикам нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Действия Заказчика, выразившиеся в намеренном необоснованном отклонении заявок ООО «РУСКО ЛИФТ» и ООО «СКМ», ООО «Импорт-Лифт», ПАО «Карачаровский механический завод» и последующем заключении договора с ООО «Жилкомсервис», несмотря на наличие выданных антимонопольным органом предписаний, а также действия ООО «Жилкомсервис», выразившиеся в заключении договора по результатам Аукциона и дополнительного соглашения к нему, а также исполнение данного договора в то время как Обществу было известно о нарушении порядка определения победителя Заказчиком и выданных ему предписаниях, свидетельствуют о нарушении пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что действия  Заказчика и ООО «Жилкомсервис» в ходе проведения указанных торговых процедур правомерно были расценены антимонопольным органом как поведение, которое привело к ограничению конкуренции созданию преимущественных условий для ООО «Жилкомсервис», а, следовательно, является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что основания для отмены решения Челябинского УФАС России  по делу 13-03/18  о нарушении антимонопольного законодательства  отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

Жалобу специализированной некоммерческой организации — фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» на решение  Челябинского УФАС России от 29.04.2019 по делу № 13-03/18 о нарушении антимонопольного законодательства оставить без удовлетворения.

 

Заместитель председателя

Апелляцинной коллегии:

 

 

 

«<…>»

Члены Апелляцинной коллегии:

«<…>»

 

«<…>»

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны